Об идеологической обработке детей в США

На модерации Отложенный

 Вот, к примеру, каким вспоминает своё детство американский историк Лари Вульф: «Я родился в 1957 году, в год запуска первого спутника, и я считаю себя дитём «холодной войны». Карибский кризис произошёл уже на моей памяти: я был тогда достаточно большим, чтобы понимать, что мои родители и другие взрослые напуганы, и страхи их как-то связаны с Россией.

На следующий год я пошёл в школу, где меня научили, что надо делать во время воздушного налёта. Если в случае пожара мы должны были покинуть школьное здание, то по сигналу воздушной тревоги нам следовало остаться внутри, но выйти из классов в коридор, выстроясь лицом к стене, сесть на корточки и закрыть голову руками. Эти упражнения были довольно пугающими для детей, и я помню, что закрывал руками не только голову, но уши – чтобы заглушить предполагаемый грохот разрывов.

Всё это происходило двадцать лет спустя после окончания Второй мировой войны, и у нас не было ни малейшего сомнения, что врагом, от которого нам предстоит прятаться в коридорах, будет именно Советский Союз – то есть страна, которую мы называли просто Россией».

«Возможно, сегодняшние русские удивятся, узнав, что каждый американец моего поколения в детстве смотрел мультфильмы из серии «Рокки и Бульвинкль», где много внимания, в частности, уделялось России. В этом мультфильме два бесстрашных защитника свободы и американских ценностей, летающая белка по имени Рокки и анекдотически глупый лось по имени Бульвинкль, спасали мир от коварных, аморальных и очень опасных происков двух русских шпионов, Бориса Бедунова и его спутницы, высокой, злобной и соблазнительной Наташи.

(То была недоступная детям и довольно глупая игра слов: Борис Бедунов вместо Бориса Годунова – он был плохим, «Bad», а не хорошим, «Good»). Начальником, похоже, была именно Наташа, которая постоянно командовала комически властным голосом: «Борис, хватай лося!» Зловещий облик России отражался не только в наших ядерных страхах, но и в смешных детских мультфильмах. Зло говорило с русским акцентом».

«Образ России для меня определяли, конечно, не только Борис и Наташа. Во времена моего детства американцы открывали для себя и других вымышленных героев, таких как доктор Живаго и Иван Денисович, чьи страдания символизировали в наших глазах ужасы коммунизма. Одновременно выдающиеся артисты вроде Рудольфа Нуриева, а затем Михаила Барышникова пользовались огромным успехом в Лондоне, Париже и Нью-Йорке ещё и потому, что блеск их мастерства служил отражением и русского гения, и подневольного положения творческой личности в стране, которую они вынуждены были покинуть.

Вне всякого сомнения, Россия покоряла наше воображение, господствовала в страхах и фантазиях и помогала нам ощущать свою принадлежность Америке и Западу в целом».

«В 1960 году журнал «Лайф» издал иллюстрированный альбом о России, где объявлялось, что этот «пространный и пустынный край порождает мрачное ощущение нереальности и служит естественным фоном для повторяющихся волнений, драм и жестокостей».

Что до самих русских, то «по сути своей, жители СССР – примитивные люди в том смысле, что они не знают ещё космополитичной утончённости жизни, не смягчены современными удобствами и не дезориентированы богатством выбора, доступным в высокоразвитых обществах. Как и их страна, их помыслы и идеи широки, просты и открыты». Предполагаемая примитивная открытость русского сознания, в сочетании с драматизмом ландшафта, предоставляла Америке превосходный фон, на который можно проецировать собственные комплексы».

«Русские были так же необходимы американцам, как Борис и Наташа – Рокки и Бульвинкль. Стараясь узнать своего врага, пытаясь свыкнуться с реальностью Советского Союза, мы также прибегали и к изобретательству, формулируя русскую угрозу так, чтобы она отвечала нашим собственным культурным потребностям».

Источник: Вульф Л. «Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи просвещения» / Пер. с англ. И.Федюкина. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С.12-14).

А либеральная пропаганда постоянно и непрерывно твердит, что Советский Союз был якобы самой идеологической страной мира. Но у нас не доходило до того, чтобы детей накачивали идеологическими мультфильмами-пугалками. И первоклассников не запугивали ядерной угрозой и другими подобными страшилками, как это было в США.

Накачивание в сознание людей образа врага с самого раннего их детства присуще, как правило, агрессивным цивилизациям. А у нас даже в пионерских отрядах была больше игра (костры, песни, соревнования и т.п.), нежели идеология. В сознание детей не нагнетался психоз устрашения врагом. А красные галстуки были одного цвета с государственным флагом (Знамя Победы), что воспитывало не страхи в детских душах как, это было в США, а гордость за свою страну, то есть, тот самый патриотизм, который так ненавистен и осуждаем либеральной антисоветской пропагандой.