Петербургская художница проводит выставки портретов мигрантов на рынках

На модерации Отложенный

На прошлой неделе российскую общественность всполошил справочник трудового мигранта, изданный еще год назад в рамках правительственной программы «Толерантность». В нем гастарбайтеры были изображены в виде шпателей и метел. Петербургская художница Евгения Голант тоже давно рисует портреты мигрантов, а выставки своих работ проводит на стройках, рынках и прямо на улицах.

За любовь к трудовой теме гастарбайтеры давно признали Голант «своей» и даже дали ей имя - «Пиросмани в юбке»
Корреспондент МТРК «Мир» Александр Туполев провел вместе с художницей один день на рынке.

Свои картины Евгения Голант выставляет возле цветочного павильона. Денег за это она не берет, наоборот - приходится договариваться с руководством рынка. Сегодня выходной, покупателей много, а значит много и потенциальных зрителей. В овощном отделе ей особенно рады.

Первым художницу встречает таджик Исмат - любимый продавец, признается Евгения. Всегда приветливый, улыбается, шутит, осыпает комплиментами и, конечно, угощает самой сладкой хурмой.

На картине он почему-то изображен серьезным. С одной стороны портрета - та самая медовая хурма, а с другой - красный жгучий перец и недоверчивый взгляд. Даже Исмат такой взгляд считает странным.

На рынок Евгения впервые пришла в 2005 году. Тогда здесь собирались открывать выставку. Несколько недель подготовки, и художница внезапно разглядела в торговцах героев для своих портретов.

«Кусочек юга в северном и дождливом Петербурге. Тут все такое яркое, сразу настроение поднимается», - так описывает рынок Евгения Голант.

Тогда Евгения провела на рынке два месяца. Ходила сюда, как на работу. Те, кто вдохновлял, не скупились на критику: то ухо большое получается, то лицо какое-то квадратное. Кто-то даже определил стиль одной фразой: «О, ужас!».

Продавец Барвиз Усинов рассказал, что когда Евгения рисовала его впервые, он был уверен, что лицо на портрете на него не похоже. Через некоторое время он понял – это его копия. Сегодня Барвиз снова позирует Евгении - мало клиентов, время есть. Палитру, краски и холст художница раскладывает прямо на полу посреди фруктов.

Первую выставку портретов на рынке художница устроила после конфликта России с Грузией в 2008 году. Из Петербурга начали срочно вывозить нелегальных мигрантов, рынок опустел. Тогда и пришла идея: вместо продавцов за прилавки поставить их портреты.

Свою мастерскую девушка использует скорее как склад, потому что работает только с натуры - по памяти писать не получается. Здесь почти все ее портреты питерских гастарбайтеров.

«Мне их жалко. Потому что я себя ставлю на их место и представляю, что у меня нет денег и надо кормить детей, и надо ехать куда-то. А там сложно, вокруг агрессия», - признается художник.

Картины Евгения обычно выставляет на улицах, устраивает перформансы в супермаркетах эконом-класса и, само собой, на рынках. То есть там, где искусства вообще не ждут.

Недавно, правда, Голант допустила исключение из правила. Впервые свои лучшие работы она собирается показать в модной петербургской галерее. Работает художница и над новыми сюжетами. Но на рынок она еще вернется: если не за героями, то хотя бы за самой сладкой хурмой.