СИРИЯ: ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ – ТОЛЬКО НА СЛОВАХ?


 

Эти бойцы Свободной Сирийской Армии – являются скорее свободными коллективами вооружённых людей чем объединённой армией.

Абу Муфаа, командир ячейки мятежников, называемой Бригадой справедливых специальных сил, был очень занят.

Он собирался похоронить двух своих людей, убитых в последней стычке с правительственными силами в окрестностях Дамаска. Но, говоря по мобильнику с плохой слышимостью, у него было время, чтобы выразить печальный вердикт перемирию, предложенному ООН в честь мусульманского праздника: «На практике, это ничего не означает.» 

Мы провели несколько дней с его бойцами на холмах в окрестностях столицы. Крепко сложенный, со страшным шрамом на щеке Абу Муфаа был фермером, выращивал яблоки и был чемпионом по тайскому боксу, прежде чем он стал лидером своей группы мятежников. Любимый своими людьми, он мог бы быть первым, кто признает, что его не очень обременяют политические тонкости.

Более тонкий ответ был сформулирован бригадным генералом  MethqalHusanial-Btaishal-Neemeh «спикером объединённого командования военных и революционных советов всей Сирии».  В видео на Ю-Тьюб, сидя за столом в окружении бойцов, он сказал, что мятежники будут соблюдать прекращение огня, если правительство освободит всех заключённых, снимет осаду Хомса, прекратит активность авиации и не будет использовать перемирие для перегруппировки или для снабжения

Вероломство и интриги.

Это было более длинное высказывание того, что ранее сказал Абу Муфаа: перемирие будет существовать только на словах.

 

Груды развалин на улицах Алеппо, Где продолжается борьба за контроль над городом.

И даже тогда, несмотря на свой впечатляющий титул бригадного генерала, не ясно, от имени скольких мятежников он говорит.

Офицер, представивший себя как начальник штаба Свободной сирийской армии, полковник Ахмат Хияджи, полностью отверг идею прекращения  огня: «Мы не согласны и не согласимся на прекращение огня,» - сказал он в среду арабскому каналу Би-Би-Си. «Режим  использует вероломство и интриги. Этому нельзя верить.» 

Сирийское правительство формально приняло перемирие – но резервировало право отвечать на атаки.

Фактически, Свободная сирийская армия (ССА) - это скорее название сотен различных вооружённых группировок, чем одна организация с объединённой командной структурой.

Решающая битва.

Спецпредставитель ООН Ладхар Брахими говорит, что большинство командиров мятежников согласны с его предложениями. Но, если даже это правда в отношении заявлений высокопоставленных представителей ССА, существуют другие группы, вовлечённые в борьбу.

Одна из них Аль-Нусра Фронт – воинственные джихадисты, воюющие бок о бок с ССА. В среду они опубликовали заявление, в котором говорится: «Не будет мира между нами и этим кровавым режимом… Только меч будет между нами и Бог всемогущий будет судить.»

Та же ситуация была в последний раз, во время провозглашённого ООН перемирия, когда Кофи Аннан пытался свести обе стороны. Мы были в провинции Хомс в это время в начале года. Стрельба была каждый день, где бы мы ни были.

Типичное развитие гражданских войн: гнев и энергия сначала, всё более большое кровопролитие и измождение в конце, когда возрастают людские потери.

Каждая сторона обвиняет другую за открытие огня первыми. Для находящихся под большим давлением жителей в период осады правительственными войсками городов подобно Хомсу, Квасайра или Растана, перемирие совсем ничего не означает.

«Как долго это будет продолжаться?»- этот вопрос часто слышен в Сирии и за её границами. Уже было 20 месяцев кровопролития и 30000 убитых в соответствии с некоторыми оценками. Конец этому не виден.

Слабые надежды.

В марте я разговаривал с женщиной, которая бежала из BabaAmr со своими детьми. «Мы хотим свободы, - сказала она, - но, если бы мы знали, что случится, мы никогда бы этого не начали.» Её муж пропал. Она провела много недель под обстрелом. Она не выдержала. Другие части Сирии – сейчас это Алеппо – подвергаются такому же испытанию, тем не менее, Сирия, может быть, ещё лишь в начале медленного подъёма кривой насилия, после чего установятся сожаление и усталость от войны.

Существуют местные очаги прекращения огня, где местный военноначальник и мятежники решают оставить друг друга в покое на время (обычно, к облегчению местного населения).

В одной деревне в августе мы обнаружили, что хорошо известный наркобарон, который возглавлял мятежников, убил местного командира ССА и взял на себя командование всеми мятежниками в регионе. Он заключил затем соглашение с полицией и армией: он не будет нападать на них, а они оставят его заниматься наркобизнесом. По крайней мере, в этой деревне достигнут своего рода мир.

Ландхар Брахими, конечно, пытается достичь чего-то более значительного. «Если мы добьёмся успеха с этой скромной инициативой, более длительное прекращение огня может быть достигнуто,»- сказал он, человек, который мог бы запустить политический процесс окончания гражданской войны.

Это облегчило бы жизнь гражданскому населению Сирии. Некоторые мирные жители в местах, подобных Алеппо, скрываются в подвалах и думают о том, не погибнут ли они от голода и холода этой зимой. Но, они не верят в это: в войне слишком много всего случается.  

Надежда на «конец без похорон», как сказала одна арабская газета аль-Кудс аль-Араби, возможно, единственная слабая надежда.

http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-20085993