Отношения США-Россия-Китай приближаются к нескрываемой "холодной войне".
20.10.2012
Ядерный мир
Распечатать статьи автора Алекс Григорьев
Строуб Тэлботт: «В ядерный век, политика – это продолжение войны иными средствами»
Строуб Тэлботт – президент исследовательского Института Брукингса – считает возможным, что в будущем Россия и Китай могут оказаться на грани ядерного конфликта.
Строуб Тэлботт сделал блистательную карьеру, сперва как журналист, а впоследствии – как дипломат. В 1994-2001 годы Тэлботт занимал пост заместителя Госсекретаря США, ныне он возглавляет Консультативный совет, готовящий рекомендации для внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов. Тэлботт – автор ряда книг, он долгое время специализировался на изучении СССР и России.
Мы приводим некоторые выдержки из его выступления в Институте Брукингса, где Тэлботт размышляет об отношениях Вашингтона и Москвы и о той роли, которую ядерное оружие играло и возможно будет играть.
«Полвека назад, во время Карибского кризиса, президент Джон Кеннеди имел в своем распоряжении шесть дней, чтобы оценить ситуацию и принять необходимые решения. Сложно представить, чтобы в современном мире у президента США были бы эти шесть дней, чтобы тихо и секретно подготовить необходимый ответ.
Мне было 16 лет, когда начался Карибский кризис. И я помню, что директор собрал всех учащихся нашей школы в церкви и мы все – христиане, атеисты, агностики – молились за то, чтобы наша планета уцелела. Я думаю, что такую же реакцию можно было наблюдать по всему миру.
То, что мы знаем сегодня о Карибском кризисе, показывает, что ситуация была намного хуже, чем казалось тогда. Например, Архивы национальной безопасности опубликовали недавно рассекреченные советские документы, которые демонстрируют, что кризис продолжался намного дольше – советские тактические ракеты с ядерными боеголовками оставались на Кубе до начала декабря 1962 года. Хорошая новость заключается в том, что эти документы подтверждают: советский лидер Никита Хрущев не намеревался применять ядерное оружие и не поддавался на упреки Фиделя Кастро, который был разъярен тем, что СССР идет на уступки.
Мы должны помнить, что и в СССР и в США, несмотря на все изменения в Кремле и Белом доме, всегда было понимание того, что ядерное оружие невероятно опасно. До наступления ядерной эры было принято считать, что «война – это продолжение политики иными средствами». В ядерный век этот афоризм был развернут на 180 градусов: «политика – это продолжение войны иными средствами», что и доказала «холодная война».
Иосиф Сталин был чудовищем, но он не был глуп. Сталин однажды сказал – не на публике, – что ядерная война приведет к уничтожению человечества. Президенты США оценивали ситуацию аналогичным образом.
Это понимание стало основой политики, получившей название «угрозы гарантированного взаимного уничтожения». Но и в Москве, и в Вашингтоне понимали, что взаимного ядерного сдерживания недостаточно для того, чтобы «холодная война» оставалась «холодной» и не переходила в «горячую» фразу.
Было очевидно, что необходимо также и регулирование, что означает контроль над ядерными вооружениями. Причем этот контроль не должен был ограничиваться проверкой ядерных арсеналов обоих сверхдержав, он должен был приводить к сокращению этих арсеналов, к снижению степени угрозы внезапного нападения и совершения ошибок, которые могли привести к началу ядерного конфликта. Кроме того, следовало думать и о том, чтобы ядерное оружие не расползалось по миру.
В результате, СССР и США стали инициаторами подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, который зафиксировал, что в мире есть пять ядерных держав – США, СССР, Великобритания, Франция и Китай – и что эти державы обязуются сокращать свои ядерные арсеналы и в перспективе полностью избавиться от них.
«Холодная война» давно закончилась. Мы давно не просыпаемся по утрам с первой мыслью о том, что нам грозит ядерный Армагеддон. Но это не значит, что нам надо остановиться в деле сокращения ядерных арсеналов. Именно эти цели преследует американо-российский договор СНВ-3. То, что Сенат США отказывается ратифицировать Конвенцию о запрещении ядерных испытаний, — это, с мой точки зрения, национальный позор.
Однако вопрос о распространении ядерного оружия ныне стоит как никогда остро. К «большой пятерке» ядерных держав прибавились Индия и Пакистан, размеры ядерного арсенала которого уже сопоставимы или даже превосходят ядерный арсенал Великобритании. Кроме этого, есть предполагаемые ядерные возможности Израиля и Северная Корея, которая испытала ядерный заряд.
Плюс к этому есть проблема Ирана. Если Иран преуспеет в создании ядерного оружия, то это станет началом цепной реакции. Можно легко назвать несколько государств, которые предпримут аналогичные шаги – причем, не только на Ближнем Востоке: Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Аргентина, Чили… То есть, Договору о нераспространении ядерного оружия угрожает серьезная опасность.
Еще одна плохая новость – Россия отказалась участвовать в программе Нанна-Лугара с символическим названием «Программа совместного сокращения угроз».
Политика российского лидера Владимира Путина заключается в том, что России совсем не обязательно идти на сотрудничество с Западом, как это было при Горбачеве и в начальный период правления Ельцина. По его мнению, Россия должна действовать самостоятельно и противостоять стратегической угрозе со стороны Запада.
Однако у этой политики есть ряд серьезных ограничений. Во-первых, Россия не может эффективно противостоять США и их союзникам по целому ряду причин, в том числе технологическим. Во-вторых, если господин Путин обладает стратегическим мышлением, он должен смотреть и в иных направлениях, в том числе и на юг, и в сторону Китая.
То, что мы видим на границе России и Китая, это контакт между государствами, одно из которых бедно населением и богато ресурсами, особенно на Дальнем Востоке, а второе – наиболее многонаселенное государство мира, бедное ресурсами. И это две ядерные державы».
После этого, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовался: «Считает ли Строуб Тэлботт, что в будущем Россия и Китай могут оказаться на грани ядерного конфликта?».
Тэлботт лаконично ответил: «Да!».
Эксперты предлагают будущему президенту США план действий в сфере ядерных вооружений и ПРО
Будущий президент США должен серьезно заняться вопросом контроля за ядерным оружием, поскольку мир не становится менее безопасным. Сокращение мировых ядерных арсеналов — в интересах США и всего человечества.
Вопросы о будущем ядерного арсенала Соединенных Штатов и о контроле за ядерным оружием не входят в число наиболее важных тем избирательной кампании, идущей в США. Тем не менее, президент Барак Обама и его республиканский оппонент Митт Ромни заявили о своих намерениях в этой сфере.
Особенности
Обама планирует сокращать военные расходы и численность вооруженных сил, но при этом обещает направить 200 млрд долларов на модернизацию ядерного комплекса США и ядерной триады – стратегических бомбардировщиков, субмарин и баллистических ракет. Кроме того, он поддерживает развертывание в Европе систем ПРО. В программе Демократической партии подчеркивается, что опора на ядерный арсенал дает лишь иллюзию безопасности, и предлагается активно заключать международные соглашения, направленные на сокращение ядерного оружия.
В свою очередь, в программе Республиканской партии подчеркивается, что во главу угла будет поставлено укрепление и модернизация ядерных сил Соединенных Штатов, что, по мнению авторов этой программы, необходимо для сдерживания России, Китая и иных государств. Ставка также будет сделана на развитие систем ПРО. Митт Ромни также пообещал построить три подводные лодки, способные нести баллистические ракеты.
Три причины
В преддверии президентских выборов, эксперты Института Брукингса Стивен Пайфер и Майкл О’Хэнлон опубликовали книгу «Возможность. Следующие шаги по сокращению ядерных арсеналов» (Steven Pifer, Michael O’Hanlon, The Opportunity: Next Steps in Reducing Nuclear Arms), в которой изложили свои предложения для следующей администрации США.
По мнению аналитиков, есть три фундаментальные причины, по которым следующий президент должен продолжать политику сокращения ядерных вооружений.
Во-первых, несмотря на то, что США и Россия договорились сокращать стратегические вооружения, в распоряжении обеих стран остается значительное количество тактических ядерных зарядов и боеголовок, находящихся на складах. Пайфер и О’Хэнлон предлагают, чтобы Вашингтон и Москва заключили следующее соглашение, которое будет предусматривать контроль и сокращение этих вооружений – до уровня 2-2,5 тыс стратегических и нестратегических зарядов.
Как заметил Майкл О’Хэнлон: «Новый договор с Россией не позволит создать мир, свободный от ядерного оружия, но станет важным шагом в этом направлении».
Во-вторых, по мнению экспертов, президенту США требуется начать перестройку ядерной триады. Они приводят следующий пример: Вашингтон расходует на содержание своего ядерного арсенала от 20-ти до 40 млрд долларов ежегодно. Стоимость одной стратегической подлодки составляет 6-7 млрд, без учета стоимости ее вооружений, содержания, обучения экипажа и пр. Следовательно, продолжение ядерных сокращений позволит экономить значительные средства во времена, когда США испытывают серьезные бюджетные проблемы.
В-третьих, если США будут продолжать сокращать свой ядерный арсенал, то возможности американской дипломатии существенно вырастут. Пайфер и О’Хэнлон не испытывают иллюзий, что эти действия Вашингтона побудят Северную Корею или Иран отказаться от ядерных амбиций. Однако подобная политика поможет Соединенным Штатам создавать масштабные международные коалиции, которые смогут более эффективно оказывать давление на подобные режимы.
ПРО
Стивен Пайфер также предлагает, чтобы Вашингтон активизировал диалог с Москвой по вопросу о ЕвроПРО, создание которой вызывает протесты России. По его мнению, эту систему следует создавать на основе сотрудничества двух государств.
В частности, для этого было бы полезно регулярно предоставлять России детальный отчет о развертывании систем противоракетной обороны, и предупреждать Москву о планируемых шагах. Пайфер также предлагает проводить совместные учения и использовать иные методы повышения взаимного доверия.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовался у Стивена Пайфера: как он оценивает планы Митта Ромни в области противоракетной обороны?
Эксперт заметил, что один из кумиров республиканцев – президент Рональд Рейган – некогда начал развертывать систему противоракетной обороны, но позднее провел масштабные сокращения стратегических арсеналов США. По его мнению, если Митт Ромни выиграет борьбу за Белый дом, он также будет вынужден принимать решения с учетом реалий – необходимости бюджетных сокращений и заинтересованности союзников США по НАТО в поддержании нормальных отношений с Россией и пр.
<hr/>
http://www.golos-ameriki.ru/content/b-2/1530382.html
<hr/>
http://www.golos-ameriki.ru/content/tallbott/1530324.html
Комментарии