толкование на Апокалипсис

На модерации Отложенный

Апокалипсис (с   греческого - «откровение») самая таинственная и самая грозная книга Нового Завета.

Входя в храм, на западной дальней стене можно увидеть образы, иллюстрирующие Апокалипсис.

Русские раскольники-старообрядцы всегда жили духом,   словом и идеями Апокалипсиса. В любом реквиеме любого композитора, будь то   Моцарт или Дворжак, есть музыкальная глава, вдохновленная образами   Апокалипсиса - "Dies Irae", "День гнева", "День   суда".

Судный день, день расплаты, день справедливости это   день, которого одни страшатся, другие   ждут, когда зло получит возмездие. В известном романе Чернышевского «Что   делать?», герой говорит, что   Апокалипсис - это просто произведение сумасшедшего.

Знаменитый народоволец Hиколай Морозов, прочитав Апокалипсис   в крепости, где просидел в одиночке   четверть века, начал книгу истолковывать как определенное расположение   созвездий. Другой народоволец Лев Тихомиров приложил к Апокалипсису способ   толкования, согласно которому семь Церквей, к которым обращается автор этой   книги - это семь эпох истории Церкви, истории человечества.

Сегодня Апокалипсис актуализирует кризис человеческого   рода и звучит злободневно. Апокалипсис насыщен надеждой.

О происхождении   книги. В 60-х или 90-х годах   I-го века на уединенный скалистый   остров Патмос в Эгейском море был сослан за проповедь Евангелия некто Иоанн,   человек, который, несомненно, пользовался огромным авторитетом во многих   христианских общинах Малой Азии, особенно в малоазийском духовном центре   Эфесе. Некто Иоанн выступал как пророк и называл себя пророком, братом всех   христиан. Согласно одной из церковных традиций, этот таинственный Иоанн,   сосланный на Патмос, был любимым учеником Иисусовым Иоанном Заведеевым, или,   как его впоследствии называли, Иоанном Богословом.

И правда, книга написана, несомненно, человеком, который   знал греческий язык, писал на греческом, но думал на еврейском или арамейском   языке. Книга написана с усилием, как пишет иностранец, и некоторые места ее   выдают мышление совершенно иного стиля. Это подходит, конечно, к апостолу  Иоанну, который был галилеянином. Hо, с другой стороны, он не пишет о себе, как об апостоле, как об   одном из двенадцати, в этой книге   почти нет намеков на события земной жизни Христа, которые прошли перед   глазами Иоанна.

В храмах за богослужением Апокалипсис не читается, т.к.   проповедь - толкование затруднительна.

В первой половине I века первые общины христиан, придя в мир, еще не были   замечены языческим правительством, языческим обществом. Но осенью 64 года   вспыхнул знаменитых пожар в Риме и произошло первое столкновение молодой,   нарождающейся христианской церкви с мощной, властной Римской империей.   Император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима и устроил ночное освещение в   парках, на гуляниях народных: вдоль аллей, по которым прогуливалась   отдыхающая публика. Казненные христиане были привязаны к столбам, облиты   горючим веществом и подожжены. Эти живые факелы освещали аллеи, а по аллеям   ездил на колеснице, в костюме жокея император Нерон и любовался агонией   людей. Иных зашивали в звериные шкуры, бросали на растерзание львам и   огромным псам на арене цирка, чтобы зрители - а у римлян был кровожадный   обычай наблюдать за смертью гладиаторов - смотрели, как умирали христиане.

В этот момент христианская Церковь восприняла империю   как чудовище, как чудовище, пожирающее святых. В 67 году при Нероне был   обезглавлен апостол Павел. Предание сообщает также, что Павел был казнён в один день с Петром и что перед смертью апостолы простились, после чего их повели в разные места на казнь. В 68 году покончил с собой Нерон.

В 70 году римский император Тит сжег Иерусалим и   разрушил великолепный беломраморный храм Соломона - святыню, связанную с   историей Ветхого Завета, где проповедовал Христос, где проповедовали   последние пророки. Это было событие, больно ранившее не только иудеев   ветхозаветных, но и христиан.

В 81 году к власти приходит император Домициан, младший   брат убитого Тита. Римский император Домициан объявляет себя богом, а   христиан, не признающих его божественности, — злейшими врагами государства. Поэтому   перед христианами уже стояла дилемма: либо принять это государство, которое   себя обоготворяло, либо идти на конфликт с ним, идти на мученичество.

Когда в Риме начались гонения на христиан, приблизительно   в это время Иоанн оказывается на Патмосе, где были римские каменоломни. Каторжники   о. Патмос спускались в ямы, выламывали куски пород, грузили на корабли.

И там, в воскресный день, находясь на берегу моря, в   какие-то унылые часы передышки сидел Иоанн. Перед ним расстилалось море,   голые скалы. Это был день, когда христиане справляли воскресенье. Вдруг его посещает видение ужасных событий,   которые происходят в Риме и он чувствует смятение внутри, духовный кризис,   нападки врагов, давление императорской власти. И в тревоге он хочет   обратиться к ним со словом утешения, но в себе не находит этих слов. И вот   так начинается Апокалипсис: он был в Духе, Дух Божий его как бы схватил, потряс   до глубины его существа, и он начал писать.

Описывая виденное, Иоанн постоянно пользуется образами   Ветхого Завета, он как бы ими дышит, ими мыслит - более двухсот цитат из   Ветхого Завета в небольшой книжке.

Апокалипсис является суммой символов и понятен тому, кто   читал книги пророка Даниила, пророка Исайю и апокалиптические книги   предновозаветной эпохи.

Итак. Начало грозное и грандиозное.

"Я, - говорит Иоанн,- брат ваш и соучастник в   скорби, и в царстве, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом   Патмос, за слово Божие, свидетельство Иисуса Христа. Я был в Духе (т.е.   охваченный силой Духа) в день воскресный и слышал позади себя громкий голос,   как бы трубный, который говорил: "Я есмь Альфа и Омега, первый и   последний: то, что видишь, напиши в книгу, пошли церквам, находящимся в Асии   (Асия - это Малая Азия).

Я повернулся, обратился, чтобы увидеть, чей голос, и   увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников, подобного Сыну   Человеческому, облеченного в потир   (белую одежду первосвященников) и по груди опоясанного золотым поясом. Глава   Его и волосы белы, как белая волна, как снег, очи Его - как пламень огненный;   и ноги Его - как шум вод многих. Он держал в деснице (рука) Своей семь звезд, и из уст Его выходил   острый с обеих сторон меч; и лицо Его - как солнце, сияющее в силе   своей".

Эта символика   понимается по смыслу, нельзя изобразить образно. Христос в одежде первосвященника,   как бы, соединяя вечно небо и землю, говорит: "Я Альфа и Омега, начало и   конец". Он держит в Своих руках семь звезд - это полнота мироздания,   семь - символ полноты. Он ходит среди семи светильников. Светильники - это   общины христиан. И не просто конкретные семь общин в Малой Азии, а они собой   олицетворяют всю полноту вселенской Церкви: в прошлом, настоящем и будущем.

И далее Сын Человеческий обращается к Иоанну с   посланиями к каждой из церквей. Они все географически очень точно   локализованы на западном берегу Малой Азии: Эфес, Пергам, Смирна и другие- эти города теперь практически только руины.

"Ты оставил, - говорит Иоанн, - первую любовь   свою". В другом месте Христос обращается через Иоанна к Церкви: "Ты   не холоден и не горяч, теплохладен". Иоанн –Бог через него – говорит,   что знает о гонениях и надо сохранить первую любовь свою. Огонь первой любви вначале   загорается, когда человек открывает для себя духовный мир, а потом огонь   может угаснуть и все покрывается пеплом.

Со слов о. Александра Меня, нужно осознавать, что мы   сегодня живем в полумертвом состоянии и письма к каждой Церкви из   Апокалипсиса обращены к любому христианину, внимательно вчитываясь, можно
  найти то, что нужно нам.

А дальше идут картины метаистории. Это сущность   исторического процесса. Это борьба. Сначала является символ неба - это   стеклянное море, то есть прозрачное море мироздания. Четыре животных по краям   обозначают живую тварь. Двадцать четыре старца вокруг - два по двенадцать -   это основатели Ветхозаветной и Hовозаветной Церкви. Должна открыться некая   тайна мира.

И вот является ягненок, Агнец Божий. Он не только слаб и   немощен перед чудовищами этого мира, но Он еще и пронзен (заклан, убит), но   Он живой. Это небольшое существо тождественно со Христом.

Мир ожидает чего-то великого. Hо сначала идут   предостережения - грозные всадники Апокалипсиса , которые несут насилия,   войны, голод, смерть. Это все должно случиться, потому что человек отходит от   добра и правды. Он уповает на насилие. И уповает на материальные блага. Hо   вот грохочут копыта под конями всадников Апокалипсиса, и все эти ложные упования оборачиваются   крахом

Потом тайна судеб Божиих раскрывается в виде запечатанного свитка, и Агнец,   единственный, кто открывает его. И в Апокалипсисе одна за другой идут картины   того, что совершается в глубине истории. Это борьба света и тьмы, борьба насилия   и Агнца, Духа Агнца.

Вот из моря выходит чудовище. Зверь. Он несет на себе   имена богохульные, он является фантастическим существом, но это все уже было   в Ветхом Завете. Эта пародия на божественную тварь вылезает из моря и   захватывает власть над миром. Число его имени условно, 666. В древности 666 расшифровывалось как   Кесарь Hерон. Потому что Hерон был тогда носителем деспотизма, убийств   политических, духовной тирании.

"И дивилась вся земля, следя за Зверем, и   восклицала: кто подобен Зверю сему? И кто может сравниться с ним? И дано ему   было говорить слова гордые и богохульные. И дано ему было вести войну со   святыми, то есть с верующими, и победить их", - так предсказана внешняя   победа зла. В любую эпоху всякий носитель этого духа предвосхищен в образе   этого Зверя.

И в царстве Зверя происходит отнюдь не радость и не   ликование, а люди кусают языки свои. Все   более и более нагнетается зло. Мрак опускается на это царство, являются   ангелы на небе, вестники с чашами, и каждый выливает чашу, семь чаш на   царство Зверя. И совершаются великие бедствия: отравление мирового океана,   отравления воздуха, гибель живого. Эти бедствия это плоды неправильного   развития всего человечества.

Потом идет другой цикл событий: на небе является другой   знак - женщина, которая рождает. Она кричит в муках рождения. Должен родиться   младенец. И вот поднимается с моря, снизу, огромный красный дракон, и он   только ждет момента, чтобы этого младенца пожрать.

Красный дракон (дракон хаоса) это древний змей, который в Библии   соблазняет человека, а теперь становится драконом империи, красный цвет - это   цвет пурпура императорского в Риме.

Женщина - это Ветхозаветная Церковь, которая должна   родить новый дух, родить Христа, Мессию и дракое, императорский Рим, готов   поглотить ее. Hо в тот момент, когда рождается дитя, женщина скрывается на крыльях.   Она уносится в пустыню, и за ней мчится этот красный дракон.

Сброшены все маски. Отвратительные монстры восстают   против Духа. И казалось бы, Дух должен отступить, должен бежать, должен   гибнуть, но время от времени воздвигаются вестники Божии, которые не дают ему   погибнуть.

Один из вестников Божиих именуется Микаэл, Михаил. Это   ангел, в народной традиции архангел Михаил, сражается. Сражаются пророки.   Являются в святом городе два пророка. Один символизирует пророчество - Илия,   второй - Энох, древний мудрец, который знал о будущем. Двух пророков убивают,   их тела лежат на улицах Иерусалима. Торжествует противобожественный принцип,   принцип антихриста.

Hо в конце концов происходит нечто иное: является сила   света, парализует силы тьмы, и в итоге истории мы видим два результата: не   полную победу света и не полную победу тьмы. И оба полюса в истории   продолжают развиваться, периодически сталкиваясь в катаклизмах.

Апокалипсис это история первого века Церкви, это история   Средних веков, это история наших дней, и эта история еще не кончилась.

Апокалипсис обещает, что не только царство Зверя будет   на земле повторяться, и не раз, а что будет еще тысячелетнее царство людей   христовых, и будет торжество добра и правды. Hо не вечное, потому что это   будет все в рамках привычного для нас земного бытия.

Является Христос, и история древняя кончается. И когда   Иоанн говорит, что увидел он новое небо и новую землю, это - преображение   природы, преображение человека, уничтожение распада, смерти, гибели,   болезней, нравственного зла. Все темное одолевается, и торжествует свет.

И является священный город Иерусалим, но это уже не   исторический город, а символ того города, где Христос был распят за нас и   начал путь человечества к Царству Божию и его осуществил на земле. Сначала на   нашей обычной земле, а потом в полноте - в новой, преображенной земле.

Апокалипсис - книга правдивая, честная. Страшные войны,   насилия, чудовищная саранча, которая в Апокалипсисе изображена, подобная различным   человекоистребляющим механизмам, которые люди стали создавать в военных целях,   - все это создает зловещую картину. И такова история людей.

То, что Бог нас наказывает - это примитивное   представление. Апокалипсис предупреждает   нас о том, что если человечество будет пренебрегать Заветом Божиим, оно   понесет жесточайшее возмездие. Бог создал нравственный миропорядок, в   результате которого зло всегда в конце   концов будет нести урон. Возмездие приходит рано или поздно. И добро все   равно торжествует. Hо человек должен выбрать: с кем он - со светом или с   тьмой. И в нашей жизни, и в общественной жизни - всюду этот выбор для нас   актуален

Апокалипсис кончается чудесными словами. "Се гряду скоро, блажен соблюдающий пророчества книги сей" (22:7), - для Иоанна это означало,   что мировой переворот будет скоро, все изменится скоро.

Многие люди пытаются вычислить время наступления конца   света. Hа самом деле конец мира, пишет свящ.. Александр Мень, это   перманентная реальность. Она постоянно возрождается. Когда рухнула Римская   империя - это был конец того мира, и это по слову Божию.. Любая поворотная   эпоха - апокалиптическая. Суд продолжается вовеки.

Христос говорит: "Вот Я стою у двери и стучу".   Это не дверь истории, это дверь человеческого сердца. Христос, как странник, приходит   к каждому, несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду, и прежде всего   - любовь. "Я стою у двери и стучу, и тот, кто Мне откроет, Я войду к   нему и буду участвовать в трапезе с ним вместе". "Буду с ним   вечерять", - как в старинном переводе нашем.

Священная трапеза на великой "Троице" Андрея   Рублева - это присутствие Божие в мире и в душе человека. Тот, кто откроет   Ему дверь, тот почувствует, что Он вошел в него. Тот, кто знает, что такое   Святая чаша Евхаристии, тот подходит к ней с готовностью, веря, что Он будет   вместе с ним участвовать в этой трапезе. Для того, чтобы прийти к этому, надо   открыть двери и впустить правду, истину, добро, впустить Агнца Божия, который   стучится в мир. Вот в этом, друзья мои, самая суть замечательной книги,   которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанново.