Жизнь Гойи в автопортретах
На модерации
Отложенный
Франсиско Гойя рисовал самого себя в ключевые моменты своей жизни. С его автопортретов на зрителя смотрит придворный художник, преследуемый инквизицией экспериментатор, автор королевских портретов, пожилой эмигрант
01. Автопортрет
Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес 1771-1775
Холст, масло
Частная коллекция
В 1771 году из-за болезни отца Гойя вернулся в Сарагосу из Италии, по которой путешествовал год, изучая живопись. В Парме он успел заслужить награду местной Академии художеств за картину на античный сюжет (для этого Гойе даже пришлось выдать себя за уроженца Рима).
Вернувшись, он получил одобрение своего варианта фрески для церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (его гонорар также был одобрен: он просил сильно меньше, чем бывший в то время более известным Антонио Веласкес). Спустя два года Гойя был вынужден жениться на соблазненной им Хосефе — сестре своего друга, критика и художника Франсиско Байеу. Гойя перебрался в дом к Байеу, который занимал должность придворного художника короля Карла IV и королевы Марии Луизы и недавно получил первый придворный заказ.
02. Francisco de Goya (1746–1828)
Self-portrait 1783
oil on canvas
86 x 60 cm
Musée des Beaux-Arts d'Agen
К 1783 году Гойя стал модным придворным портретистом. В лице маркиза де Пеньяфеля он приобрел постоянного заказчика на следующие 30 лет. В 1785 году 39-летнего художника назначили вице-директором отделения живописи Королевской академии — всего через пять лет после того, как его, наконец, туда приняли.
03. Francisco de Goya (1746–1828)
Self-portrait at work 1795
42 × 28 cm
Oil Canvas
Royal Academy of fine arts of San Fernando (RABASF), Madrid
Испанский двор переживает события Французской революции и перестает интересоваться украшением дворцов; на просвещенных испанцев начались гонения — некоторые друзья Гойи были арестованы, других вынудили уехать под разными предлогами. Самого Гойю в июле 1790 года отправили в Валенсию — «подышать морским воздухом». Искусствоведы отмечают появившуюся в его творчестве резкость и мрачность.
04. Francisco de Goya (1746–1828)
Self-Portrait in a Cocked Hat circa 1790
Pen and brown (iron gall?) ink on paper
9.8 x 8.8 cm
Metropolitan Museum of Art
В зиму с 1792 на 1793 год Гойя подхватил в путешествии болезнь, которую разные исследователи считают то отравлением, то сифилисом. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь. Но болезнь позволила некоторое время не особенно заботиться об обязательствах, связанных со двором. Гойя писал небольшие работы, больше не возвращаясь к надоевшим гобеленам; он пренебрегал и своими обязанностями в Академии, ссылаясь на плохое самочувствие. В 1795 году, после смерти его шурина Франсиско Байеу, Гойю назначили директором отделения живописи Королевской академии изящных искусств.
05. Francisco de Goya (1746–1828)
Autoportret (Goya, 1795)
Autorretrato de 1795
Self-portrait circa 1796
oil on canvas
18.2 x 12.2 cm
Museo del Prado
В 1795 году Гойя пишет очень много портретов. В них заметно влияние английской портретной живописи, для которой была важнее передача внутреннего состояния героя, а не его внешности.
06. Goya (Francisco de Goya y Lucientes) (Spanish, Fuendetodos 1746–1828 Bordeaux)
Self-portrait ca. 1796
Brush and point of brush, carbon black ink, on laid paper
15 × 9.1 cm
Metropolitan Museum of Art
В 1797 году Гойя приступает к серии сатирических офортов «Капричос», начинающихся с прелюдии — автопортрета.
С февраля 1799 года их можно было приобрести в парфюмерно-ликерной лавке Мадрида. Однако реакция на эти произведения вынуждает художника отозвать офорты из продажи: вмешалась инквизиция. Но двор не в курсе этой истории, и уже в октябре Гойю назначили первым придворным художником.
07. Goya (Francisco de Goya y Lucientes) (Spanish, Fuendetodos 1746–1828 Bordeaux)
Self-Portrait; wearing a top hat facing left within a drawn frame (recto); two studies of his face (verso) ca. 1797–98
Red chalk (recto), pen and ink and red chalk (verso) on laid paper
19.8 × 14.3 cm
Metropolitan Museum of Art
08. Francisco de Goya (1746–1828)
Francisco Goya y Lucientes, pintor 1797-1799
etching and aquatint
21.5 x 15.1 cm
Museo del Prado
В 1800 году Гойя получает заказ на большую картину, изображающую членов королевской семьи, — «Портрет семьи Карла IV». В глубине ее, в тени, Гойя рисует самого себя, превращая, таким образом, королевский дворец в свою мастерскую, а саму картину — в пародию на парадный портрет.
09. Francisco de Goya (1746–1828)
Self portrait with spectacles 1797-1800
Musee Goya Castres
В 1800 году Гойя покупает большой дом и заканчивает свою «Маху обнаженную». Существует мнение, что на картине изображена герцогиня Альба, с которой, поговаривали, у Гойи был роман.
10. Francisco de Goya (1746–1828)
Self-Portrait 1815
oil on canvas
45.8 x 35.6 cm
Museo del Prado
В 1815 году «непристойная» картина «Маха обнаженная» стала причиной инквизиторского процесса над Гойей, но благодаря влиятельным друзьям художник был полностью оправдан. Тем временем общественное мнение осудило Гойю за сотрудничество с французскими властями во время наполеоновского нашествия (он сохранял за собой в это время должность придворного художника).
11. Francisco de Goya (1746–1828)
Self-Portrait with Dr. Arrieta 1820
oil on canvas
30.125 x 45.125 in
Minneapolis Institute of Arts
Гойя благодарен своему другу Арриете за мудрость, заботу и спасение своей жизни во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет
В начале 1819 года Гойя заболел, он больше не ходил на заседания Академии. Гойя купил дом в пригороде Мадрида, где поселился с Леокадией Вейс — своей экономкой и любовницей.
12. GOYA Y LUCIENTES, FRANCISCO DE
(Fuendetodos, Zaragoza, 1746 - Burdeos (Francia), 1828)
Autorretrato 1824
Pluma, Tinta parda sobre papel continuo
84 x 69 mm
Museo Nacional del Prado
В 1824 году, опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, Гойя вместе с Леокадией и дочерью были вынуждены уехать во Францию. Сначала они укрылись у аббата Дуасо, а затем перебрались в Бордо, где уже осели многие его друзья, покинувшие родину. Домой Гойя вернется только однажды — оформить пенсию.
В 1828 году Гойя умер в Бордо в возрасте 82 лет. После смерти его прах возвратился в Мадрид, под своды церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида, плафон которой он когда-то расписывал.
Madrid: the Goya’s grandiose pictorial ensemble in the San Antonio de la Florida Chapel
Ermita de San Antonio de la Florida, Madrid
Antonio Flórez Urdapilleta (1929), diseña una sencilla lápida de mármol para la tumba de Francisco de Goya.
Комментарии