Курильщикам из СССР посвящается...

На модерации Отложенный

КАК СОВЕТСКИЕ ДЕТИ НАЧИНАЛИ КУРИТЬ
Сейчас бытует мнение, что советские подростки, по сравнению с нынешними тинейджерами, были куда примернее и приличнее. Не ругались матом, старшим место в трамвае уступали, не пили и не курили. Это, конечно же, очень поверхностное представление. Действительно, тогда воспитание было строже и взрослые куда чаще считали своим долгом читать нотации совершенно незнакомым детям (а дети куда реже посылали их в ответ), но на самом деле, как и многое в те годы, стороны поведения подростков, которые не поощрялись школой и родителями, попросту были скрыты от старших глаз. Взять, к примеру, курение.

Я лично начал курить в 15 лет. Это не было ни поздно, ни рано. Многие мои сверстники к тому времени уже дымили вовсю, правда делалось это «по нычке», втайне от «родаков». Впервые попробовал я сигарету во дворе родной школы, на перемене, в компании одноклассников. Каких-то ощущений от первых затяжек я не почувствовал — видимо, не распробовал. Попробовал еще разок, а потом еще, и вскоре уже подсел на курение — стандартная история.

Первыми сигаретами, которые я начал курить, были почему-то молдавские «Нива», со сладковатым, слегка шоколадным привкусом. Вероятно, подобная сладость только и могла понравиться начинающим курильщикам. Однако вскоре «Нива» из продажи исчезла, и начался долгий период дегустации изделий разных табачных марок — благо дело, на тот момент еще было из чего выбирать.

Поскольку поначалу курили мы мало, то могли себе позволить понтоваться и покупать дорогие сигареты, которые опытный курильщик, конечно же, считал баловством. Например длинные сигареты под названием «АС»,  ароматизированные соусированные, стоили 80 коп (здесь и далее автор приводит цену на курево после первого подорожания 1980-х, — прим. Р.К.) и, также ароматизированный, «Темп» ценою в целый рубль.

Иле же болгарские «BT» по цене 80 коп. Но это уже были более уважаемые сигареты, не такие «понтовиловские», как вышеназванные.

Постепенно дневная норма потребления сигарет росла, а это означало, что приходилось переходить на более дешевые сигареты. 70-копеечный «Космос», который тогда считался хорошими сигаретами (но только кишиневской фабрики, а ни в коем случае не одесской!) почему-то мало у кого «приживался» из моих знакомых. Слишком «взрослыми» они были, что ли. До сих пор эти сигареты у меня ассоциируются с мужчиной средних лет, владельцем «Волги» или, по крайней мере, на «Жигулей».

60-копеечные «Столичные», среди сверстников всеми однозначно признавались отстоем (впрочем, тогда такого слова не было), не стоящим своих денег. Их качество было всегда разным, в зависимости от фабрики-производителя.

60-копеечные же сигареты дружественной Индии совершенно не котировались. Ради интереса их покупали попробовать, но каких-то воспоминаний об их вкусе не осталось. (Например, сигареты Madras, называемые не иначе, как "вонючий матрас" - за их амбре, который  полностью соответствовал такой "кликухе", с нежными нотками экзотических водорослей и послевкусием жасминового мыла — прим. Роберт Краснов).

Мадрас-матрас

Самыми популярными в то время, конечно же, были болгарские сигареты. «Стюардесса», «Опал» ("кури «Опал», чтоб хрен отпал", — прим. Р.К.), «Ту-134» («тушка»), «Интер» — все они между собой практически ничем не отличались, и были довольно сносного качества (То есть, без палок и прочих чужеродных вкраплений, да и не сразу ТУхли, как отечественные сигареты — прим. Р.К.)

made in Bulgaria

Кстати, тогда в магазинах и в помине не было табличек вроде нынешних «Мы не продаем сигареты несовершеннолетним». Бывало, конечно, некоторые продавщицы начинали «выступать»: «а покажи паспорт», «а приведи папу, раз ты для него покупаешь» и т.п. Но чаще всего на наш возраст никакого внимания не обращали и спокойно давали нам сигареты.

Но подлинно «народной маркой» были сигареты «Родопи» (среди болгарских, конечно — прим. Р.К.). Их вполне могли курить совершенно разные слои населения: и школьник, и студент, и профессор. Сейчас трудно сказать, были ли они на самом деле лучше других сигарет или просто раскрученнее (хотя тогда никто не раскручивал никаких марок сигарет), но то, что их покупали чаще своих болгарских собратьев — это факт.

Некоторые из моих сверстников, кто поотчаяннее, или таких, кто предпочитал экономить на сигаретах, чтобы хватило еще и на пиво, переходили на более крепкие сигареты «Экспресс» по 40 копеек (как адекватный вариант — «Пегас» или «Ява»).  Эти сигареты считались куревом «для продвинутых работяг» (тех, кому болгарские сигареты казались слабыми, прим. — Р.К.).

 ЭкспрессПегас

Что же касается еще более дешевых сигарет без фильтра или папирос, то на тот момент для (регулярного употребления) столь крепкого курева мы еще не совсем созрели.

Но уже скоро даже все эти "бюджетные" сигареты мы стали вспоминать в качестве лучших мировых брендов. Дело в том, что как только мои ровесники стали заядлыми курильщиками, в огромной стране разразился табачный кризис. И это совсем другая история — даже более занимательная... но для тех, кто ее сам пережил, куда менее веселая.

Источник

* * *

КАК ИСЧЕЗЛИ СИГАРЕТЫ В СССР
Да, речь о том, как несмотря на то, что табачные фабрики работали вовсю, в Советском Союзе "вдруг" случился табачный системный "голодомор". За полгода с прилавков исчезли сигареты  — в смысле, исчезли вообще, совсем, напрочь! Это было время так называемого табачного кризиса — мрачное времечко, нечего сказать!

Тому, кто не курит, не понять всех мук, которые тогда пришлось перенести курильщикам. Чтобы составить хоть какое-то впечатление об этом, можете представить, что вы, допустим, привыкли выпивать каждый день по несколько чашек кофе или чая. А тут вдруг исчез не только кофе, но и чай, какао и вообще какой бы то ни было горячий напиток. Каково? Вот, примерно то же самое произошло с табачными изделиями. И, как это обычно было в СССР, кризис подкрался незаметно.

Началось все с того, что из магазинов стали исчезать болгарские сигареты с фильтром (последними из этого списка "ушли" «Феникс», «Вега» и «Ту-134», а безфильтровые «Слънце» с «Шипкой» и короткая, хоть и с фильтром, «Плиска» тогда еще мало кого волновали, — прим. Р.К.). В небольшом продуктовом магазине, расположенном в нашем районе, который все называли «у Мишки» (в честь некоего легендарного директора магазина по имени Миша, давным-давно уехавшего в Израиль), болгарские сигареты стали продавать из-под прилавка — за 60 копеек, на 10 копеек выше госцены!

Ох, мы тогда возмущались такой наглой спекуляцией! Но покупали — а что делать?

Но вскоре «Болгария» пропала даже в подобной продаже из-под полы, пришлось всем массово искать другие сорта. На тот момент, кстати, неплохими стали считаться молдавские сигареты «Дойна» и "Флуераш", доселе малоизвестные и поэтому слабо котировавшиеся. Но и их быстро “съели”! И тогда уже в радость стали любые, лишь бы с фильтром.

В ход пошли сигареты с незамысловатым названием «Фильтр», которые до этого годами пылились на прилавках, или же собрат упомянутой марки — сигареты «КФ» — «Комбинированный Фильтр». То есть, наличие фильтра априори делало эти сигареты востребованными. (Протянуть дым сквозь такие фильтры было затруднительно, аж щеки болели от перенапряжения, да и тухли они через каждые 10 секунд — прим. Р.К.)

KF Yava

Одно время активно покупались укороченные сигареты «Святкові» ("Праздничные" - с укр. - прим. Р.К.), «Лайка» или, что еще хуже, «Новость» — с фильтром из гофрированной бумаги, свернутой в трубочку... все кошмарнейшего качества. Тьфу, гадость!

В общем, ситуация с каждым днем становилась все более угрожающей, и тут я нашел временное спасение, пришедшее с далекого Острова свободы. Кубинские сигареты устойчиво входили в категорию тех, которые не покупал никто вообще, несмотря на кризис и цену в 20-25 копеек за пачку (Ligeros и  Montecristo без фильтра и «Partagas», «Upmann», «RelC» — с фильтром. Последняя марка и читалась, и произносилась не иначе, как "Рельс" за особую "термоядерность", — прим. Р.К.). Причина заключалась в их термоядерной крепости, сравнимой с сигарами. Только ведь толстую сигару как курят? Уважительно берут и делают легкие, неглубокие затяжки, скорее, для аромата. А тут не до аромата,.человек делает обычную глубокую затяжку и... из глаз текут слезы, а легкие рвутся на части от кашля. Эту ситуацию я наблюдал не раз и не два, причем, не выдерживали кубинской ядрености не только "зеленые" школьники, но даже и закаленные службой в армии дембеля! (Исключение составляли совсем уж "мягкие", но  до тошноты ароматизированные «Kim» и «Визант», — прим. Р.К.)

LigerosMontecristo

Partagas Upmann

Visant RelC

Однако "знатоки" поговаривали, что именно в суперкрепких кубинских сигаретах — самый чистый табак, без всяких примесей, поэтому я решил с ними поэкспериментировать. Первые выкуренные сигареты поначалу безбожно драли горло. Но уже вскоре их аромат, напоминающий вкус сигар, и сладкая на вкус сигаретная бумага стали казаться очень приятными: Так я превратился в настоящего фаната кубинских сигарет.

Это был период некоего кайфа — все курильщики вокруг носятся по городу в поисках «приличных» сигарет, а я преспокойно покупаю в любом ларьке пачку «Кубы» на выбор и горя не знаю. Да, к тому же, их никто не «стреляет». А надо сказать, что с наступлением кризиса многие курильщики перешли на "китайские" сигареты «цузЫе», и полдня похода в институт могли запросто переполовинить пачку. Зато кубинские не стрелял никто. Когда на очередной вопрос «закурить не будет?» я радушно протягивал пачку "Лигероса" или "Партагаса", лицо «стрелка» грустнело кривилось, после чего он — почти всегда — отказывался от сигареты.

 

Памир

Но всё хорошее тоже когда-нибудь кончается. Закончился и кубинский "термоядерный" арсенал. Мало в прошлом есть вещей, о которых я жалею, но эти сигареты — из их числа. Когда исчезли кубинские сигареты, как говорится, отступать было некуда, и все курильщики переключились кто на папиросы, а кто вообще на любые сигареты без фильтра, которые до тех пор, кроме маргиналов и алкашей, мало, кто курил - например, «Памир».

Вдруг обнаружилось, что одесские папиросы «Сальве» гораздо лучше «Беломора», а самая обычная «Прима» без фильтра, выпущенная в Черкассах, не настолько кошмарна, как одесская. Появился даже анекдот:
Встречаются директора одесской и черкасской табачной фабрик. Одесский директор спрашивает черкасского:
— Что вы такого кладете в свою «Приму», что она лучше нашей выходит?
— Немножко кизячку, немножко табачку...
— А-а, так вы туда еще и табак кладете!

(К слову, Черкасская табачная фабрика, которую старожилы города называли не иначе, как "махоркой" — махорочной фабрикой — была основана еще в 1878 году. После развала СССР неоднократно фабрика переходила из рук в руки - то английские, то немецкие, то в еще чьи, пока окончательно... не прекратила свою работу в 2009 году — прим. Р.К.)

Но скоро курильщикам стало совсем не до смеха, поскольку из продажи исчезли табачные изделия — как класс. Можно было обойти все магазины любого миллионного города в СССР и не увидеть там в продаже ни одной пачки сигарет. Картина из фантастического сна ярого борца с курением! Разве что цыгане на базаре и в переходах портили картину "левой" продажей сигарет по сумасшедшим ценам.

Как же тогда выживали курильщики? Бросали курить? Как бы не так! Из моих знакомых, например, ни один не бросил. Сигареты доставали через третьи руки, переплачивая, и покупали ворованные у несунов табачных фабрик. Кому-то везло - на некоторых заводах рабочим изредка официально выдавался «доп.паёк» из десятка пачек самых плохих сигарет. Одну сигарету растягивали на несколько перекуров.
(Некоторые несчастные опустились до того, что собирали на остановках "бычки" или... покупали их у более предприимчивых и менее ленивых — от трех до пяти рублей за полную литровую банку ассорти марки "окурок тротуарный", — прим. Р.К.). В то время фраза из песни Цоя «если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо...» приобрела самый буквальный смысл.

Впрочем, через какое-то время все стало постепенно приходить в норму, и сигареты вновь появились в продаже, даже почти фирменный импорт. Только долго еще по привычке многие покупали сразу несколько пачек — так, на всякий случай.

Источник