Много званых, а мало избранных
                        Меня всегда удивляло до какой степени низости могут опускаться идеи – при их снисхождении в мир (так что потом приходится вновь изобретать способы, искать иные слова – чтобы объяснить людям вновь то же самое, давно сказанное).
От представления о богоизбранности (особой духовной силе) отдельных людей – к представлению о богоизбранности каст, сословной иерархии, далее – к оправданию этим буржуазного права наследственной собственности, и вот теперь – к многоэтажному человечеству.
Несомненно, люди очень различны – в чем-то гностицизм сильно прав.
Кто же не видит – есть люди "духовные", есть "душевные" – и наконец, просто "плотские"...
Это подтверждается хотя бы тем, что говорить с одними из них на языке, предназначенном другим, – пустое дело.
По жизни их двигают разные стимулы – несовместимые смыслы. Но вот только загвоздка – это не может быть основанием разделения на касты.
"Божественный порыв", "просветленность", "духовность" не передаются от родителей детям – ни генетически, ни воспитанием, ни обучением. Ничего похожего на то, каким образом ремесленник передает потомкам свои навыки, дворянин – титулы, богач – состояние... Дело даже не в этом, – невозможно произвести селекцию, – невозможно сформулировать ее принципы, – и кто же должен ее производить? Его-то кто отберет? Если даже представить, что она каким-то чудом все-таки произошла – далее у нее нет шансов сохраниться.
Более того, духовность – не есть неизменное, присущее человеку свойство – как правило "открывается что-то" человеку в результате внутренней ломки, беды, болезни, войны... В жизни человека что-то должно произойти – к "просветлению" ведет несчастье, человек должен избавиться от иллюзии своей целостности, вечности, – чтобы быть способным воспринять.
Иначе – даже мудрейший обречен на холодные умствования, интеллектуальные игры – и только.
(Бытие определяет сознание, это верно – но сложнее чем у Маркса.)
Ты получаешь божественный огонь как жестокий, обжигающий руки дар – который ты не в силах выдержать, нести. И не спешите верить тому, кто говорит, что несет – возможно он несет лишь память об этом огне, одни остывшие угли.
Общезначимость (кафоличность, соборность) церкви и общезначимость научная – это две разные общезначимости. Дух и рациональное знание отличаются не степенью своей доступности – но степенью своей к человеку требовательности.
Дух прорывается в самой неожиданной точке – а вовсе не там, где для этого "созданы условия". Где созданы условия – там культура громоздит свои бессмысленные, бесконечно усложняющиеся формы... Там царит манерность, поза, правила – а также борьба с правилами, соперничество идей, – и соперничество людей, – дух и душа там умирают
                        
                     
                    
Комментарии