Зачем Севастополю флот

На модерации Отложенный

После повышения окладов российским военным за рубежом офицеры ЧФ стали получать $3000-9000 в месяц. Севастопольцы приняли это неоднозначно. С одной стороны, престиж флота вырос. А с другой, труд горожан обесценился и им все труднее считать моряков "своими".

Севастополь для русского человека — тема болезненная. Звонит мне недавно из Лос-Анджелеса бывший однокурсник. Орет в трубку:

— Не отдавайте Севастополь никому! А если что, я защищать с оружием приеду!

— У тебя с психикой все нормально? – спрашиваю.

Из Москвы и Питера люди звонят и с хозяйскими нотками заявляют:

— Пока в Севастополе наш флот, вам бояться нечего!

— Как это нечего? У нас летом преступность подскакивает, когда вы отдыхать приезжаете.

Люди на подобные шутки обижаются. Они уверены, что присутствие России в Крыму для местных неоспоримое благо.

Вообще, анализируя высказывания российских випов и обывателей, я пришел к выводу, что в России слабо представляют, какой климат мнений складывается в Севастополе у местного населения в отношении российского Черноморского флота.

После знаменитого указа Путина о повышении зарплат российским  военнослужащим за рубежом, большинство севастопольцев ситуацию с флотом воспринимают неоднозначно. На этом моменте хочу остановиться более подробно. Ибо именно он является для севастопольцев наиболее болезненным.

Итак, зарплаты. Средняя зарплата горожан в Севастополе около 220 $ в месяц "чистыми" (для наглядности я цифры перевел "в зелень", хотя здесь все, включая моряков ЧФ, зарплату получают в гривнах). После указа Путина простой матрос ЧФ стал получать около 250 $. Мичман 2000 – 3000 $. Младший и старший комсостав в зависимости от выслуги, звания и должности 3000 – 6000 $,  командиры кораблей – до 9000 $.

Если максимально обобщить ситуацию, то средняя зарплата российского военного моряка в Севастополе сегодня в 10 — 15 раз превосходит среднюю зарплату жителя Севастополя.  

Именно поэтому статистика зарплат в Севастополе двойная: 220 $ — средняя зарплата горожан без учета зарплат моряков ЧФ, и 410 $ — с учетом зарплат моряков ЧФ, которые тоже ходят в магазины, парикмахерские, на рынки, покупают сковородки, чайники, стиральные машины, скутеры, автомобили и различные виды недвижимости.

Как вы сами понимаете, цены на потребительские товары и услуги в Севастополе формируются исходя из реальных доходов всех, кто в нем проживает и тратит деньги.

С точки зрения региональной экономики это уже привело к потребительской катастрофе в отдельно взятом городе.

В частности:

Это привело к тому, что Севастополь стал самым дорогим для отдыха местом на полуострове, отпугивающим туристов не только ценами, но и хамством (ибо клиент и так никуда не денется). Все это не дает местным жителям полноценно зарабатывать на туризме.

Это привело к тому, что обычный житель Севастополя стал потребительским изгоем, ибо ему приходится ездить за дешевой продукцией в Бахчисарай и Симферополь, в города, где некоторые виды ТНП можно приобрести в полтора – два раза дешевле, чем в Севастополе. А если он не может ездить, он вынужден за все втридорога переплачивать.

И наконец, это привело к тому, что цены за обучение в севастопольских вузах стали стремительно подниматься, ибо офицерские семьи могут позволить заплатить за обучение своих детей любую сумму, и они ее платят.

А местные семьи, чтобы выучить своих детей, вынуждены работать на двух-трех работах (включая самих детей) и брать непосильные кредиты.

Теперь давайте отойдем от экономики и посмотрим на проблему со смыслообразующей, философской точки зрения.

При такой многократной разнице зарплат (подчеркиваю: не доходов, а зарплат) пропадает смысл работать вообще. Любой вид деятельности обесценивается. Я знаю молодых здоровых ребят, которые не хотят здесь работать в прицнипе, ибо начальная зарплата специалиста 120 – 140 $ в месяц кажется им абсурдной по сравнению с зарплатами моряков-черноморцев. Можно пойти на стройку и получать чуть больше, но там надо "убиваться". Вопрос: ради чего? Мы что, "светлое будущее" какое-то строим?

Пойдем дальше. Как сказал мне один знакомый преподаватель, севастопольские вузы (а их тут несколько десятков, если считать филиалы) изнутри разлагаются. И происходит это не потому что туда набирают учиться деревенских ребят и бывших пэтэушников — наоборот, деревенский контингент стремится к знанию, ибо им вырваться в люди надо. Причина иная: обилие в вузах флотских детей. Вот именно они — наиболее инертны, непробиваемы и ленивы. В особенности девочки. Те, по его словам, вообще похожи на плохо говорящих кукол, не понимающих, зачем они в вузе, и зачастую даже не знающих, сколько они платят за обучение. Объясняет это мой знакомый следующим образом: "А зачем им быть умными? У них и так все есть!"

Изменилось и эмоциональное отношение севастопольцев к российскому Черноморскому флоту. Если раньше была твердая уверенность в том, что ЧФ здесь нужен как гарант региональной стабильности ("чтоб татары голову не подымали", "турки на Крым не покушались", "хохлы не наглели", "америкосы со своим флотом не совались"). То теперь говорят по-другому: "Мы понимаем, что флот нужен. Но вот если бы еще и нам зарплату подняли…". Или так: "Флот, конечно же, нужен России, но Россия-то нас бросила". Бывают и оптимисты: "Только бы войны не было в нашем городе. А горилки мы нагоним".

И часто вспоминают Лужкова. За жаркие слова, за патриотизм, за МГУ. Это в Москве он — "уклюжий вор". А здесь он чуть ли не единственный российский политик, который с любовью говорил о Севастополе. Не только говорил, но и что-то делал.

Сегодня Севастополь, как Стамбул из "Бриллиантовой руки" – город контрастов. Город, в котором беспросветная нищета уживается с чопорной роскошью, сытая тупость — с голодным отчаянием, надежды — с безысходностью, а патриотизм — с глубокой обидой.

Может быть, поэтому и украинизация идет в Севастополе столь быстро? И украинскую мову уже почти все выучили. И украинский флаг приняли. И к украинским морякам относятся здесь как к своим ребятам, у которых зарплаты  почти “как у всех нормальных людей". И почти ни кого уже здесь не беспокоит риторический вопрос 90-х: "А что здесь украинский флот делает?"

Предвижу реплики: "Статья заказная, Коровин – агент ЦРУ, прихлебатель западенцев, продался". Отвечаю: пока не продался. Но уже давно готов. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь от имени севастопольцев к руководству РФ: Владимир Владимирович, возьмите и нас в свой потребительский рай тоже. Иначе между вашими моряками и нами вырастет стена. Оно вам надо?

Игорь Коровин
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/ukraina/2012/10/08/1043658.html