Судьба бесценной коллекции.
На модерации
Отложенный
В начале XX века фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии. Фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. При проекции на экран полученные изображения совмещались, образуя цветную картинку. К сожалению, лишь малая доля этих исторических негативов сохранилась. Те же, которые выжили, хранятся в тройном черно-белом виде и до недавнего времени немногие из них были воссозданы и использовались в цвете.
В 2001 году Библиотека Конгресса США открыла сенсационную выставку “Империя, которой была Россия”. На этой выставке были впервые представлены цветные фотографии из обширной коллекции фотохудожника и учёного С.М. Прокудина-Горского. Мир увидел цветной облик цивилизации столетней давности во всех неповторимых деталях и подробностях. На фотографиях мастера мы видим жизнь огромной страны : есть там православные монахи и муллы, солдаты и крестьяне, торговцы и чайханщики, министры и благородные дамы, …, мы видим людей так, как они жили на Урале, на Кавказе, в Средней Азии, в Белоруссии… монастыри и медресе, мосты и железнодорожные полустанки, заводские цеха и станки, рынки и лавки, фабрики, крестьянские дворы... - это богатство потрясает !
Всего американская коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.
В лихие времена из разорённых дикими полчищами Чингис хана просторов Туркестана пришёл на Русь необычный человек и, поэтому прозвали его – Прокудой, созвучно словам кудеса, кудесник, Кудияр-богатырь. Отличился. Был замечен. Великий князь Дмитрий Иванович Донской пожаловал ему вотчину Гора. С тех пор и повёлся на Руси дворянский род Прокудиных-Горских.
В начале жизненного пути С.М.Прокудин-Горский занимался химией в университетской лаборатории Д. И. Менделеева. В конце 80-х гг. XIX века он совершенствовал свое образование в Германии, где вскоре сам стал читать лекции по фотохимии и спектральному анализу в Высшей технической школе в Шарлотенбурге (Берлин). В 1898 г. Прокудин-Горский организовал первые в России курсы практической фотографии; этому предшествовало вступление в члены Фотографического отдела Императорского русского технического общества (ИРТО), старейшего фотографического объединения России. Членами общества в разное время были почти все крупнейшие учёные, инженеры и промышленники России:
А. Бутлеров, Д. Менделеев, Д. Чернов, П. Яблочков, А. Попов, А. Крылов, Л. Нобель и многие другие; место Почетного председателя принадлежало Великому князю Михаилу Александровичу, брату царя Николая Второго.
Вероятно, два события подвигли Сергея Михайловича к неустанному улучшению “фотографирования в натуральных цветах”. С началом Русско-Японской войны в 1904 г. Прокудин-Горский отправился к театру боевых действий на ещё чёрно-белые съёмки для военного ежегодника; в том же году он побывал в Туркестане, где заснял солнечное затмение (январь 1904 г.). В статье о результатах наблюдений солнечного затмения Прокудин-Горский фактически чётко сформулировал свою жизненную философию. Он писал, что некоторые фотографы, мотивируя своё нежелание участвовать в съёмках затмения, жаловались на несовершенство оборудования; ну так, изобретайте что-то – призывал их Прокудин-Горский - совершенствуйте все, что поможет, а то слишком уж часто у нас говорят:
это невозможно!
В 1904 году приступил Прокудин-Горский к своему великому проекту - фотографированию разных земель и народов России.
В 1905 г. Прокудин-Горский открыл новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее все красочные сенсибилизаторы, известные в мире. Бромосеребряные фотопластинки, обработанные этим составом, становились чувствительными ко всей палитре цветов. В декабре 1906 г. «Петербургская газета» сообщала, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь добился хороших результатов и предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Всероссийскую известность Прокудин-Горский получил как автор юбилейного портрета Льва Толстого, снятого 23 мая 1908 г. в Ясной Поляне.
В 1908 г. фотографические общества в залах Академии художеств устроили вечер демонстрации достижений русских фотографов. Гвоздем программы стал показ на экране цветных проекций Прокудина-Горского. Были показаны фотографии украшений Туркестанских храмов, погибших вскоре после съемки при мощном землетрясении. В зале среди членов Государственной Думы и Государственного Совета присутствовали и члены императорского дома. Великий князь Михаил Александрович захотел подробнее ознакомиться с работами фотохудожника и пригласил его к себе, в Гатчину. Так же поступали и другие члены царской семьи. Успех был огромен.Наконец, Прокудина-Горского пригласили в Царское Село для показа его работ царю и двору.
В годы эмиграции, вспоминая про первое посещение Царского Села, Прокудин-Горский писал:
Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.п…. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно и пусть он сделает об этом доклад».
Министр путей сообщения С. В. Рухлов четко выполнил полученные указания . По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, прицепную баржу и моторную лодку. Был прислан новый автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Теперь у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел.
Все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства.
Уже первый год работы показал, что осуществить задуманное без финансовой поддержки не удастся. Стоимость специальной аппаратуры ( реактивов, пластин, фотобумаги, плата помощникам) приводила к тому, что каждый снимок обходился в 10 рублей, 1000 фотографий производимых ежегодно, стоили 10000 рублей.
Экспедиции, обработка и описание отснятого материала не оставляли времени для других заработков, а в семье Горских было трое детей.
Архивы сохранили «Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну составляемой профессором Прокудиным-Горским коллекции фотографических снимков достопримечательностей России».
В состав архивного дела входят обращение Прокудина-Горского перед очередной экспедицией летом 1910 г. к Министру Финансов В.Н. Коковцову с просьбой купить у него выполненную часть работы; деловая переписка по этому вопросу Председателя Совета Министров П.А. Столыпина, материалы работы специальной комиссии. В докладных записках С.М.Прокудин-Горский определяет цели и задачи своей работы:
1. Составление систематической коллекции фотографических изображений в натуральных цветах (с пояснительным текстом) достопримечательностей России в церковном, историческом, этнографическом, промышленном и художественном отношениях имеет целью добывание материала по отечествоведению.
2. Пробудить любовь к Родине, интерес к изучению ее красот и неисчерпаемых богатств, без чего немыслимо воспитание истинно патриотических чувств в юношестве, есть настолько важная цель, что она вполне оправдывает те средства, которые необходимо затратить на ее достижение.
…
4. В настоящем 1910 г., с Высочайшего соизволения, последовавшего 8 января сего года, предстоит воспроизвести всю Волгу, Каму, Северный и Южный Урал, что по приблизительному соображению даст не менее 1000 фотографических снимков в цветах и на что потребуется по вышеприведенной смете не менее 10 000 р.
Так как эта работа исполняется одним и тем же лицом и прибором, то на ее исполнение потребуется около шести месяцев разъездов.
5. Если таким образом воспроизвести все остальное пространство России с Сибирью и Туркестаном, то на такую работу потребуется еще восемь лет. Считая по приблизительному расчету в среднем по десяти тысяч в год, вся цифра расходов выразится в сумме 100 000 р.
В результате этой работы получится коллекция в десять тысяч снимков, уложенная в 250 ящиков, весом 200 пуд. и объемом около 50 куб. арш.
6. Такая громоздкая и ценная коллекция, ввиду важности преследуемой ею цели, не должна бы оставаться частною собственностью, которой всегда грозит опасность со сменою поколений: или быть растерянной или даже попасть в такие руки, которые могут унести ее за границу и сделать достоянием иностранцев.
…
Как это заведено на Руси, « Межведоместная комиссия по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского », обстоятельно изучив существо дела, поддержала предложения фотохудожника и определила нужные суммы для продолжения работ.
Однако
все намерения правительства остались только на бумаге .Роковую роль сыграла гибель П.А. Столыпина в сентябре1911 г.
В «Заключении Межведомственной комиссии…» встречаем подтверждение того, что в Туркестане была удачно проведена первая в мире съёмка цветного кинофильма: по методу Прокудина-Горского были получены «этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, … . Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный С.М.Прокудиным-Горским осенью сего 1911 г. при поездке в Туркестан». Дальнейшая судьба фильма неизвестна.
Для развития цветного кинематографа и цветной печати при участии изобретателя в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому передаются имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Сергей Михайлович добивался новых успехов в своих исследованиях. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции, Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитив для синематографии.
Насыщенная, вдохновленная, неутомимо творческая и подпитываемая благосклонностью сильных мира сего жизнь закончилась с началом Первой мировой войны. Поездки свелись к минимуму. Прокудин-Горский передал свой комфортабельный пульмановский вагон в распоряжение армии. Война затмила все остальные российские заботы. Времена изменились.
Путешествия Прокудина-Горского по дальним и ближним краям Российской империи подошли к концу.
Судьба коллекции С.М.Прокудина-Горского
Исследователи творческого наследия C.М.Прокудина-Горского оценивают общее количество тройных негативов отснятых и сохранёных им от 3020 (по материалам Библиотеки Конгресса) до 3500 (по российским архивным источникам). Коллекция Прокудина-Горского в Prints and Photographs Division Библиотеки Конгресса включает в себя экспедиционные альбомы-каталоги (14 альбомов) и тройные стеклянные негативы (1902 стеклянных пластинки). Для всех альбомов, кроме Туркестанского, имеются машинописные перечни подписей к фотографиям на английском языке, созданные при каталогизации коллекции после её поступления в библиотеку. Для Туркестанского альбома имеется неполный перечень на русском языке, выполненный на французкой бумаге с водяными знаками. Кем, когда и с какой целью был написан этот перечень не известно. Полной идентичности между альбомами-каталогами и собственно негативами нет.
При поиске и атрибуции фотоснимков C.М.Горского непременно руководствуются списком У.Ч.Хантингтона (W.Ch.Нuntington) – атташе американского посольства в Петрограде в 1916 – 1918 г.г. Именно он после Второй Мировой Войны купил у наследников фотомастера его коллекцию.*
В конце XX века трудами российских учёных список был дополнен и уточнён. В настоящее время общепризнан список Хантингтона – Минахина.
* С. М. Горский был большим патриотом России. Он неоднократно отклонял все предложения о покупке его коллекции. Во время войны работы Горского пришлось прятать от врага в оккупированном Париже.
Сразу после освобождения Парижа Госдеп США посылает вышедшего в отставку W.Ch.Нuntington–а на розыски сокровища. Длительное хранение в подвале в укромном месте не пошло на пользу состоянию фотоматериалов. Коллекцию нужно было спасать. Родственники вынуждены были продать её за бесценок.
.
Источники – материалы Интернета.
Комментарии
Комментарий удален модератором
То, что было, то было. То, что будет, зависит от всех нас. Мы должны вспоминать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так вот, современный американский " Фотошоп " обработать фото Горского не может из-за нехватки
ресурса по фотографической широте.
Так, что Николай II на стене Зимнего дворца видел болеея яркие, красочные и колористически более насыщенные изображения, чем Вы допустим в новом кинематографе.
Сейчас на Западе стало вновь модным изготовлять фото по методу Горского (без упоминания автора). Проводят даже конкурсы артфотографии. Ну, а для техники, многозональная фотосъёмка - это спутники.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
О чём бы я не писал, все мои тексты должны быть связаны некой загадкой - так мне интересно жить на свете. Обязательно и здесь она будет присутствовать. А может быть она уже есть ? Как знать...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Кстати, asgardash ! Бесконечно долгое время мы знакомы , а я так и не знаю - как правильно разбить на значимые части: as gardash или asgard ash , или asgar dash, или ... ещё как-нибудь ? Ответь ! Дамы всё равно выведут тебя на чистую воду.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Любопытство - враг мой ! Она была к Вам приветлива ?
Я хочу понять: Друг Вы этой прекрасной Даме или нет. Иль Вы Враги ?!
,
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Надо принимать во внимание тот факт, что в наше время цветных картинок достаточно. Тогда было иначе - сам факт передачи в натуральных цветах общепонятного объекта поражал. Видимо, Горский ещё не успел заразиться импрессионизмом - его задача была показать Россию такой, как она есть.
Сразу отвергну возможные подозрения : я не против флёра (на фотоязыке дымки, "мягких объективов", нынешних электронных опций "unsharpen" и т.д. и т.п.), я только за очевидный тезис: для разных задач - разные художественные способы выразительности.
Помните ?
Прочел и поймал себя на мысли - нынешние кретины, что подумают ? Ну да ладно, в угоду всякой сволочи не буду менять текст.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
От сердца ль полного хвала?
То слово — вранов крик бесчестных,
Теснящихся в зыбях небесных
Вкруг громовержцева орла.
Небо журавлям, лебедям и Пегасам !
И с Лазури на сонную Землю упасть захотела.
Обольстилась она голубыми земными цветами,
Изумрудной травой и шуршащими в полночь листами.
И, раскинувши путь золотой по Лазури бездонной,
Полетела как ангел -- как ангел преступно-
влюбленный.
Чем быстрей улетала она, тем блистала яснее,
И горела, сгорала, в восторге любви пламенея.
И, зардевшись блаженством, она уступила бессилью,
И, Земли не коснувшись, рассыпалась яркою пылью
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Воистину " ...нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." !
Хотя не я первый, когда вымышленные литературные образы начинают бунтовать против автора. Ой! Молчу! Молчу!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я лишь хотел Исаеву под старость
Дать дать Солнца луч
И чтоб светилась радость
В его глазах
Узревших столько горя...
Или Исаев только псевдоним ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Скажу Вам прямо :
В Ирийских далях прежде
Хлопот имели короб
С детьми Алкмены.
Что было взять с пелазгов неучёных
Или с дорийцев бранных...
Но мы учили их
Всему, что знаем сами...
Всё было б хорошо!
Да вот одна Елена ...
Не буду сотрясать
Эфир воздушный
Гомер уж всё
Об этом
рассказал.
уже ясны, если здесь вообще уместно слово "ясность".
Авось справлюсь ! Небось не Боги горшки обжигают.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В первый ли раз посетил ты Итаку иль здесь уж бывалый
Гость Одиссеев?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И с Лазури на сонную Землю упасть захотела.
Обольстилась она голубыми земными цветами,
Изумрудной травой и шуршащими в полночь листами.
И, раскинувши путь золотой по Лазури бездонной,
Полетела как ангел -- как ангел преступно-
влюбленный.
Чем быстрей улетала она, тем блистала яснее,
И горела, сгорала, в восторге любви пламенея.
И, зардевшись блаженством, она уступила бессилью,
И, Земли не коснувшись, рассыпалась яркою пылью
Комментарий удален модератором
Так ему и нужно, этому аsgardash-у ! Если у него в начале ника стоит "as", то это ничего не значит. Он давно уже не в Валгалле (я это достоверно знаю от Одина. Тс! Тс! Скажу больше. Посмотрите на ник " Solo ...". Теперь понятно ?).
А всё-таки не судите его слишком строго. У Кудияра "gardash" -а он заработал честно.
Комментарий удален модератором
Я не силён в латыни.
Что может быть личного в латинском выражении, известном каждому юристу ? Кстати золото Бормана нашли или ещё нет ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Теперь о деле. В Ирийских далях не всё так, как должно быть. Бездельник "asgardash" всё гдё-то бродит... И, что более всего возмутительно, ещё пишет посты " Тем, кто бродит" в ГП ! Каков !
Ваши предложения ?
Комментарий удален модератором
Скажу одно ! Я Вами восхищен !
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Если тебе, молодому, так явно сопутствуют боги.
Кроме того по самым последним данным (материалы канцелярии тайных дел царя Ивана Васильевича), он входил в группировку Кудияра-разбойника .
И всё бы ничего, и не таких брали ! Да вот одна заковыка - есть версия, что сам Кудияр незаконный сын Саломеи Сабуровой, т.е старший брат Ивана Васильевича. А тут уж ... А коли " asgardash" для Кудияра "gardash",тут одной группой не обойтись.
Да и жаль мне "asgardash"-а. Понаблюдаем.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В его душе слагаются картины,
И за чертой он создает черту.
Исчерпав жизнь свою до половины,
Поэт, скорбя о том, чего уж нет,
Невольно пишет стройные терцины.
В них чувствуешь непогасимый свет
Страстей перекипевших и отживших,
В них слышен ровный шаг прошедших лет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Как астиагов клин в пути не попадался ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Жизнь изменчива .Диалоги испорчены, жаль. Таилась слабая надежда на то, что в них были места достойные твоего , Мой Друг Читатель , внимания.
А и то сказать, и поделом мне !
Ушел от основной темы, мыслью по древу растёкся...