Совершенствование противоминных сил и средств.

В России впервые в мире началось строительство тральных кораблей. За 1909–1912 гг. на Ижорском заводе были заложены и вступили в строй пять тральщиков. Одновременно с их постройкой велись работы по усовершенствованию состоящих на вооружении и созданию новых тралов.
Трудность обращения с тралами Шульца, особенно при очистке от затраленных мин, а также желание повысить скорость буксировки и стремление перейти от парного трала к одинарному (буксируемому одним кораблем) привели к разработке в 1910 г. змейкового трала. Тралящая его часть оттягивалась в сторону отводящим аппаратом, напоминающим воздушный змей, шла под углом к набегающему потоку, благодаря чему минреп затраленной мины скользил по тросу и, встретив подрывной патрон, вызывал его взрыв, который и перебивал минреп.
Постановка трала занимала 8–10 мин, буксировался он со скоростью до 9 уз при состоянии моря до 3 баллов. Змейковый трал (односторонний и двухсторонний) с незначительными изменениями длительное время состоял на вооружении флота и применялся для траления мин на Балтике и Черном море во время Великой Отечественной войны.
В 1911 г. был предложен охранитель боевых кораблей от мин, стоящих на пути их следования. Впоследствии охранитель был принят на вооружение под названием «фортрал».
Он представлял собой змейковый двухсторонний трал, но ставился с носа корабля и предназначался для отвода в стороны от бортов стоящих на пути следования корабля мин и их под- сечения. Однако развития он не получил. На вооружение в 1912 г. принимается щитовой трал.
У этого трала отсутствовали поддерживающие буи и он допускал буксировку со скоростью до 14 уз. Щитовым тралом можно было работать и в свежую погоду при состоянии моря и ветра до 7–8 баллов.
Ширина протравливаемой полосы составляла до 150 м. Постановка занимала 10 мин при состоянии моря до 2 баллов. В 1912 г. на вооружение поступил и катерный подсекающий трал, тралящая часть которого заглублялась двумя стрелами-углубителями, а растягивалась двумя буями, имевшими рули.
В период первой мировой войны военными моряками Черноморского флота был создан сетевой поверхностный трал, допускавший работу на скорости хода 1–2 уз (ширина сети 2,75 м). Он предназначался для обеспечения безопасности кораблей от мин, плавающих на поверхности.
Однако из-за малой скорости траления он получил ограниченное применение. Тралы периода первой мировой войны были в основном тихоходными (за исключением щитового) и не могли обеспечивать полноценную проводку боевых кораблей через опасные от мин районы.
Одновременно с работами по созданию тралов в русском флоте разрабатывались наиболее целесообразные способы траления. По предложениям И. А. Киреева и П. П. Киткина и др. в русском флоте впервые приступили к организации планомерных противоминных действий как особой разновидности боевой деятельности флота.
К концу первой мировой войны на Балтийском море была создана минная оборона во главе со старшим флагманом, которому была подчинена и сформированная в апреле 1915 г. дивизия траления. Таким образом, руководство тралением было объединено в руках одного флагмана.
Развитие оружия Российского флота во второй половине XIX–начале XX вв. характеризовалось коренным, качественным преобразованием морской артиллерии, совершенствованием морских мин, зарождением и быстрым распространением нового вида оружия – торпедного. Корабельная и береговая артиллерия продолжала оставаться главным оружием флота.
Однако на смену гладкоствольным орудиям пришли нарезные, значительно превосходящие своих предшественников по дальности, кучности и разрушительной способности снарядов. В крупнокалиберной корабельной артиллерии к концу века прочно утвердилась башенная конструкция артиллерийских установок с гидравлическими, а затем и электрическими приводами наведения и подачи боеприпасов из погребов.
Артиллерийские установки среднего и малого калибров были казематного и в основном палубного типа с ручными приводами наведения. Устойчивой тенденцией в развитии корабельной и береговой артиллерии являлось повышение дальности, точности и разрушительной способности снарядов за счет увеличения калибра, начальной скорости и массы снаряда.
В минном оружии совершенствование конструкции было направлено на увеличение разрушительного действия заряда, механизацию процесса постановки мин, обеспечение автономности, действия и надежности системы подрыва мины. К концу века основным типом мины стала якорная гальваноударная мина со штерто-грузовым способом постановки.
Морские мины к началу русско-японской войны стали одним из эффективных боевых средств флота в оборонительных и блокадных операциях. В начале XX в. появляются первые образцы средств борьбы с минами – тралы.
Созданное в 60–70-е годы XIX в. торпедное оружие явилось эффективным средством поражения корабля любого водоизмещения при сравнительно небольшим числе попадений в него. Торпедами в связи с этим вооружались не только специально созданные для этой цели корабли-миноносцы, но и корабли других классов и подводные лодки. По своему техническому уровню оружие Российского флота в основном не уступало оружию иностранных флотов. Морское министерство по всем видам оружия практиковало закупки либо отдельных иностранных образцов, либо целых партий оружия, а также выдачу тактико-технических заданий на разработку новых образцов, иногда даже не
скольким зарубежным и отечественным фирмам на конкурсных началах.
Но все же при ускоряющемся процессе совершенствования оружия допускались просчеты и отставания по отдельным техническим направлениям, которые вели к отрицательным последствиям.
К ним, в частности, можно отнести более позднее внедрение в российскую морскую артиллерию бездымного пороха, мощных бризантных взрывчатых веществ, оптических внутрибазных дальномеров. Основным видом снаряда в бою с броненосными силами считался бронебойный снаряд.
Фугасным снарядам придавалось неоправданно малое значение. Претерпев кардинальные изменения в конструкции, морская артиллерия обусловила столь же кардинальные изменения в архитектурном облике, техническом оснащении и конструкции артиллерийских кораблей, а торпедное и минное оружие вызвало рождение и развитие новых классов кораблей-носителей этого оружия.
К началу русско-японской войны в Российском флоте были достаточно глубоко разработаны тактические рекомендации по выбору дистанции и маневрированию в артиллерийским бою броненосных сил, методы пристрелки и стрельбы на поражение. К сожалению, новые правила стрельбы и тактические рекомендации не были освоены корабельными артиллеристами до начала войны.
Практические учебные стрельбы выполнялись на сравнительно небольших дистанциях, что обосновывалось возможностью достижения лучшей бронепробиваемости. Указанные выше недостатки по отдельным тактико-техническим характеристикам, а также в отработке тактических приемов боевого применения корабельной артиллерии явились немаловажными среди прочих причин, приведших к поражению броненосных сил России в русско-японской войне.
Жестокие уроки русско-японской войны обусловили значительные изменения в послевоенной военно-технической политике, в том числе и в строительстве флота. В короткий исторический промежуток между русско-японской и первой мировой войнами все виды морского оружия претерпели существенные изменения.
Морской артиллерии по-прежнему отводилась роль главного огневого средства кораблей и береговой обороны флота. Отечественными конструкторами и промышленностью были созданы одни из лучших в мире башенные крупнокалиберные артиллерийские установки, орудия среднего калибра и первая зенитная пушка.
Возросли дальность и точность стрельбы, скорострельность и разрушительная мощь снарядов. Повышение эффективности артиллерии обеспечивалось современным оптическим вооружением – дальномерами, визирами, прицелами.
Однако собственная технологическая база по оптическому вооружению в России только начала создаваться в годы войны, и в этом виде техники флот полностью зависел от иностранных поставок. В силу сложившейся оперативно-стратегической обстановки крупных морских боев с использованием артиллерии в первой мировой войне Российскому флоту проводить не пришлось.
Торпедное оружие стало неотъемлемой частью вооружения надводных кораблей большинства классов и главным оружием подводных лодок. На эскадренных миноносцах стали устанавливаться многотрубные наводящиеся торпедные аппараты, которые наилучшим образом обеспечивали залповую стрельбу торпедами.
Внедрение в торпеды прибора курса повысило точность стрельбы, что позволило увеличить дистанцию торпедного залпа. Потребность в увеличении дальности хода и разрушительной способности торпед привела к увеличению их калибра – на всех новых кораблях и подводных лодках устанавливались торпедные аппараты калибром 450 мм.
Однако боевое применение торпед Российским флотом в первой мировой войне не было массовым. Возросшая опасность от подводных лодок привела к созданию противолодочного оружия. Уже в ходе войны появились противолодочные мины, ныряющие артиллерийские снаряды, сети.
Однако, перспективным средством борьбы с подводными лодками стали глубинные бомбы. Совершенствование минного оружия было направлено на повышение разрушительного действия и долговечности, а также на увеличение глубины постановки.
Наиболее совершенными минами были гальваноударная образца 1908 г. и ударно-механическая образца 1912 г. Минное оружие интенсивно использовалось Российским флотом с первых дней войны. В короткий срок в Финском заливе была оборудована центральная минно-артиллерийская позиция.
Оборонительные и активные минные заграждения ставились и подновлялись на Балтике, Черном море. Всего было поставлено за войну около 48 тыс. мин, от них погибло 60 боевых кораблей и было повреждено 28, противник потерял также много транспортных судов.
В предвоенное время в России были построены первые специальные противоминные корабли-тральщики. Контактные тралы, которыми вооружались корабли, постепенно совершенствовались. Уже в ходе войны борьба с минами приобрела характер повседневной боевой деятельности.
К первой мировой войне Российский ВМФ обрел черты современного флота, достойного носить флаг великой морской державы. Морское оружие этого периода создавалось на уровне лучших зарубежных образцов. К сожалению, модернизацию флота к началу новой войны завершить не удалось. Тяжелая и долгая война, революция принесли Отечеству великие потрясения, которые катастрофически подорвали и его морское могущество.
Комментарии