Размышления о еврейской истории

На модерации Отложенный

Мне нередко доводится слышать, в том числе от людей образованных и независимо мыслящих, утверждение, ставшее уже аксиомой: евреи сохранились как общность, как единый народ благодаря своей религии.
  Мы живы, пока нам есть что сказать и что привнести в мировую цивилизацию. Как впрочем и любой другой народ. Если же мы будем держаться только за религию, но при этом пренебрегать всем остальным своим духовным и историческим наследием -а оно у нас есть, и к тому же богатое, - то неизбежно останемся на задворках мировой истории.    На мой взгляд такое утверждение равносильно признанию собственной несостоятельности. Я не умаляю роль религии, но неужели нам больше нечего было дать человечеству кроме религии? Неужели нам нечего внести в мировую культуру и цивилизацию сейчас?!..      Ведь человеческая история - это не только религия. Кроме религии есть наука, через которую человек познаёт себя и мир, есть искусство, через которое человек выражает самого себя и своё видение мира. Есть, наконец, философия, с помощью которой человек пытается осмыслить свою жизнь и окружающий его мир. И нас нигде нет: ни в науке, ни в искусстве, ни в философии? Если бы я вдруг взялся это утверждать, то меня в лучшем случае объявили бы антисемитом, а в худшем - просто безнадёжно больным.      Но откуда тогда это утверждение о роли религии?      Мое личное мнение: еврейский народ сохранился не только благодаря религии, её роль в истории евреев - это отдельная тема, но в не меньшей степени благодаря уникальному умению евреев воспринимать, интегрироваться в цивилизацию общества, в котором они жили (под цивилизацией здесь подразумеваются ВСЕ достижения данного общества).    Не случайно поэтому наивысших расцветов еврейская поэзия, литература, философия, достигли именно в диаспоре.

Условно этот наивысший подъём в истории еврейского народа можно разделить на три периода: Раннее Средневековье (под властью Арабского Халифата на Пиренейском полуострове и до изгнания евреев из Испании в 1492 году), Европа (Западная и Центральная) на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, СССР тридцатых-пятидесятых годов прошлого века.    Так, например, европейское образование и наука оказали на евреев не меньшее, а может быть, и гораздо большее влияние на евреев, нежели религия, дав миру целую плеяду выдающихся учёных. То же самое произошло в СССР.      И не ассимиляции нам нужно бояться, а оказаться на задворках мировой цивилизации. Потому что по моему глубокому убеждению, народ, который не вносит ничего существенного в развитие мировой цивилизации, будь то наука, искусство, литература, философия, неизбежно ассимилируется другими народами.