Дошинкан каратэ-до
На модерации
Отложенный
Эту школу каратэ основал в 1966 году японский мастер Итикава Исао. Ранее его учителем был мастер Тояма Канкэн, глава школы Сюдокан. Мастер Итикава достиг 10-го дана в каратэ, 9-го дана в кендо, 8-го дана в дзю-дзюцу и дзюдо.
В конце 50-х годов он покинул родную страну и отправился в Европу. Оттуда он неоднократно выезжал в Латинскую Америку, США, Австралию, Африку и везде пропагандировал свою систему. Так возникла Всемирная федерация каратэ-до Дошинкан, штаб-квартира которой находится в Вене (Австрия). В настоящее время она объединяет сотни клубов в десятках стран мира, включая Россию, Грузию, Венгрию, Польшу, Германию, Мексику и другие.
Дошинкан - традиционная школа. На первом месте в ней стоит духовное и моральное воспитание в соответствии с принципами самурайского кодекса Буси-до. Поэтому школа отводит важную роль общению учеников с учителями, практике ритуалов (например, чайной церемонии, обрядам посвящения), медитации, содержанию и ритму повседневной жизни, вегетарианскому питанию, безусловному отказу от наркотиков, включая столь распространенные как алкоголь и табак.
Ученический цикл обучения в школе Дошинкан включает прохождение 10 этапов, начиная с десятого "кю" и заканчивая первым. Считается, что при усердном отношении к тренировкам (не менее 3-х раз в неделю по 2 часа каждая) уровня десятого кю можно достичь за 3-4 месяца, и к концу первого года занятий дойти до седьмого кю. К концу второго года старательным ученикам удается освоить уровень третьего кю, к концу третьего года они получают "черный пояс" и степень 1-й дан.
Стержнем системы обучения в школе Дошинкан являются ката - комплексы формальных упражнений. Вокруг них объединены такие виды практики как дыхательная, энергетическая, медитация, закалка тела. На этапах "кю" осваивают 13 ката: 5 ката "Кеку", 5 ката "Пинан" и 3 ката "Найханти". На этапах "дан" помимо так называемых "высших" ката (Ванкан, Симпатан, Тэнъю и других) значительное внимание уделяется технике работы с оружием. Впрочем, эта техника тоже формализована, в соответствующих ката.
Основные виды оружия следующие: "Бо" (двухметровый шест), "Дзе" (короткая дубинка), "Кама" (боевой серп, обычно в паре на обе руки), "Катана" (самурайский меч), "Нунтяку" (двузвенный короткий цеп), "Сай" (парные короткие трезубцы), "Тонфа" (парные рукоятки от жерновов). Настоящий меч чаще всего заменяет его деревянная копия - "боккен".
Базовая техника, используемая в школе Дошинкан, достаточно традиционна. Здесь можно видеть 15 стоек, в том числе 10 боевых (дзэнкуцу, каги, киба, кокутсу, нэкоаси, сантин, сико, рейной, фудо, цзиго), 12 блоков руками (агэ-укэ, учи-укэ, удэ-укэ, гэдан-барай и т.д.) и 6 блоков ногами. Характерно, что блоки ногами могут одновременно выполнять роль подсечек, а блоки руками - переходить в захваты верхних и нижних конечностей. К числу основных ударов ногами относятся мае-гери (прямой вперед), йоко-гери (прямой в сторону), маваси-гери (вперед по дуге) и ура-маваси-гери (по дуге назад), усиро-гери (прямой назад), ороси-гери (маховый сверху вниз). Удары руками выполняются по прямой, по дуге сбоку, сверху вниз, снизу вверх, наотмашь в сторону и вперед, а также локтем (вперед, назад, снизу вверх, сверху вниз). Допускаются удары коленом снизу вверх и по дуге сбоку.
Интересно то, что в школе Дошинкан большое внимание уделяется тренировке захватов.
Среди них можно выделить захваты головы спереди и сзади, захваты рук и захваты ног. Основой для проведения захватов в бою служат неудачно проведенные удары противника, блоки, ослабление возможностей противника путем "отключения" сильным ударом одной из его конечностей. Опытные мастера в боевых поединках перед проведением захвата стараются надежно поразить соперника и лишь потом проводить завершающий прием: захват плюс добивание. Для успешного использования захватов нужны сильные мышцы, способные работать не только в динамическом режиме (как при ударах), но и в статическом, что приводит к уменьшению скорости удара. Поэтому спортивные стили каратэ редко применяют захваты.
"Твердая" подготовка включает в себя набивку мышц рук, ног, корпуса. У набиваемых мышц снижается восприимчивость к боли, повышается эластичность, они меньше подвержены травмам. Набивание тела идет снизу вверх. Первый этап набивания - бег на носках, пятках, ребрах ступней. Затем набивают подъемы стоп похлопыванием по ним ладонью. После исчезновения боли набивание продолжается кулаками, затем пучком тонких древесных веток, обтянутых тканью. Колени набивают о макивару (пружинящую доску, обмотанную туго натянутой веревкой) или о макивару (мешок с песком). Грудную клетку, живот, спину, руки сначала укрепляют наращиванием мускулатуры. Зетем набивают их ладонями, кулаками и на завершающем этапе - палкой. Набивание лобной части головы аналогично предыдущим упражнениям: похлопывание, легкие удары кулаками, работа на мешке с песком.
Когда в руках и ногах возникает ощущение прочности, тогда приступают к переламыванию досок, палок, разбиванию кирпичей (не раньше, чем после двух-трех лет предварительной подготовки), и к тренировке на деревянных манекенах "такэ-маки" ("деревянный человек"). В школе Дошинкан, в отличие от спортивных стилей, набиванию тела и практике разламывания твердых предметов придается огромное значение. То и другое составляет неотъемлемый элемент тренировочного курса в додзе, а также ежегодных курсов в загородных лагерях.
Еще один важный аспект тренировочного процесса в школе Дошинкан можно назвать практикой "астрального каратэ". Имеется в виду умение использовать энергетические ресурсы организма. Необходимо добиться того, чтобы любой блок или удар совпадал с энергетическим импульсом, идущим из глубины подсознания. Такое мгновение можно сравнить с одновременно вспыхнувшим пламенем сотен тысяч свечей, до того сильно ощущение единства физической силы и энергии.
Умение сконцентрировать в себе первородные функции человеческого организма, берущие начало в далеком прошлом, когда человек еще почти не отличался от животного, и есть тот самый путь психофизического совершенствования, о котором так часто говорят. Если взглянуть на вполне безобидную домашнюю кошку в момент наивысшего эмоционального напряжения, мы как раз и увидим единство первородных функций организма: тело, готовое мгновенно осуществить любое движение, реагирующее на малейшие изменения в позе противника (другой кошки или собаки), горящие яростью глаза, выражающие стремление драться до конца. Человеку, далеко ушедшему от природы за тысячелетия цивилизации, чтобы научиться входить в подобное состояние, требуются годы упорных ежедневных тренировок.
Девизом школы вполне могут служить слова немецкого мистика начала XVII века Якоба Беме: "Для кого мгновение - это вечность, а вечность - это мгновение, того не волнует мирская суета".
Комментарии