Славный юбилей Москвы и России отметим «шёпотом».
200 лет назад, 19 октября Москва была освобождена от войск Наполеона Бонапарта. Это событие стало главным в Отечественной войне 1812, героической эпопеи русского народа. Бородинское, сражение самое кровавое в истории наполеоновских войн, привлекает наибольшее внимание историков на протяжении двух веков, и, безусловно, сыграло важную роль в разгроме Великой армии. В очередном бюллетени Наполеон объявил себя победителем. А что ещё он мог сказать своим соратником, солдатам, всей Европе, где 600 000 семей с нетерпением ждали каждой весточки из неведомой дали? «Я привёл вас за тысячу лье от Парижа, чтобы, похоронив на ничтожном клочке земли 43 генералов и более сорока тысяч наиболее боеспособных и обученных солдат, вытеснить русские войска с трёх, изрытых ядрами пригорков, а мои, дважды пересчитанные, трофеи составили: 800 пленных и 20 зачеканенных, либо разбитых орудия. (Чьи эти данные? Конечно, французские. Есть свидетельства и других участников событий.) Так или иначе, результаты Бородинского сражения для французской армии не были решающими и ничего хорошего не предвещали. А гвардия, которую Император оберегал от всяческих потерь (насколько это было возможно в условиях беспощадной войны), во-первых: была слишком малочисленна для необъятных просторов и грандиозных замыслов, во-вторых: так же как и другие войска (хоть и в меньшей степени) страдала от голода, болезней и тяжёлых условий похода и, так же как и другие войска несла потери.
Почему освобождение Москвы от войск Наполеона следует считать главным событием? Если кто-то скажет, что он это сделал по своей воле, мы ему возразим: он это сделал вопреки своей воле. Несмотря на грандиозный пожар, полыхавший пять суток кряду, который очевидец событий, Стендаль, назвал героической жертвой русских, Наполеон тешил себя иллюзиями на заключение мира. Из ближайшего окружения Императора мало кто в это верил. Маркиз де Коленкур, бывший послом в России, мог быть благожелательно принят при дворе Александра, но он откровенно изложил Наполеону причины, по которым его кандидатура в качестве посланника совершенно не подходит. Император Александр не будет говорить, ни о каком мире, пока хотя бы один французский солдат будет находится на территории России. «Я не смогу представлять Императора и Францию в миссии, в которую сам не верю»- закончил маркиз, вежливо поклонившись. Вторым кандидатом в посланники был Лористон. (Именно благодаря Лористону Бородинское сражение французы смогли свести в «ничью» т. е. остаться на занятых позициях, затем отступить без потерь на исходные рубежи). Но он так же, как и Коленкур, не верил возможность переговоров, а вместо этого предлагал без проволочек двигаться в сторону Калуги. « Вы любите только простые планы и прямые дороги. Дорога, которой я пришёл в Москву самая прямая, но я не пойду по ней пока не заключу выгодного мира» - отрезал Наполеон. «Мне нужен мир любой ценой. Генерал, добудьте его с честью»- закончил Император, вручая Лористону письмо к Александру.
Прямолинейному, по-солдатски, Лористону пришлось иметь дело с изощрёнными дипломатами и царедворцами, которыми были кн. Волконский и Беннигсен. Они не жалели похвал и комплементов, но Лористона вряд ли можно было ввести в заблуждение. Другое дело король Неаполитанский, Иохим Мюрат; тот «купался в лучах славы». В плаще расшитым золотом, с белыми перьями на шляпе он был всегда узнаваем и неизменно популярен, особенно у казаков. При осмотре форпостов они окружали его плотным кольцом. И через знающих французский офицеров выражали ему своё восхищение, а он раздаривал часы, отобранные у своей свиты, и кто знает, может быть, где-нибудь, в донской станице, к казацком роду ещё жив подарок короля Неаполитанского. Казаки обращались к нему, не иначе как: «пан Гетман». Наполеон и раньше говорил, что у его шурина «так мало в голове», но узнав о происходившем на форпостах, воскликну: «Мюрат, казацкий король? Какой идиотизм!» Идиотизм или нет, но в Мюрата казаки никогда не стреляли.
После продолжительных проволочек, Светлейший, (как называли в армии М.И.Кутузова) согласился отправить ко двору кн. Волконского с письмом от Наполеона. Его возвращение ожидалось через две недели, и на всё это время должно было действовать перемирие. У французов не было выбора. Их согласие было пустой формальностью. Эти две недели, по мнению современников, привели Великую армию к гибели. Такое мнение высказывал в частности Д.В. Давыдов в статье «Мороз ли сгубил французскую армию?». Почему Наполеон тешил себя иллюзиями и согласился ждать ещё две недели? Ведь ясно было, что русская армия усиленно пополняется, проводит ежедневные стрельбы и учения, а на горизонте французы с тревогой наблюдали за многочисленными табунами лошадей, в то время как их кавалерия день ото дня редела из-за бескормицы.
Ответил на это сам Наполеон, обсуждая положение с графом Дарю: «Первый шаг вспять будет сигналом долголетней, кровавой и убийственной войны! Моё бездействие обосновано. Разве я не знаю, что с точки зрения стратегической Москва не представляет ни какой ценности? Но имеет в то же время большое политическое значение. Сужу об этом не как генерал, но как император. В политике никогда нельзя отступать, никогда нельзя признаваться в ошибке, даже если эта ошибка совершена; несмотря ни на что, вопреки всем и всему надо стремится к цели». Бедственное положение французской армии не осталось без внимания союзников и, по агентурным сведениям не сегодня, так завтра коалиция начнёт разваливаться. Ни для кого не было секретом, что с Турцией заключён мир и войска адмирала Чичагова и генерала Тормасова форсированным маршем продвигаются к театру военных действий. В «шахматной партии» (Наполеон любил сравнивать войну с шахматной партией) возникло положение цугцванг. «Знатоки» стратегии и тактики в прошлом и теперь частенько пытаются «сыграть партию за Наполеона», предлагают различные, порой фантастические варианты спасения Великой армии. Чушь, господа! Наполеон и его маршалы, лучшие годы своей жизни провели в боях и походах. Не было для них на войне ничего такого, чего бы они ни видели или не знали. В борьбе за жизнь они делали всё возможное и невозможное и трудно поверить, что бы кто-то мог сделать за них лучше.
Роковой день приближался. Корпус Юзефа Понятовского находился в составе корпуса Мюрата. Поляки чувствовали опасность. Но их мнения никто не спрашивал. И если русских считали кочевниками, то поляки были в глазах французов лишь на ступеньку выше. Князю Понятовскому удавалось поддерживать порядок и дисциплину. Особое внимание уделялось кавалерии. Ежедневно половина лошадей отправлялась под охраной на пастбище. Трава ещё оставалась в болотистых низинах. Кроме того, полякам удавалось общаться с местным населением, которое в основной массе пряталось в лесах. Генерал Дембинский, тогда ещё капитан, так описывает «стандартный» диалог с местными мужиками: на утверждение о том, что Наполеон победил и войне конец они отвечали: « Вы победили, и Можайск ваш, и Москва ваша, только мы не ваши».
Не за долго до 18 октября при объезде Мюратом постов прозвучал выстрел, и просвистела пуля. Король пришёл в ярость, хотя на самом деле выстрел не был прицельным. Скорее всего, кто-то хотел предупредить Мюрата об опасности. Но он этого не понял. Французские парламентёры заявили графу Милорадовичу протест и тот «рассыпался» в извинениях, больше похожих на издевательство. 17 октября к кирасирам прибыл обоз загруженный продовольствием и водкой, хотя прежде ни один конвой не в Москву не из Москвы пробиться без боя не мог. В деревнях вдоль передней линии появились жители и затопились печи. Крестьяне говорили полякам о скором заключении мира и окончании войны. Кирасиры варили на кострах вино с сахаром и всю ночь пили. Понятовский насторожился и объявил тревогу. На рассвете форпосты были атакованы пехотой и лёгкой кавалерией. Мюрат повёл свою кавалерию в атаку, хотя многие кавалеристы плохо держались в седле. У короля возникла иллюзия, что казаки рассеяны и он начал преследование. Противник уходил в сторону болотистой низины. Понятовский правильно оценил происходящее; он построил пехоту в три каре, в промежутки выкатил артиллерию, а по флангам стояла конница, с тоской ожидая драматической развязки. Оказавшись на болотистой равнине, французские лошади выдохлись в полутора милях от своих позиций. Поздно Мюрат осознал, что попал в ловушку. Напрасно кирасиры, окружённые толпой казаков, погоняли измученных лошадей; путь назад был отрезан. В критический момент Понятовский бросился на помощь Мюрату. С саблями в руках окружённые горсткой офицеров они пробились под защиту пушек. Но это было лишь начало. Русская армия имела значительное превосходство, а наступление было досконально продумано и подготовлено.
В Москве в это время Наполеон проводил смотр корпуса маршала Нея и формировал полки из спешенных кавалеристов. Подготовка к отступлению из города велась непрерывно. Ген. Мортье, комендант Москвы получил приказ уничтожить 20 000 ружей раненых солдат и излишние запасы боеприпасов. В середине дня пришло известие о сражении под Винковым и поражении Мюрата. Никто не решался сообщить об этом Императору. Наконец Дюрок подошёл к Наполеону с печальным известием, а вскоре прискакал гонец от Мюрата. Срок перемирия истёк и ответ, как и обещал Светлейший, был получен. 19 октября 1812 года началось бегство Великой армии, которому Наполеон пытался придать победный вид: « Я иду на Калугу и горе тому, кто встанет у меня на пути». Но это был тот самый шаг вспять, которого он прежде боялся, и который означал признание поражения.
Комментарии
НЫНЕШНИЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ ВСЕ ХОЛПЫ ЗАПАДА И НАПОМИНАТЬ СВОИМ ПОКРОВИТЕЛЕМ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 Г НЕ СМЕЮТ.
НЫНЕ ДАЖЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-45 ГГ ЭТИ САМЫЕ, ПЫТАЮТСЯ ОПРАВДЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ НАШИХ ВРАГОВ.