Что у Кремля на уме, то у Прохорова на языке?

 

Михаил Дмитриевич Прохоров, «инфант террибль» отечественного политикума, периодически троллящий СМИ и «прогрессивную общественность» своими выходками и неожиданными инициативами, в эту субботу снова заставил говорить о себе. Выступая на съезде им же основанной партии «Гражданская платформа», Прохоров обронил фразу, которая, судя по всему, будет иметь очень далеко идущие последствия.

«А так ли эффективно наше разделение на национальные округа и национальные республики?» - задумчиво произнес любимец либеральных журналистов и прочих представителей «креативного класса». И дальше развил свою мысль в том смысле, что нынешнее деление российских территорий нецелесообразно даже с точки зрения экономической эффективности. Конечно, вопрос этот непростой, заключил Прохоров и потребует изменений в Конституцию.

Обратим внимание, что слова о предстоящих изменениях в Конституции РФ звучали на прошедшей неделе дважды – сначала их произнес депутат от ЕР Евгений Федоров, а затем миллиардер-самородок Михаил Прохоров. Скажете, случайность? А я скажу: тенденция. Как ни относись к гротескному образу богача, самодура и политического авантюриста Прохорова, но, по сути, он, как говорится, «с языка снял» ту идею, которая не просто витает в воздухе, а уже настолько напитала этот воздух, что готова пролиться в виде серьезных законодательных осадков.

Ни для кого не секрет, что нынешнее деление России на регионы с разными и несоразмерными статусами, это уже не просто дурь и пережиток, это серьезная бомба под целостность государства. Если на заре советской власти появление национальных республик внутри исторической России было оправдано той ситуацией, при которой заново собиралась страна, то сегодня, после того, как наши народы были перемешены индустриализацией, войной и «перестройкой», существование регионов с разными правами и полномочиями в рамках одного государства выглядит полным анахронизмом.

А главное, очень сложно найти логику в нынешнем административном делении страны. Почему дотационная Республика Ингушетия имеет право на свою конституцию и своего президента, а мощный богатейший Красноярский край, на территории которого можно спрятать весь ЕС, такими правами не обладает? Зачем вообще единой и неделимой стране такое количество местечковых конституций и президентов?

С какой целью изначально было установлено неравенство между обычными областями и национальными республиками? Разве статус республики дает какие-то особые коврижки ее жителям? Так нет же - именно из этих республик сегодня наметился мощный миграционный поток в менее статусные, но почему-то экономически более привлекательные области и края. И тут миллиардер Прохоров, прославившийся своими драконовскими предложениями по изменению Трудового кодекса, совершенно прав: даже с точки зрения экономики и бизнеса, нынешнее разделение российских территорий абсолютно бессмысленно и вредно.

Я уже не говорю об элементарной исторической справедливости: Русь ведь изначально создавалась из нескольких княжеств, воспоминания о которых сохранились в названиях областей – Тверская, Владимирская, Новгородская, Псковская… Так почему бы этим б. княжествам тоже не потребовать собственную конституцию и собственного президента? Понимаю, что звучит диковато, ну так у нас многое сегодня звучит очень странно. Вас, к примеру, не шокирует вот такая вывеска на солидном сером здании по улице Большая Дмитровка в Москве – «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»? Считаете, это нормально – запихать в одно названия три раза слово «Федерация»? А ведь какие-то умные люди придумали это название и даже не поморщились от явной стилистической безвкусицы. Но как корабль назовешь, так он и поплывет. Вот он и плывет, бедолага, без внятного маршрута и карт. Судя по всему, на нашем корабле давно назрели не только изменения в курсе, но и серьезные переделки в палубном такелаже.

Но вернемся к герою нашумевшей цитаты – Михаилу Прохорову. Почему-то среди «передовой болотной общественности» сложилось впечатление, что Михаил Дмитриевич – это молодой, энергичный, современный независимый политик и даже чуть ли не оппозиционер, который стоит за рынок, либерализм, толерантность и прочее ЛГБТ, то есть, типа, «наш, буржуинский»…

От того и его фраза, оброненная на съезде «Гражданской платформы», некоторым показалась какой-то странной и нетипичной для него. Ведь, по сути, Прохоров высказался против тлеющего в России сепаратизма, а всякому свободомыслящему и неполживому интеллигенту известно, что РФ – это «тюрьма народов», поэтому суверенитета надо брать столько, сколько проглотишь, да и вообще – «хорош кормить Кавказ!» etc.

А тут получается, что светоч либеральной тусовки призывает к наведению порядка в федеративном устройстве, а так и недолго дойти до прямой поддержки «кровавого режима»! Одним словом, ужас и разрыв шаблонов…

И вот тут-то не грех обернуться назад и вспомнить, откуда есть и пошел наш чудо-миллиардер. Как известно, родился и вырос Прохоров в очень приличной советской семье, прочно интегрированной в советскую номенклатуру. Никогда особым диссидентством не отличался, делал чрезвычайно правильную советскую карьеру – спецшкола, армия, хороший институт.

Очень любопытный штришок в его биографии – в 1988-м году в возрасте 23 лет вступил в ряды КПСС. Заметим, что произошло это в то время, когда люди опытные и дальновидные уже старались дистанцироваться от правящей партии, понимая, что ее дни сочтены. И вступали в нее уже исключительно по тщательно выверенным карьерным соображениям, то есть, под что-то очень конкретное. И такое конкретное произошло в 1991-м, когда львиная доля собственности, еще вчера принадлежавшей исчезнувшему в одночасье государству, стала лихорадочно распределяться среди молодых перспективных свежеиспеченных членов КПСС с образованием, связями и предпринимательской жилкой.

Среди таких молодых коммунистов были известные нынче Михаил Ходорковский, Владимир Потанин, Михаил Прохоров – люди, которые, словно по мановению волшебной палочки, вдруг стали владельцами заводов, фабрик, нефтепромыслов… Сегодня сколько угодно можно говорить об их исключительном предпринимательском таланте и интуиции, на деле же все гораздо проще – им повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, когда гигантские богатства великой страны просто раздавались по более-менее надежным людям, чтобы хотя бы как-то обезопасить экономику страны от полного бардака и неконтролируемого разворовывания. Кто-то из этих людей всерьез уверовал в свою бизнес-гениальность и начал «терять берега». Их судьба сложилась довольно печально. Остальные же, кто честно играл по предложенным в 1991-м году правилам, живут и здравствуют, регулярно обновляя свои позиции в журнале «Форбс».

Прохорову повезло оказаться в группе здравомыслящих наследников советских сокровищ, он действует строго в рамках того образа, который ему был предложен – максимум, что он себе позволяет, это эксцентричные выходки, заявления и раскручивание образа «независимого оппозиционного» политика. Надо заметить, что с этой ролью он справился блестяще: на минувших президентских выборах я был наблюдателем на участке №2826 в Тушино и лично видел результаты, что Прохоров набрал второе место, оставив за собой «вечно второго» Геннадия Зюганова. И я считаю это гениальной задумкой кремлевских «политтехнологов» - Михаил Дмитриевич оттянул на себя приличный кусок протестного и колеблющегося электората от коммунистов, тем самым только подчеркнув чистоту победы Владимира Путина.

Иными словами, Михаил Дмитриевич может выглядеть кем угодно – сумасбродом, другом «оппозиции», экономическим радикалом, но он никогда не был врагом государства и власти. Прикольный образ – это одно, а реальные дела на выходе – совсем другое. Но именно этот прикольный образ позволяет Прохорову в легкую проговаривать какие-то важные вещи, на которые не решится кто-то другой. Раньше подобную роль с блеском играл Владимир Вольфович, который брякал какую-нибудь неожиданность, общественность возбуждалась, однако, за этим следовала дискуссия и, в конце концов, частичная реализация того, о чем говорил Жириновский. То есть, проходило элементарное прокатывание пробного шара через эксцентричного политика, а дальше умные люди просматривали реакцию, делали выводы и поправки.

Похоже, сегодня, когда классик думских экспромтов Жириновский заметно подрастерял свой напор, у него появился серьезный то ли конкурент, то ли преемник. Понятно, что тема несправедливого административного деления России – сверхважная проблема, без решения которой невозможно двигаться дальше и совершать необходимый для нас прорыв. Но понятно также, что троллить региональных царьков, привыкших к нынешнему федеративному устройству, штука тонкая и стрёмная, поэтому поручить это дело можно только человеку с определенной репутацией вертопраха и оригинала. Тем не менее, вброс был сделан, и сделан мастерски. Небо после слов Прохорова не разверзлось, земля не провалилась, а значит – от троллинга к дискуссии, а дальше – к практическим решениям.