Рожать не передумали?

На модерации Отложенный

 


 


 

Не секрет, что большинство многодетных семей в нашей и, подозреваю, не только в нашей стране создается по «идеологическим соображениям». Для кого-то решающим фактором является религия: ислам, православие и др. Кто-то, встав на патриотически-государственнические позиции, стремится приостановить вымирание белого народонаселения планеты. Некоторые видят в этом экспериментально-творческую площадку по обкатыванию собственных педагогических и прочих идей а-ля семейство Никитиных. Редкие-редкие энтузиасты рожают сегодня просто от сильного чадолюбия. Ибо современное общество наше устроено таким образом, что многодетной семье в нем места не предусмотрено. Многодетная семья в наши дни, хотим мы этого или нет, – всегда вызов.

Этот вызов направлен как вовне, так и внутрь семьи. Для окружающих малодетных семей это явление всегда несколько тревожащее и в разной степени раздражающее. Хотя степень благожелательности к большой семье сегодня выше, чем на излете советских времен, и люди, в общем-то, понимают, что многодетные – это не обязательно алкоголики и наркоманы, тем не менее инаковость, каковую неизбежно несут в себе многодетные, как вообще любая социальная инаковость, не может не напрягать. И это тоже та достаточно суровая реальность, с которой приходится иметь дело чуть ли не каждый день – удивленные взгляды на улице, комментарии благожелательные или же наоборот – в любом случае, многодетным, как каким-нибудь поп-звездам, трудно раствориться в толпе и не попасть под объективы любопытных глаз. К тому же, за похвалами и доброжелательными улыбками часто ощущается «скрытая русофобия»: мы, конечно, вами, многодетными, восхищаемся, вы, конечно, решаете острые демографические проблемы, но на всякий случай мы лучше будем держаться от вас подальше, кто вас там, многодетных, знает, что у вас там на уме… Тем более что все люди стремятся сохранить и оборонить такой привычный и милый малодетный уклад с летней Турцией, зимними горными лыжами и тысячей детских кружков, одной-двумя машинками на семью и, может статься, даже счетиком в банке, а многодетные с их надрывным подвигом стоят перед ними эдаким немым укором.

Но еще чаще, чем с внешними вызовами, большим семьям приходится сталкиваться с проблемами внутри себя самих и решать их. Так как, нарожав по вышеуказанным соображениям энное количество детей, большинство родителей, за исключением немногих особо талантливых, не сильно представляют, что с ними делать. Благочестивые схемы XIX – начала XX века, усердно перепечатываемые из одного издания про современную семью в другое, сегодня абсолютно не работают. Вся структура городской жизни, особенно мегаполиса, рассчитана максимум на двоих чад в семье. Уже третий, как справедливо подметило наше государство, присваивающее титул многодетности с третьего ребенка, резко выламывается из этой схемы. Идет, например, мама с тремя и более детьми в метро, а рук-то всего две! Как же удержать каждого ребенка за руку на эскалаторе, что, между прочим, предусмотрено правилами? А в вагоне метро новые проблемы – место-то обычно не уступают, да еще косятся, что за цыганский табор такой пожаловал. Поэтому многодетные стараются поменьше ездить в общественном транспорте, и если мама машину не водит, то с перемещениями по городу возникают проблемы. Некоторые семьи решают эти проблемы просто – неделями не вылезают из дома дальше ближайшей детской площадки. На площадку, впрочем, тоже выбираются редко – попробуй всех одеть, а потом раздеть. Поэтому многодетные реже обычных гуляют и меньше обычных посещают кружки. Кому возить-то? Если же многодетная семья пытается всё-таки «дать деткам приличное образование», то к концу кружковой недели родители ощущают себя не просто в мыле, но и почти без головы. Потому что каждый кружок, как и каждый учитель-предметник, считает себя самоё самым главным и единственным и предъявляет к родителям такие материально-бегательные требования, с которыми с трудом справляются и родители одного-двух детей.

Школа – вообще отдельная тема. Сегодня махровым цветом цветет натаскивание и дрессировка детей: с полутора лет чтение по кубикам Зайцева, в шесть лет таблица умножения, английский с горшка и т.д. На вопрос «зачем?» обычно пожимают плечами: «Так все делают». В «приличной школе» по умолчанию предполагается, что ребенок не просто умеет читать к первому классу, но и выдрессирован еще в целом спектре замечательных вещей. На родительских собраниях младшей школы родители хором с учителем повторяют, сколько клеточек нужно отступить слева, а сколько строчек – сверху и между «домашними работами». Даже для самых усердных и настроенных на занятия с детьми многодетных родителей это звучит диковато: невозможно с тремя-четырьмя и более детьми заниматься так, как с одним! Между тем, результаты усердной дрессировки, по крайней мере, в начальной школе, ощутимы на детях, и многодетные волей-неволей пробуксовывают. Родители современных школьников наяривают не зря: их конечной задачей является выращивание «успешного» человека. То есть такого, который будет успешно зарабатывать деньги. Можно, конечно, сколько угодно утешать себя тем, что зато многодетные дети самостоятельные – сами делают уроки, сами ходят из школы и вообще растут отзывчивыми (от сидения с младшими братьями-сестрами) и порядочными (в силу идейной направленности семьи) людьми, но усиленного натаскивания в школе и кружках они не получают. А ранний старт, несмотря на некоторые явные идиотизмы и перегибы, приносит в определенной степени свои плоды, и те, которым он не будет обеспечиваться, окажутся хорошо если в середине колонны…

Сегодня некоторые многодетные семьи предпочитают вообще не отдавать своих детей в школы, занимаясь домашним образованием. Отговорки тут самые разные, поминается и качество школ, и уровень учителей, и программа, но мне думается, что корень этого явления кроется всё же в том, о чем было сказано выше, – многодетные и по уровню «дрессировки», и по материально-бегательным возможностям родителей уступают малодетным.

Ни так одеть, ни столь корпеть над уроками каждого чада многодетные не в состоянии. Более того, само одевание, провожание в школу, встречание из школы превращается при наличии прочих грудных младенцев и отсутствии регулярных бабушек-нянь в неразрешимую проблему. Многодетные всё чаще плюют на школу и делают вид, что обучают своих детей на дому…

Про жилье говорить не буду, слишком болезненная для многих многодетных тема. Ну не может большая семья жить в маленькой городской квартире! Ну, не буду… Поэтому некоторые многодетные (и их становится всё больше) бросают (точнее, сдают) свои городские квартиры и уезжают на природу, в деревню, к курочкам и свинкам. Конечно, в деревенском доме проще разместиться с детьми, а во дворе, окруженном забором, их проще выгулять, однако искомой идиллии, как правило, достичь не удается. Коренные горожане, в большинстве с высоким уровнем образования (мы помним, что рожают, в основном, «идейные») заведомо обрекают своих детей на снижение образовательной планки, на ту «сельскую жизнь», к которой сами едва ли приспособлены и которой с большой долей вероятности их дети не захотят. Учитывая наше вымирающее повсеместно село и уезжающую в города молодежь… К тому же подобный эскапизм как бы сразу перечеркивает саму возможность устроения многодетной семьи в пространстве городской культуры, что весьма печально.

Итак, про жилье мы почти умолчали, но поговорим об отдыхе. Не знаю, как отдыхают семьи с детьми в количестве больше пяти – никакие Греции и Турции им, конечно, недоступны (если это – не семьи Абрамовича), но с тремя-четырьмя родители еще как-то коряво пытаются попутешествовать: мы ведь тоже люди, а мир такой большой! И вот тут-то, на «отдыхе», очень остро начинаешь чувствовать, как современный мир враждебен многодетной семье: потягивание коктейлей и полеживание на пляже родителей, как в мультике про Простоквашино, действительно, возможно только, когда у тебя один сын – «дядя Федор». На это, собственно, никто и не рассчитывает, но на море с большим количеством маленьких детей проблемой становится буквально всё: расплываются в волнах, как мальки – надо бдеть; рассыпаются по пляжу – надо искать; отсутствие стиральных машин, кормежка оравы (даже в ресторане) – всё превращается в очередную взмыленную гонку для родителей, особенно на фоне безмятежно-вольготных прочих отдыхающих, удивленно взирающих на многодетное «итальянское семейство»: дети в непривычной обстановке повышенно крикливы. А если кто-нибудь из детей на отдыхе заболеет, а по цепочке – и другие… Поэтому многие многодетные не ездят на моря, предпочитая отдых на приусадебных хозяйствах, если таковые имеются.

Еще к вопросу об отдыхе – в современной нашей культуре к этому понятию сложилось особенно трепетное отношение: в обществе потребления вся работа, в конце концов, сводится к качественному отдыху после нее. Ты ударно потрудился до обеда – получи свой заслуженный кофе, сигарету и треп в курилке. Ты отпахал трудовую неделю – перед тобой распахивает пятничные двери ночной клуб, а впереди еще уик-энд, и задача твоя – лишь спланировать по кошельку и по сердцу, как его провести. Ну а дальше – Новые года, майские недели и отпуска – кому Египет, кому Тайланд, кому вообще экзотика. Да, еще я забыла послерабочие вечера – можно сходить в «Кофе-хаус» или в кино, можно надраться дома, и еще масса прекрасных вариантов – главное, успевай планировать. Ведь отдых – это святое! Ради чего еще жить? Для многодетных отдыха нет. Придут многодетные родители с работы – «там ты сидишь» – а дома детки. И сразу в бой: уроки, пеленки, разнимание ссор и драк; ужин на бегу и на весу, мытье посуды в полуночи, укладывание спать многочисленных дитятей и сказки, сказки. Остается так мало времени до часу-двух ночи; а ведь вставать не позже семи…

 

Опасность пострашнее отсутствия отдыха и трудностей с жильем поджидает многодетную семью в неожиданном месте: начинают создавать большой дом люди идейные, продолжают – просто замотанные, а заканчивают порой – замотанные вдрызг. Где уж тут до высоких идей и стремлений, когда и до церкви-то многодетная мать добирается с трудом и на 15 минут, и в самом храме занимается не молитвенным упражнением, а, главным образом, отловом и вразумлением разбегающихся чад? За ежедневной суетой и круговертью улетучивается главное – смыслы, ради которых всё это затевается, и порой приходят мысли, а не тот ли это крест, который никто на тебя и не собирался возлагать, кроме твоего собственного рвения не по разуму? Ведь раньше, до этой жизни, как было всё благочестиво – и службы, и правила, и паломничества, а теперь только крик да подзатыльники… Зато много аскезы! Не заметить ее в многодетной семье просто невозможно, и если опытный духовник, или мудрый муж, или еще кто-либо уважаемый и авторитетный обратит на это обстоятельство ваше внимание, смыслы встают на свои места.

Это далеко не все вызовы современной многодетной семьи, это только начало долгого разговора, ведь каждая многодетная семья многодетна по-своему. Но если мы хотим, чтобы дети из этих семей продолжили дело своих родителей, а не послали их… подальше, создав свои собственные, «нормальные» малодетные семьи, этот разговор, как мне кажется, приспело время вести. Многодетная семья (несмотря на все вышеописанные ужасы) – это пространство любви, и все нормальные люди, в общем-то, не прочь эту любовь испытать и даже подарить, однако любовь любовью, а в шалаше сегодня жить не хочет никто. Время романтиков, бессребреников и походных костров прошло, наша эпоха ищет прежде всего выгоду, а многодетность – невыгодное с прагматической точки зрения дело для семьи (положительные эмоции не в счет), и если наше государство всерьез озабочено демографией, стоит задуматься о том, что «за просто так» уже следующее поколение ничего делать не станет… Так что, если государство не поможет, а Церковь не вдохновит (это вдохновение должно быть повышенно пламенным, так как энтузиазм в массах уже начинает иссякать), вызовы современной цивилизации станут для многодетной семьи воистину непереносимы.