Доктор Лиза о хосписах
Доктор Лиза: в России почему-то стыдно быть смертельно больным
О том, почему тема смерти является запретной для общества, почему система российских хосписов замкнулась на Москве и Санкт-Петербурге, чем забота об онкологических больных похожа на помощь бездомным, накануне Всемирного дня паллиативной помощи рассказала в интервью РИА Новости исполнительный директор благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная всем как доктор Лиза.

Ежегодно в России от неизлечимых болезней умирают сотни тысяч людей. Облегчить их страдания и помочь максимально полно прожить отведенное время могло бы развитие центров паллиативной медицины. О том, почему тема смерти является запретной для общества, почему система российских хосписов замкнулась на Москве и Санкт-Петербурге, чем забота об онкологических больных похожа на помощь бездомным, а также о любви к своей работе накануне Всемирного дня паллиативной помощи рассказала исполнительный директор благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная всем как доктор Лиза. Беседовала Анна Веклич
- Елизавета Петровна, нужно ли развивать паллиативную медицину в России и говорить о том, что многие люди нуждаются в специальном уходе в последние месяцы своей жизни?
- Сегодня немодно говорить о смерти. Все говорят о победах, новых технологиях, о каких-то прорывах и, наверно, это правильно. О качестве паллиативной помощи, о том, сколько действительно людей нуждается в ней, как разрушаются семьи, имеющие тяжелобольного, мало пишут и очень редко говорят. Бесконечно говорить о смерти тоже нельзя, но какие-то стороны надо освещать. Например, право на достойную смерть. У нас ведь почему-то стыдно быть смертельно больным.
- Как бы вы оценили уровень оказания паллиативной медицины в России? Почему она так важна?
- Важно понимать, что такое паллиативная медицина. Это выход из ситуации, когда мы уже не можем вылечить, но еще можем помочь облегчить боль. В России только в двух городах так или иначе решена проблема оказания паллиативной помощи. В Санкт-Петербурге, например, система хосписов, даже детских, полностью налажена. В Москве - частично, потому что в столице живет много людей. В последние 15 лет в Москве открылось более 10 хосписов, и это говорит о том, что отношение потихоньку меняется. Но когда дело касается регионов, то там абсолютно другая картина, там все находится в зачаточном состоянии.
- Как изменить эту ситуацию?
- В прошлом году был принят новый федеральный закон о здравоохранении, в него включено понятие «паллиативная помощь», прописано, что каждый россиянин имеет на нее право. Я считаю это большим прорывом в отношении хосписов и паллиативного лечения. В России должна появиться и развиваться благотворительная медицина. К осознанию этого мы пришли вместе с моей подругой Верой Миллионщиковой(создатель Первого московского хосписа - прим. ред.). Необходимо создать такой механизм, когда государство выделяет необходимый минимум на содержание хосписов, а благотворительные организации помогают таким учреждениям обслуживать больных и покрывают часть расходов. Сегодня хосписы в России являются казенными учреждениями, при этом государство полностью финансово их не поддерживает. А частному лицу или НКО очень трудно помочь хосписам материально из-за бюрократических барьеров.
Люди не должны платить за то, чтобы уйти достойно. Хосписы по определению должны быть бесплатными для всех - для богатых и для бедных.
- Вы сейчас говорите о необходимости структурных изменений, но, мне кажется, что сегодня мы наблюдаем острую нехватку элементарной информации о паллиативной медицине, о хосписах.
- Да, именно так. На мой взгляд, каждый лечащий врач должен быть на контакте с хосписом, который находится поблизости, и передавать, при необходимости, больного на патронат. В больницах должны быть брошюры, в которых сказано, куда можно обратиться в такой ситуации. Бывает, что диагноз поставили внезапно, и сделать уже ничего нельзя, больного выписывают, а родственники не знают, куда деться.
Они мечутся в поисках помощи.
- В России хосписы работают зачастую только с онкологическими больными, а куда обращаться всем остальным смертельно больным?
- За границей хосписы работают не только для онкологических больных. Конечно, пациентов с онкологией - подавляющее большинство, но около 20% умирают от других тяжелых хронических заболеваний. В настоящий момент в Москве нет ни одного учреждения, приспособленного для приема безнадежных неонкологических больных. Мне кажется, что было бы практичнее и экономнее объединить всех больных: неонкологических, постинсультных, тяжелых, бесперспективных.
- Как помочь тем, кто не хочет проводить последние дни жизни в хосписах?
- Многие хотят умирать дома, проблема патронажа таких больных решается уже много лет, но пока безрезультатно. Мое глубокое убеждение заключается в том, что при каждом хосписе должна работать выездная служба, которая возьмет на патронаж семью с тяжелобольным. И навещать их на дому. Нужно выделить медсестру по уходу за больным, которая обучит родственников. А главное - подойдет к проблемам семьи с пониманием.
- Какими качествами должен обладать человек, который решил работать в хосписе?
- Мне кажется, для такой работы нужен особый склад характера. Отбор очень сложный. Так как деятельность фонда - это долгосрочный проект, то нужно хорошо знать всех людей, с которыми ты работаешь. Но, к сожалению, бывают такие, которые приходят добровольцами в хосписы и решают свои личные проблемы.
Что-то у них не получилось в жизни, и они идут к тем, кому еще хуже. Не скажу, что это плохо, но такие люди, как правило, не задерживаются надолго. Но все равно ко всем волонтерам нужно относиться одинаково внимательно: и к тем, с кем работаешь 10 лет, и к тем, кто приходит один раз полы помыть.
Другое дело, что для тех, кто принял решение работать с больными, нужно организовывать специальную подготовку. Научить общаться с пациентами, знать, что можно говорить, что - нет.
- А как вы лично справляетесь с психологическими нагрузками? Ведь вам приходится ежедневно сталкиваться с людским горем.
- Я просто очень люблю свою работу. Я просыпаюсь и знаю, что меня ждут больные и бездомные. Я знаю, как помочь, как организовать моих больных - таких непутевых, со сложными судьбами и очень непростыми характерами - и наладить с ними диалог.
Я допускаю, что моя работа когда-нибудь станет для меня скучной или надоест, тогда я просто закрою фонд и буду считать свою миссию выполненной. Но пока вопрос об этом не стоит.
Безусловно, бывают плохие дни... Вчера поступила 33-летняя пациентка с восьмилетним сыном, который не отходит от нее. Абсолютно безнадежная, умирающая женщина. Но я вам скажу, что мне, наоборот, хочется больше помогать таким людям, когда я их вижу.
- Вы одновременно работаете по двум таким сложным направлениям - не только помогаете безнадежно больным, но еще и бездомным людям. Есть ли какой-то общий алгоритм для решения этих проблем?
- По сути, работа с бездомными - это социальный хоспис. Примерно 30% из них - обреченные люди. В их среде колоссальная смертность как от заболеваний, так и от травм. Чем дольше люди живут на улице, тем труднее их вернуть к нормальной жизни, при этом все они когда-то имели семьи и профессии - были врачами, журналистами, прокурорами. Некоторые меня обвиняют в том, что я «размножаю» бездомных, прикармливая их. Но многим, кто так говорит, просто невозможно объяснить, что в жизни бывают разные обстоятельства и никто не застрахован от подобных ситуаций. За что наказывать голодом людей, которые и так остались без всего?
- Во время общественного интернет-голосования на вакантные места в президентском Совете по правам человека (СПЧ) многие пользователи проголосовали за вас. Как думаете, если станете членом Совета, это поможет вашей работе?
- Я почти на 100% уверена, что не войду в СПЧ. Но я согласилась на участие в этих выборах, потому что не вижу другой площадки, чтобы озвучить проблемы, с которыми давно работаю. Другой площадки попросту нет. Работа в Совете - это надежда быть услышанной, больше ничего.
PS
От всей души удачи. Здорово, что такие люди есть.
Комментарии
безнадёжно и беспомощно.
Неизбежно возникает проблема эвтаназии.
Комментарий удален модератором
Я почему-то поверила ей. Это второй перепост, а вот первый http://gidepark.ru/community/289/content/1610314. после него и поверила
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Нянечки и санитарки там очень мягкие, сочувствующие. Врачи и медсёстры - не заметила такого. Просто выполняют свою работу. Настроение и чувства больных их как-то не интересуют.
Атмосфера ужасная. Атмосфера смерти. Тем, кто уже плохо соображает от боли, может, и лучше. Остальным хочется оттуда домой.
В палате зачем-то телевизоры. Вряд ли их кто-то смотрит.
В той палате был человек уже практически без почек, вот-вот умрёт. Возле него почерневшая от горя жена. Ночью он всё время кричал и падал с кровати. Жён на ночь не оставляли. Соседу приходилось каждый раз звать медсестёр. И ему явно от всего этого лучше не становилось, и спать он не мог...
Мне говорили, что в хосписах с людьми работают психотерапевты. Не было их.
Я долго не могла понять, почему врачи хосписа уговаривают всех ложиться к ним. Ведь хоспис был бесплатным. Позднее узнала (про другой хоспис), что бесплатен он только первые 20 или 30 дней. Потом родственника платят за каждый день.
Никому не пожелаю...
Если смерти, то мгновенной, если раны - небольшой
Комментарий удален модератором
Инвалидность оформлена? Если нет - то бегом! С инвалидностью ДОЛЖНЫ обезболивающие, вплоть до содержащих наркотики, выписывать бесплатно.
Правда, не знаю, как это выполняется в вашей станице... И почему врачи не дают заключение?
Но я сказал серьезно. Я бы на твоем месте так и сделал.
Если сделаешь правильно, то тебе передачки и курево не потребуются.
В любом случае - угрожать тому, кто не исполняет свой долг - не преступление.
И потом, что терять?
Потом (прости) не будет мыслей что "я мог, но побоялся..."
Можешь посылать меня на ...
естессно - только таблеточку анальгина на ночь...
как издевательство...
Мочить надо медиков и причем методично, до других, а я поняла о ком ты, не достать.
Терпения вам, к сожалению мы все проходим через это, когда-то родители стареют и .....
Желания «Доктора Лизы» и ее порывы, так сказать, вызывают отклик и сочувствие.
Только они не вызывают решения проблемы.
Проблема ведь не в том, что есть люди, которые неизлечимо больны и умрут БЫСТРЕЕ, чем остальные (то есть мы). Проблема даже не в том, что они умирают в мучениях, утрачивая способность обслуживать себя быстрее, чем утрачивают жизнь.
Проблема в том, что все остальные слишком хотят жить без проблем.
Без заботы о других.
Поэтому поэтические рассуждения о том, что «стыдно быть…», это ерунда.
А когда предлагается создавать «хосписы», куда помещать умирающих, то это скорее желание всех остальных жить без проблем. Без груза ответственности за то, что другие умирают. Мол, им созданы условия..
Надо просто покончить с такой возможностью.
Поймите меня правильно.
Те, кто заболел, и неизлечимо, и кто скоро от этого умрет, они незначительно отличаются от нас всех. Мы все умираем, просто медленнее. Мы все болеем, и многие очень тяжело. Каждый из нас заболевает и в конечном итоге умирает. Мы все умираем обессиленными и бессильными.
Все мы умрём, и все мы умрём от болезни, которую нельзя вылечить.
И каждый из нас сам решил, как ему умереть, когда очередная болезнь окажется последней.
И очень немногие приняли решение «как умереть», а не как «пытаться пожить еще».
Вот это и есть проблема.
Поэтому развитие хосписов – это не гуманизация нашего общества. Это отражение расслабления нашего духа и сознания. Так что давайте говорить не о хосписах, а о том, как каждый из нас (то еть все мы) готов умереть. Если «Доктор Лиза» готова начать, то журналистов ведь пруд пруди… Пусть напишут.
Комментарий удален модератором
Предполагается, что родственники - не слюнявые идиоты, нуждающиеся в сю.сю.сю...
Таким вряд ли требуется "хоспис" как средство "сделать груз полегче".
Таким главный груз - ощущение, что для близкого человека все кончено. Эту тяжесть не уменьшить "консультацией о течении процесса". И как вести себя все знают - кормить, мыть, помогать дышать, чувствовать... Если умирающий хочет еще пожить.
Та боль, от которой надрывается Человек - она к "хосписам" отношения не имеет.
Они (докторы лизы) просто хотят иметь обман, что "о нем заботятся".
Я просто хочу по-честному.
Может давайте решим, как нам заканчивать свою жизнь, чтобы хосписы были не нужны?
Комментарий удален модератором
Или остается упиваться своей готовностью строить хосписы.
Естественно, не за свой счет...
Я не хочу, чтобы за счет нашего народа строили хосписы, в которых люди будут умирать так, чтобы освободить интеллигентов от моральных страданий
Комментарий удален модератором
Поэтому - давайте начистоту.
Какая связь между "уменьшением физических страданий" и "хосписом", то есть специализированным учреждением для недо-покойников?
Никакой.
Физические страдания уменьшаются медикаментами, спецоборудованием и... волей самого умирающего. Попросту говоря, как он себя жалеет.
Медикаменты и спецоборудование могут быть везде. В больнице, дома..
То есть, остается вопрос воли умирающего и вопрос участия его в жизни, а именно - в нормальной жизни остающихся жить.
Поэтому я и говорю, что хоспис это самообман для не-умирающих интеллигентов. Им так легче, что умирающие умирают не в их обыденной жазни, а в изолированном отстойнике. Оправдание - там условия и умное название "хоспис". Давайте назовем его "пред-морг".
Не думаю, что Островскому нужен был хоспис. Поэтому мы учились на его примере.
Проблема неизлечимо больных быстро умирающих людей не в отсутствии учреждения с особенным названием. Их проблема в том, что они умирают быстрее чем другие, и испытывают при этом (не все) боли больше, чем большая часть т.н. "здоровых" людей.
Я уже писал ув. А.Архиповой, что это настоящая проблема, но она решается не созданием спец-пред-морга. Она решается доступом для этих людей к спецлекарствам, спецоборудованию и... к готовности всех остальных (не только родственников!!!) продолжать жить с этими людьми в ОДНОЙ жизни.
А не успокаивать свою совесть тем, что выпихнули этих людей из своей жизни, оправдываясь тем, что для них ведь создан целый хоспис...
Комментарий удален модератором
Я уверена, что вы бы изменили своё мнение.
- Профессиональный уход
- Оптимальное обезболивание
- Питательная поддержка или искусственное питание
- Постоянное наблюдение врача
- Контроль медицинской сестры, в т.ч. длительное пребывание у постели больного.
- Доступ к тому самому спецоборудованию, о котором Вы упоминаете. Не каждое оборудование можно разместить в квартире и не каждого человека можно допустить пользоваться этим оборудованием.
Мы в хосписе побыли всего два дня, это было необходимо для одной лечебной процедуры, которую они на дому не делали. Потом мы уехали домой и были дома вместе до самого последнего дня...
Но не у всех есть такая возможность. Я даже не о свободном времени и не о деньгах. Просто иногда нужна именно ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ постоянная помощь. В нашем случае она не понадобилась, но кто знает, как могло всё повернуться...
Только это никак не влияет на правоту и правильность.
По этой логике кто сам не корчится в конвульсиях, не имеет права решать
Я говорил не об этом.
Я говорил о том, что МЫ должны жить так, чтобы умирающие имели причины БИТЬСЯ до последнего, или имели возможность прекратить свои мучения.
Я пытаюсь объяснить свою позицию.
Не надо создавать условия и места умирания. Надо создавать условия, при которых люди будут или нормально жить в среде живых, или принимать решение.
Я буду презирать себя за согласие с существованием пред-морга
Все перечисленное вами по-русски называется больница.
Учреждение, где врачи лечат больного человека.
В том числе и неизлечимо больного
Я против хосписов потому, что хоспис, даже созданный самым поэтическим образом, превращается в пред-морг, скрытую стоянку для недо-мертвых. Обратное бывает, только если персонал работает "от души", но это не заложено в саму суть учреждения. То есть, это исключение
Я против хосписа. Это самообман, дорогая соломинка для слабаков (речь не только о больных)
Хоспис это ширма, скрывающая от нас обязанность принимать решения.
Скрывающая, что это просто животное желание пожить любой ценой или освобождение от ответственности за решение освободить человека от мук, уничтожающих его личность.
Поймите меня правильно. Для меня хоспис - это воплощенные страх смерти и лицемерие.
Но поверьте, далеко не все такие. Я знаю, что некоторые родственники целые дни проводят в хосписах рядом с умирающими. И только вечером они должны уходить. А утром возвращаются.
В общем - все люди разные. Кто-то облегчает лично свою жизнь, а кто-то просто без врачей не справляется...
А от больницы хоспис отличается принципиально методами лечения. И врачи там другие. И вообще весь персонал заточен под другое. Да, это больница, но больница специфическая.
А вот если нужно, например, постоянно ставить капельницы или делать инъекции в вену, проверять состояние больного - тут без профессионалов, увы, никак...
Я и уколы научилась тогда делать, и многое другое делала. А ещё работала дома, мне руководство в виде исключения разрешило. Не увольняться же! Потом где в таком возрасте работу найдёшь! А ещё врача нашла, он приходил, но не каждый день. И... ничего не помогло...
Я пытаюсь вас понять, ценю, что вы (коментов ваших много) делаете это корректно, как впрочем и мы.
Дело в том, что я православная и понятие принимать решение! о прекращении мучений я истолковываю только так - бог решает и никак иначе.
Я понимаю, что вы приводите эталон ЖИЗНИ как таковой, а мы о практике ухода за больным, отсюда и разногласия...
А у медиков такая защитная реакция: они, конечно, не могут "умирать" с каждым больным :(((
Поэтому вырастает толстая-претолстая шкура.
У меня "эталон жизни" и "практика" составляют одно целое. Стремление практику практиковать ориентируясь на эталон и делает нас людьми.
Поскольку я совсем не православный (не религиозный), боюсь - если я разовью эту тему, то мои выводы покажутся Вам оскорбительными и чудовищными, а я - чудовищным оскорбителем.
Поэтому спасибо что поняли меня.
Считаю, что жизнь (как время) не самое ценное.