ЭФФЕКТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ

На модерации Отложенный

приватизационный чекНа днях премьер Медведев объявил новую волну приватизации. Хотя она началась у нас двадцать лет назад, и никакой заметной эффективности наша экономика от нее не приобрела, всякий раз как наши политические верхи говорят о ней, они обосновывают ее необходимостью сделать нашу экономику эффективной. По их разумению и по пропаганде, исходящей из официальных СМИ, частное производство всегда более эффективно, нежели государственное. На тот же раз, по-видимому, ощущая слабость такой аргументации, свою решимость распродать новые сегменты государственной собственности премьер обосновал новым аргументом. Можно сказать, даже некой новой философией приватизации. Оказывается, приватизация необходима не потому, что надо латать дыры в бюджете страны, а для того чтобы бороться с коррупцией. Перед нами выбор, заявил премьер, между частной экономикой, то есть, эффективной, и государственной экономикой и, следовательно, основанной на коррупции. Приватизация, добавил он, должна работать на повышение эффективности предприятия.

Частые заявления о большей эффективности частного производства по сравнению с государственным – это один из мифов либеральной пропаганды. Дело не в противопоставлении частного производства государственному. Есть эффективные государственные предприятия и неэффективные частные. Всё дело в том, как подсчитывать эффективность. Во Франции, например, существуют две сходные компании по производству автомобилей («Рено» и «Пежо»). Одна из них является государственной, а другая частная, но никто во Франции не говорит, что какая-то из них является более эффективной.

По поводу же эффективности частного производства и его незамешанности в коррупции можно напомнить нашему премьеру следующее. В 90-х годах прошлого столетия в США и некоторых других странах был грандиозный скандал с последующими судебными разбирательствами по поводу «очень эффективной» работы нескольких ведущих производителей сигарет в мире. Речь шла о компаниях RJ Reynolds, Philip Morris и некоторых других. Судебные разбирательства закончились наложением на эти компании штрафа примерно в 200 млрд долларов, распределенных на двадцать лет и публикацией всей их внутренней документации, которая теперь доступна в интернете под названием <tobacco documents>.

Уже тогда, в ходе расследования, и теперь, при изучении внутренней документации производителей сигарет, выяснились интересные вещи. Именно на основе изучения документации в начале этого года в США вышла книга «Золотой Холокост» профессора Стэндфордского университета Р.Проктора. Так вот, выяснилось, что специалистам исследовательских лабораторий этих компаний уже в 1946 году было известно, что никотин является канцерогенным, но хозяева этих компаний договорились не публиковать эти данные. Более того, в 1953 году на совместной встрече патронов этих компаний была согласована «стратегия по нейтрализации воздействия появляющихся научных данных на осознание публикой вреда курения». Была задействована армия ученых, которые за деньги (то есть взятки) от табачных компаний публиковали в научных журналах вымышленные факты, ставя под сомнение связь никотина с онкологическими заболеваниями. Были ангажированы рекламные агентства и компании по так называемым связям с общественностью, а на простом языке – по промыванию мозгов потребителям для «поддержания в сознании общества сомнения» в истинности утверждений о вреде курения.

А тем временем исследовательские лаборатории этих корпораций вели специальные работы, направленные на выведение сорта табака, который бы ускорял табакозависимость у курильщика. Также проводились эксперименты по созданию смесей табака с различными ингредиентами, усиливающими всасывание никотина в организм курильщика и тем самым ускоряли бы табакозависимость. Эти компании проводили исследования для выяснения возможности расширения сбыта своей продукции в странах третьего мира, поскольку под воздействием антитабачной пропаганды в промышленно развитых странах потребление табака стало снижаться. Ряд табачных компаний, в частности «Филип Моррис», финансировали «тайную армию ученых» для подрыва авторитета ВОЗ, которая проводила антитабачную кампанию.

Только в 1964 году санитарные ведомства США начали ясно высказываться по поводу связи между курением табака и раком легких. Более точно: каждый год курение убивает больше, чем лихорадка, больше, чем СПИД, больше, чем войны, больше, чем терроризм.

Как пишет профессор Р.Проктор, количество сигарет, производимых каждый год, может заполнить 24 пирамиды Хеопса. Их сжигание дает 60 000 тонн отложений гудрона в легких курильщиков. По его подсчетам, если бы четкая информация о вреде табака стала известна с середины 1950-х годов, то есть на десять лет раньше, то в США было бы спасено восемь миллионов жизней.

Кроме того, химики табачных компаний также обнаружили, что табак имеет способность фиксировать в своих листьях радиоактивный полоний-210. Сначала они пытались найти способ удаления его из табака, но поскольку это повлекло бы дополнительные затраты и сокращения его способности вызывать табакозависимость, то есть главное «коммерческое преимущество табака», то патроны компаний решили позабыть о радиоактивном полонии и оставить все как есть. Но это еще не всё. Сигаретные компании внесли свой вклад и в план Маршалла. Хотя разоренная войной Европа просила от США только продовольствие, производители сигарет добились, чтобы на каждые два доллара продовольствия в Европу на один доллар отсылались сигареты. При этом отправлялись сигареты более «мягкие», нежели европейские и, следовательно, более вредные для курильщика.

Похожая ситуация имеет место и в сфере производства лекарств. Под давлением конкуренции фармацевтические фирмы выпускают на рынок плохо проверенные препараты, а армия лжеученых за взятки публикует о них восторженные оценки. Так, недавно был разоблачен американский анестезиолог, который с 1996 по 2008 год при такой поддержке опубликовал десятки статей, в которых давались высокие оценки некоторым препаратам, выпускаемым фирмами Pfeizer, Merch и Wyeth. При этом все эти хвалебные оценки он основывал не на каких-то исследованиях или практике применения, а просто выдумывал. Также при финансовой поддержке названных компаний, то есть за взятки, он выступал на научных конференциях с докладами такого же содержания. В последнее время особенно часто из аптек изымались так называемые блокбастеры, то есть широко рекламировавшиеся и часто прописывавшиеся врачами и, соответственно, приносившие огромные доходы фирмам-изготовителям препараты (Vioxx и Celebrex фирмы Pfeizer). Так, в Германии примерно 7000 человек, принимавших Vioxx, оказались в больницах с инфарктом. Такого же рода случаи были и в США.

Та же картина и с выбросами в атмосферу так называемых парниковых газов. В то время как Киотский протокол предполагает снижение парниковых выбросов, международные нефтяные корпорации добиваются отмены этих договоренностей. И опять же, армия лжеученых за взятки доказывает, что потепление климата – это выдумка ученых. Так, недавно американский журнал «Тайм» опубликовал интервью с бывшим вице-президентом США А.Гором, в котором ему задали вопрос: «Почему, несмотря на многочисленные выступления ученых и ваш фильм «Неудобная правда», многие американцы не верят, что потепление климата связано с хозяйственной деятельностью человека?» На это А.Гор ответил: «Потому что те корпорации, которые больше всего несут ответственность за выбросы парниковых газов, нанимают лжеученых, доказывающих, что изменение климата не связано с деятельностью человека».

Непредвзятый анализ вышеизложенного говорит, что в обществе, в котором коммерческий успех ставится превыше всего, коррупция поражает не только государственных чиновников, но и частных предпринимателей. Может быть, даже чаще именно частного предпринимателя, поскольку бизнес для него – это гарантия его благосостояния. Поэтому предпринимаются все меры, чтобы остаться на плаву, а не вылететь в трубу. Коррупция – это своеобразное смазочное масло в мире коммерческого успеха, в механизме рыночной экономики.

Теперь, возвращаясь к табачным компаниям, напомним, что на судебных разбирательствах по поводу их деятельности судья говорил: «Слишком часто при выборе между физическим здоровьем потребителей и финансовым благополучием коммерческой структуры предпочтение отдается сокрытию фактов, а не их обнародованию; сбыту, а не безопасности; деньгам, а не морали. Что это за люди, которые сознательно и в условиях секретности подвергают опасности покупателей только ради получения прибыли? Что это за люди, которые полагают, что болезнь и смерть потребителей является подходящей ценой для их процветания?» Из этого следует, что стремление к коммерческому успеху отодвигает на задний план и соображения этического характера.

 

Анатолий ВЕРБИН

С.-Петербург