Анатомия конкурса

 

В сообщении пресс-службы Министерства обороны говорилось, что оно совместно с Агентством стратегических инициатив при содействии Министерства образования и науки и МГТУ им Н.Э.Баумана объявляет первый Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди граждан РФ в интересах Вооруженных Сил.

Цель конкурса – «привлечение интеллектуального и управленческого потенциала граждан и организаций для решения задач по укреплению обороноспособности страны, разработке передовых технологий в научно-технической сфере и продукции двойного назначения», – сообщила пресс-служба Минобороны. Отбирать работы будет комиссия, состоящая из представителей профильных органов военного управления, она определит победителей, которых наградят премиями. Также предусмотрено, что независимо от занятого места участникам конкурса могут быть сделаны предложения о трудоустройстве в структуры Минобороны для продолжения научных изысканий и реализации своих проектов.

Ну а пресса бросилась заливаться трелями, что теперь у россиян появилась возможность поделиться с Минобороны своими разработками в военной сфере. Впервые в своей истории оно объявило конкурс научно-исследовательских работ, чтобы привлечь «интеллектуальный и управленческий» потенциал рядовых россиян «для решения задач обороноспособности». Новый тренд в стиле хорошо забытого старого «Алло, мы ищем таланты» дает шанс самоучкам реализовать свои ноу-хау.

Отношение экспертов к данной инициативе Минобороны двойственное. Одни, как например, военный эксперт Дмитрий Литовкин, считают, что теперь любой самоучка, как когда-то в конце 1940-х Михаил Калашников, сможет прийти и предложить военным свою разработку. По его мнению, процедура приема новой разработки теперь строго расписана. Она отражена в новом приказе Министра обороны А.Сердюкова № 3090 от 29.09.2012 г. По словам Литовкина, новый приказ логически увязан с объявленным ранее конкурсом. «Новая процедура позволит официально платить за сделанный прототип, раньше изобретения российских кулибиных часто попросту использовались без упоминания имен создателей и, соответственно, не оплачивались», – пояснил этот эксперт.

Другие эксперты, как например вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, считают новые инициативы министра Сердюкова примером провальной работы военного ведомства с отечественным ВПК. Вот что он говорит по этому поводу. «У Министерства обороны нет ни одного нормального предложения по разработке оружия. Это самая настоящая истерика по отношению к новым разработкам. Министерство обороны находится в тупике. То, что они обращаются к гражданам, для того чтобы они повысили обороноспособность, – это показатель отсутствия у нас научной базы, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Не исключаю, что это просто одна из попыток распилить деньги, выделенные на научно-исследовательские работы».

И вот это мнение я вполне разделяю и ниже постараюсь его обосновать.

В соответствии с Порядком и условиями проведения Всероссийского конкурса по поиску в интересах Вооруженных Сил РФ научно-исследовательских работ граждан РФ проработка в рамках своей специализации может предполагать следующее:

Если вы считаете, что ваша специализация выражается в проведении аналитических работ, то Вам предлагается заполнить соответствующие разделы (согласно Положению о конкурсе) и они должны содержать информацию о предыстории вопроса, конкурентный анализ, основные принципы работы предлагаемых устройств, алгоритмов, технологий, финансовые параметры проекта и т.д. Работа должна быть лаконичной, полной, логически непротиворечивой и содержать однозначный развернутый вывод о целесообразности использования того или иного решения конкретной проблемы.

Специалистом по научной работе необходимо предоставить полные расчеты, пояснения, графики, блок-схемы и т.д., полностью описывающие принципы работы предлагаемого решения со ссылками на публикации, содержащие составные части или предысторию вопроса. Изложение должно быть лаконичным, логически непротиворечивым, содержащим однозначный вывод о новизне и актуальности предлагаемого решения с научной точки зрения.

Руководителям проектов или направлений необходимо уделить особое внимание заполнению соответствующих разделов работы информацией о продуктовой стратегии, уставе проекта, маркетинговом или бизнес-плане, плане проекта, бюджете проекта, технологической карте и иной проектной документации по предлагаемому проекту.

Специалистом в экономической или юридической области необходимо наиболее полно раскрыть разделы, относящиеся к финансово-экономическое части проекта, подробно описать финансовый план проекта, провести маркетинговый анализ рынка, прогноз продаж, произвести расчет финансовых рисков или обосновать патентную и лицензионную чистоту предлагаемого решения.

Еще раз напомню, что основой конкурса является поиск в интересах ВС научно-исследовательских работ граждан, которые сами для себя и швец, и жнец, и на дуде игрец и все перечисленное выше также, и как все это возможно выполнить в принципе. А что же тогда остается профильным службам МО, или как всегда – оформление сводного отчета, закрытие темы и получение щедрого вознаграждения.

Как указано в условиях конкурса, заявки с приложениями должны полностью раскрывать суть и преимущества предлагаемого проекта или решения задачи в соответствии с темой Конкурса и должны содержать данные, соответствующие следующим разделам:

а) резюме — краткое описание проекта;

б) описание проекта;

в) организационный план;

г) производственный план;

д) оценка проектных рисков;

е) план финансирования;

ж) технологическая карта.

При этом объем текста Заявки с приложениями должен быть не более 20 страниц формата А4. И на что же такое выдающееся надеется МО, что при таком объеме необходимой информации должно уместиться всего на 20 страничках.

В условиях конкурса есть еще одно примечательное положение: направляя Заявку, Участники подтверждают, что ознакомлены с условиями проведения Конкурса и выражают свое согласие на участие в нем, а также согласие с условиями проведения Конкурса. Организатор может отклонить поступившие Заявки с приложениями, если они не содержат данных, указанных в пунктах 17-20 настоящего Положения. Авторы уведомляются об отклонении Заявки с приложениями с указанием причины отклонения.

Учитывая, что индивидуальные авторы не смогут предоставить и половины запрашиваемых данных, это положение позволит на законном основании отфутболить и прибрать к рукам практически любую «научно-исследовательскую работу» гражданина, представляющую интерес для эксперта или профильного учреждения. А таскаться с ними по нашим судам, как говорил Президент, пыли наглотаешься.

Концепция инновационного развития России уже не первый год подвергается достаточно серьезной критике. И надо отдать должное – в значительной мере обоснованной. Еще в 2009г Российская венчурная компания осознала, что инновационных проектов высокой степени готовности в России уже практически не найти, в связи с чем РВК уже тогда собиралась приступить к поиску и финансированию перспективных проектов с уровня идей. Под эту задумку был образован даже «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании», который должен был знакомить разработчиков инновационных проектов с возможностями и механизмами посевных инвестиций, позволяющих создавать на базе перспективных технологических начинаний успешные бизнесы. Уникальность посевных инвестиций по версии РВК заключается в том, что инвестирование происходит на начальной стадии развития проектов, поддерживая их техническое и коммерческое развитие. Но в итоге от дельной задумки не осталось ничего позитивного. Вместо венчура у РВК по сути получился обычный инвестиционный проект на освоение продукции практически предпроизводственной готовности, и ни о какой стадии идей уже речи не велось. Это ж только зарубежные венчурные фонды могут позволить себе один успешный проект из десятка, но который и при таком раскладе окупает все затраты. Потому то зарубежные фирмы и идут в технологическом развитии на многие годы впереди нас. Российские же венчуристы даже и мысли не допускают, чтобы получить по финансируемому ими проекту хоть копейку убытка. А многие ли изобретатели своими силами могут при таком раскладе довести достаточно серьезные идеи до приемлемого для наших венчурных компаний уровня. Так что как не было в России венчура, так похоже его еще долго и не будет, а российским «кулибиным» и дальше придется рассчитывать только на себя.

Хотя и помимо РВК каких фондов в России только нет: есть РФФИ, есть фонд Бортника, у А.Чубайса есть Роснано, у В.Вексельберга есть Сколково, у Д.Медведева есть Комиссия по модернизации, у Д.Рогозина есть Агенство перспективных исследований, у В.Путина есть Агентство стратегических инициатив, только вот у бедненького А.Сердюкова не было ничего. И это при том, что денег этим структурам было выделено и потрачено немерено, а разработок для ВС оказывается никаких нет, и даже спроса за это никакого не было. И нужно быть откровенным чудаком на букву М, чтобы стоять в стороне от этого. В итоге очевидная несправедливость все же была восстановлена, теперь и у А.Сердюкова будет возможность безнаказанно порулить денежными потоками от высоких технологий.

Но тогда получается, что за годы деятельности этих структур «научных, инновационных, производственных групп или коллективов, способных к эффективной реализации перспективных проектов в интересах Вооруженных Сил РФ» так и не нашлось, да и вообще такие задачи им не ставились, а многие миллиарды рублей потрачены впустую. Так что теперь остается последняя надежда на № 1 в приказе - «поиск в интересах Вооруженных Сил РФ научно-исследовательских работ граждан РФ (это так уважительно теперь называются самоделки обозванных выше самоучками граждан, и на основании чего отныне они могут именовать себя руководителями и исполнителями НИР государственного значения»), которые они годами из своих скудных зарплат и куцых пенсий вели ради удовлетворения своего изобретательского зуда, и которые теперь за мифические премии можно прибрать к рукам. Но, по мнению указанного выше эксперта, появится надежда, что хотя бы имя создателя будет упомянуто. Воистину нет предела «щедрости» нашей власти.

У данной ситуации есть еще один весьма интересный и щекотливый нюанс. А не будет ли подобное действо министра А.Сердюкова расценено как ненавязчивый намек на некомпетентность перечисленных выше господ, имеющих в руках огромные материальные и административные ресурсы, но за эти годы так и не сумевших сделать ничего существенного в сфере модернизации ВПК, укрепления обороноспособности страны и переводе ее экономики на инновационный путь. И вот теперь получается, что эффективный манагер из мебельного магазина решил показать другим эффективным, но юристам и экономистам, как надо это делать. И как при этом он с Д.Рогозиным одну поляну делить собирается. Интересная коллизия намечается, однако.