Что выбирает оппозиция

Выборы в Координационный совет(КС) оппозиции, завершающиеся сегодня, показали уже по  крайней мере две важные вещи.

Во-первых, для  того, чтобы граждане захотели голосовать на выборах, не нужны внятные программы  действий, не нужна ощутимая возможность что-то изменить, не нужно даже четкое  представление о функциях избираемого органа — нужна лишь вера в институт  выборов. Вчера в 19.15 сайт выборов сообщал о 169602 зарегистрированных избирателях, 95074 верифицированных(могут голосовать), 56559 проголосовавших. В пункты офлайнового голосования на Трубной площади  в Москве в субботу и  воскресенье выстраивались очереди.

Наверное, 170000 избирателей — очень мало в масштабах страны. Но и проект  выборов в КС можно смело называть нераскрученным, ориентированным на активных  участников протестного движения, число которых заведомо невелико. Выборы  проводятся впервые. Это сетевой демократический проект, не имеющий мировых  аналогов.

Большое число  кандидатов(209) и выборных  мест(45), необходимость  выбирать из четырех списков, неосведомленность избирателей(несмотря на прошедшие теледебаты) о программах  и взглядах кандидатов, непривычный механизм интернет-голосования с  необходимостью неоднократно подтверждать свою личность — все это объективно  работает против«явки».

Более того, избирателям, да и кандидатам до сих пор не очень понятно, что такое  Координационный совет и чем он будет заниматься(альтернативный парламент? орган переговоров с властью? комитет по организации митингов?). Но для активного голосования оказалось  достаточно мотивов:«надо  что-то делать»,«это честные выборы, в отличие от тех, что  проводит государство».

Во-вторых — и это как раз проясняет функцию КС, — выборы подтвердили слова председателя  ЦВК Леонида  Волкова о формировании оппозицией самостоятельной повестки дня, на которую  власть вынуждена реагировать. О подрывной деятельности активистов от МММ мы писали в прошлом номере. В субботу на  интернет-площадки для голосования прошла мощная DDoS-атака. Официально власти игнорировали выборы в КС, но нет никаких сомнений, что мероприятие замечено: в офлайновые региональные  избиркомы являлись сотрудники ФСБ и полиции, пытавшиеся под разными предлогами  прекратить работу площадок.