Обыкновенный тупист

На модерации Отложенный

Наткнулся в МК за 25-е октября на реплику некоего Мельмана по поводу пресловутой питерской «Лолиты» и петербургских казаков. Из письма казаков он выводит ни много ни мало, а приближение «самого» фашизма. Тут тебе и цитата из Геббельса (правда, Геббельс ничего подобного не говорил, Мельмана в комментах на сайте МК тут же попросили не приписывать Геббельсу чужих афоризмов — у него и своих грехов достаточно), и ссылка на «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма; и «имя им легион», и «быдло» и так далее и тому подобное

Я не сторонник запрета «Лолиты» — Набоков есть Набоков — любовь моя к его творчеству безмерна, роман «Дар» мною прочитан, наверное, больше раз, чем просмотрен в детстве «Чапаев» и «Подвиг разведчика». Что там подвигло Леонида Мозгового на моноспектакль по «Лолите» — мне неведомо, но слушать его декламацию я не пошел бы никогда. Этот текст не для постановки фильмов (оба — абсолютно неудачные), не для чтения вслух; так же, как, например, вовсе не для обсуждения абсолютно нецензурные «Заветные сказки», собранные А. Афанасьевым; но их, впрочем, досконально разобрал Виктор Ерофеев («Лабиринт Два», тираж 7000 экз.) — и, судя по тексту, занимался этим с удовольствием, облизываясь. Его дело. Ерофеев не Набоков…

Мельман предупреждает, что, мол, скоро дело дойдет до Аполлонов — на них потребуют трусы надеть. Но, замечу, что копии голых Аполлонов все же не ставят где попало — да и древние греки не ставили: статуя-то храмовая… Сюда же Мельман приплел… кого бы вы думали? ну конечно же Пусек! С них, мол, все и началось. Теперь, значит, «Лолита».

«А есть еще Эрмитаж, которому, как говорят, те же «казачки» уже направили аналогичное письмо.

Есть, наконец, гей Чайковский!»(цитата).

Ну, а там, мол, уж до фашизма совсем рукой подать.

Такой вот му…, тупист, прости, Господи… «Как таких еще в газеты пускают?» (народная фраза).

Вряд ли он когда-либо вообще читал Набокова, поэтому вполне сочетается с «петербургскими казаками»: они «Лолиту» не читали, но требуют запретить; Мельман не читал, но требует разрешить. Любому нормальному человеку и в голову не придет читать «Лолиту» вслух — друзьям, жене, детям, маме-папе или бабушке с дедушкой. Откуда ж такая истерика?

Роман ведь действительно о совращении 12-летней девочки и ни о чем другом, роман о детстве, отобранном у ребенка, — и роман трагический, и заканчивается он вот таким абзацем:

«Читатель! Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них, и столь хрустален был воздух, что в мреющем слиянии голосов, и величественных и миниатюрных, отрешенных и вместе с тем волшебно близких, прямодушных и дивно загадочных, слух иногда различал как бы высвободившийся, почти членораздельный взрыв светлого смеха, или бряк лапты, или грохоток игрушечной тележки, но все находилось слишком далеко внизу, чтобы глаз мог заметить какое-либо движение на тонко вытравленных по меди улицах. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания, и тогда-то мне стало ясно, что пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре».

А что хотел предложить Л. Мозговой — не знаю и знать не хочу.