Воспоминания инструктора горкома КПСС о выборах и работе Советов народных депутатов.

  За годы, прошедшие после крушения СССР, мне довелось читать и слышать массу интерпретаций по поводу выборов советской власти и органов управления  КПСС и чем больше проходит времени,  тем далеки от действительности рассуждения «знающих» людей. Вряд ли это происходит вследствие стирания памяти , скорее люди сами начинают верить в то, чего на самом деле не было.

  Принцип демократического централизма и выборность руководящих органов сверху до низу, декларируемая КПСС , на самом деле были на самом деле частью величайшего спектакля с участием миллионов людей. Выборность и последующая деятельность Советов народных депутатов на практике осуществлялась структурами КПСС и была продумана и отработана до мельчайших деталей, что исключало какие-либо сбои или не желательные результаты. Со стороны создавалось впечатление, что страна находится в состоянии перманентных выборов в районные, городские, республиканские и союзные органы власти, в райкомы, горкомы, обкомы и ЦК  КПСС.  За всем этим стояла постоянная и ответственная работа аппарата партий на всех уровнях и территориальных образований. Зачем это так истово делалось я и сейчас недоумеваю, одни  делали вид, что их выбирают, другие, что избирают. Может быть,  эта иллюзия творилась для братьев по социалистическому лагерю или для активистов международного движения? Но только не  для народа. Депутаты в СССР привилегиями, подобными нынешним, не пользовались, так для собственного статуса, дальнейшей карьеры, не считать же особой привилегией бесплатную езду на общественном транспорте по территории своего округа.  Однако, от высокой чести быт избранным никто и нигде не отказывался.

Процедура выборов включала четыре этапа.

  1. 1.       Выдвижение кандидатов с учетом сменяемости.

Как правило, по регламенту состав Совета обновлялся каждый раз примерно на 10%, это обуславливалось естественной убылью, переездами депутатов на другое место работы, выходом на пенсию, переводом на другую работу и крайне редко  низкой активностью или дисциплинарными проступками.  Это была сложная работа. Необходимо было строго соблюсти пропорции по составу Совета по половым признакам, числу коммунистов и беспартийных, рабочих и служащих, руководителей и молодежи, а также экзотических личностей, которых всегда был дефицит, например, женщина – руководитель комплексной бригады, награжденная минимум тремя орденами, в возрасте до 37 лет и отработавшая на одном месте не менее 20 лет.  При этом надо учесть, что по правилам орденами награждался рабочий не чаще раз в пять лет. На листе бумаги рисовалась «шахматка» , в каждую клеточку которой вписывалась фамилия, пол, возраст, социальный статус, партийность и т.д.  Кроме этого контингент надо было разнести по предприятиям и учреждениям, творческим союзам, разумеется,  не отстающим. На это уходило пару месяцев, порой  кто-нибудь выбывал из клеточки или предприятие «валило» план или кандидат попадал в неприятную историю, тогда приходилось начинать все с начала, весь узор перекраивался. Занимались этим  в городах инструкторы орготделов райкомов КПСС. В конце концов список благонадежных и нужных людей был готов и утверждался, далее следовало выдвижение.

  1. 2.       Выдвижение происходило в торжественной обстановке, сперва в парторганизации, а затем на общем собрании предприятия. Происходило все на самом деле буднично, несмотря на столы с красной скатертью и президиумом. Просто ведущий давал по очереди слово подготовленным ораторам, те называли фамилии, если кандидатов от завода больше одного, потом вставал смущенный работяга или специалист ( смущался он только в первый раз), далее голосование и все.
  2. 3.       Подготовка к выборам.

Подготовка включала в себя обустройство избирательных участков.

Проверялась исправность урн, плакатов, портретов, столов. В буфеты завозились пиво, бутерброды, конфеты и прочее, развертывались книжные киоски, назначались наблюдатели. Важным делом было подготовить наличие трудовых подвигов к этому дню и интервью с интересными людьми. Все это потом по радио транслировалось по городу. Особой агитации не было, просто плакаты на улицах, радио, газеты привычно давали спецвыпуски, а в почтовые ящики периодически поступали стандартные приглашения с адресом участка.

  1. 4.       Голосование.

Голосование начиналось в 6-00. Желающих прийти в такую рань было много, еще бы буфет, пиво, книги. К двум-трем часам поток людей иссякал, к больным и инвалидам ездили на дом. Были и записные отказчики. На 100 000 один- два человека, которые не щли на участки и выдвигали требования , например, по ремонту потолка или очереди в детский сал. С ними долго возились, если требование выполнимо – обещали сделать и , как правило, делали, но без огласки, чтобы другим было неповадно.

При явке ничего не приписывали, люди всегда шли массово и добровольно, удивительно, но так. Случаев, что бесконкурентные кандидаты, когда-либо проваливались не было. Испорченные бюллютени – редкость. Ритуал какой-то механический, но, тем не менее, все чему-то радовались в этот день.  Может быть, чувствовали свою нужность для какого-то серьезного дела. Приписывать голоса нужды не было. 95% избирателей являлись точно, ну три-четыре процента добавляли, это так. Хотя особой нужды не было, так , чтобы не оказаться хуже соседей.

  Выбранные депутаты всех уровней на самом деле были «болванчиками».  В период между сессиями депутаты  дежурили на приеме граждан, записывая жалобы, иногда участвовали формально в каких-то проверках или заседаниях комиссий. Всю работу делал аппарат исполкома и работники аппарата КПСС, планы, мероприятия, вопросы повестки дня, все-все. Депутаты только должны были прийти на сессию и плдремать, если им не давали прочесть написанное инструкторами выступление. Все по сценарию, чинно-благородно, рутинно. Бу-бу, кто «за», бу-бу , кто «за». Спасибо, повестка исчерпана.

  От самих депутатов на местах ничегошеньки не зависело , так мелкие вопросики по людям, скверикам, что-то из социалки. Все более-менее значимое исходило от райкома и им же проводилось в жизнь якобы от имени Совета и его депутатов. Конечно и среди депутатов находились порой активные и толковые личности, которые входили в доверие, решали свои и общественные вопросы, комнату там кому пробить, остановку перенести, ларек пивной открыть-закрыть, скамеечку поставить.

Все слушанья, чтения, выступления, поправки были отрежессированы и вписаны в сценарий, все как-будто взаправду, все реально. На самом деле всю работу делал один инструктор горкома с помощью парочки инструкторов райкома. А они действовали в рамках  темы, утвержденной секретарями горкома. Вот и вся демократия. В исполкоме все указания горкома принимали под козырек. Еще бы, как правило, председатель исполкома и изампреды назначилась из числа состарившихся партработников. Исполком молодые инстукторы так и называли в шутку – «кладбище партийных работников».

 Вот и вся демократия. На самом деле просто часть огромной и отлаженной машины КПСС. А поскольку это была именно машина, то при желании вывести из строя её было легко, что и случилось в конце 80-х годов. Она дернулась, вздрогнула, запарила и крякнув в последний раз застыла мертвой глыбой. Опять при желании и искусстве ремонтников машина эта может ожить и начать работать в том режиме, какой придумает инженер