Все начинается с пелёнок

На модерации Отложенный

Рассуждая о морали и нравственности мало кто задумывается о том, что одним людям соблюдение их норм дается легко, а для других оно сопряжено с некими трудностями, порой даже очень большими. Ведь мы, люди, изначально поставлены в неравные условия еще в тот момент, когда от нас ничего не зависит. И способность согласовывать наши действия с существующими нормами общественной морали зарождается еще с пелёнок.

Очень хороший пример того, как вообще зарождается отношение к людям и на чем оно строится, я нашел в одной интересной и поучительной книге. Пример настолько очевиден и подтвержден разными примерами из жизни, что вряд ли нуждается в каком-то научном подтверждении того что наши морально-этические установки в отношении к обществу и другим людям предопределены еще в глубоком бессознательном детстве.

 

Вот привожу цитату:

Представим себе такую ситуацию: двухмесячный младенец просыпается в 3 часа ночи и начинает плакать. Мать подходит к нему, и в ближайшие полчаса ребенок удовлетворенно сосет грудь в материнских объятиях, пока мать нежно смотрит на него, говоря ему, как она счастлива его видеть, даже среди ночи. Младенец, довольный тем, что мать его любит, потихоньку снова засыпает.

А теперь представим другую двухмесячную кроху, тоже проснувшуюся и расплакавшуюся в ранний час, но к этому ребенку подошла уже другая мать — напряженная и раздражительная, едва заснувшая всего лишь час назад после ссоры с мужем. Младенец начинает напрягаться в тот момент, когда мать резко подхватывает его на руки, выговаривая ему: «Да успокойся ты наконец — я этого больше не выдержу! Ну же, давай, кончай быстрее». Пока ребенок сосет грудь, мать с холодным безразличием смотрит прямо перед собой, а не на ребенка, перебирая в памяти подробности скандала с его отцом и все больше заводясь от этих мыслей. Чувствуя ее напряженность, малыш корчится, цепенеет и перестает сосать. «И это все, что тебе нужно? — вопрошает мать. — Тогда хватит с тебя». Так же резко она укладывает его в детскую кроватку и крадучись выходит из комнаты, оставляя его плакать до тех пор, пока он, выдохнувшись, снова заснет.

Эти два сценария представлены в отчете Национального центра по реализации программ клинических исследований детей раннего возраста в качестве примеров манер взаимодействия, которые — повторяясь много раз — постепенно прививают ребенку, начинающему ходить, очень разные чувства к себе самому и его ближайшим родственникам. Первый малыш усваивает, что на людей можно положиться в том смысле, что они заметят его потребности и на их помощь можно рассчитывать, и что он всегда сумеет ее получить; второй ребенок обнаруживает, что никто о нем по-настоящему не заботится, что на людей нельзя рассчитывать и что его попытки получить утешение обречены на провал. Разумеется, большинство детей получают по крайней мере представление об обоих способах взаимодействия. Но какой вид взаимодействия — один или другой — станет типичным для многолетнего общения родителей с их ребенком, это и определит основные эмоциональные уроки, которые получит ребенок, а также то, насколько уверенно он будет чувствовать себя в мире, насколько успешным он будет себя считать и насколько остальные будут заслуживать его доверие, то есть, как сформулировал это Эрик Эриксон, что будет лежать в основе его отношения к людям — доверие или недоверие.

Из книги Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект"

Не правда ли неожиданно обнаружить связь между нервным кормлением ребенка, когда ему было 2 месяца отроду и тем что он может сделать через несколько лет?

Но такая связь существует, особенно, если подобное отношение к нему со стороны родителей имеет хронический характер.

И вот тут мне видится ужасная несправедливость, ведь морально-этические законы общества, в том числе юридические и уголовные законы одинаковы для всех! И для счастливого ребенка из первого примера, и для обиженного судьбой и нервными эгоистичными родителями из второго примера. Получается, что закон несовершенен, пока есть неравенство в изначальной установке, которая касается наших отношений, не только с родителями, но и с другими людьми.

А что если сделать основной акцент в воспитании на заботливом отношении друг к другу? Не на умении читать-считать-писать, а именно заботится о тех кто рядом с самых малых лет. Еще до того, как ребенок научится говорить. Сначала родители показывают ребенку как это делается своим примером, поощряя всячески попытки ребенка им подражать. Затем в детском саду дети учатся оказывать внимание и заботу друг другу, и воспитали личным примером и поощрением помогают усвоить им этот урок. Затем этот основной предмет продолжается в школе, и дети помогают друг другу раскрыть свои таланты, чтобы дальше развивать именно те качества и способности, которые им самим захочется развивать, чтобы это стало любимым занятием в жизни и любимым способом помогать другим людям. Почему нам не сделать так?