Универсальная автоматическая артиллерия.

К середине 50-х годов заканчивалась первая послевоенная программа строительства кораблей и вместе с ней завершалось создание первого поколения послевоенного артиллерийского вооружения ВМФ. Значительная часть артиллерии крупного калибра и в меньшей степени среднего калибра стала заменяться ракетным оружием различного назначения, что резко сократило удельный вес артиллерийского вооружения на надводных кораблях почти всех классов.
С целью выбора путей дальнейшего развития артиллерии в ВМФ и на предприятиях промышленности были проведены комплексные научно-исследовательские и экспериментальные работы, в которых исследовались возможность и эффективность применения артиллерийского оружия для поражения береговых, морских и воздушных целей, создания артиллерийских снарядов, управляемых на конечном участке траектории их полета, активно-реактивных и подкалиберных снарядов, разрабатывались различные варианты автоматов и систем подачи боеприпасов. В результате был сделан вывод о том, что корабельная артиллерия остается одним из необходимых огневых средств противовоздушной обороны кораблей, особенно при отражении атак самолетов и ракет, летящих на малых высотах.
Не утратила она и своего значения при решении задач огневой поддержки сухопутных войск и в определенных условиях будет оставаться необходимым оружием в борьбе с надводными кораблями, особенно в системе противокатерной обороны. В конце 50-х годов началась разработка артиллерийских установок трех калибров – 30-, 57-, 76,2-мм и радиолокационных систем управления стрельбой.
30-мм артустановка разрабатывалась в Центральном конструкторском бюро № 34, 57- и 76,2-мм артустановки – в конструкторском бюро завода № 7, а системы управления стрельбой – в конструкторском бюро завода «Топаз». В 1962 г. принимается на вооружение 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционным управлением от артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-104.
Главным конструктором артустановки являлся С. А. Харыкин, а системы МР-104 – А. П. Малиевский. В 1964 г. были приняты на вооружение 57-мм двухорудийная автоматическая артиллерийская установка АК-725, управляемая от артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-103, и 76,2-мм двухорудийная башенная автоматическая артиллерийская установка АК-726 с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-105.
Главные конструкторы образцов – А. И. Арефьев и П. А. Тюрин (АК-725 и АК-726), Н. И. Ермолов (МР-103) и О. Б. Федоров (МР-105). Эти комплексы устанавливались практически на всех кораблях и судах и предназначались для самообороны от средств воздушного нападения, а также для отражения атак катеров.
Каждый комплекс состоял из двухорудийной артиллерийской установки, радиолокационной системы управления стрельбой и боеприпасов. Во всех артиллерийских установках использовались унитарные патроны и зенитные снаряды с ударными взрывателями, а в АК-726, кроме того, и снаряды с неконтактными взрывателями.
Артиллерийские системы управления стрельбой МР-103, МР-104 и МР-105 обеспечивали стрельбу по воздушным, морским и береговым целям с использованием корабельных средств целеуказания, а 30- и 57-мм комплексы позволяли вести стрельбу и в автономных режимах. В качестве резервных средств управления стрельбой 30- и 57-мм комплексы имели выносные посты управления – 76,2-мм двухорудийная башенная автоматическая артустановка АК-726 визирные колонки с кольцевыми (векторными) прицелами, а артустановка АК-726 – местное оптическое устройство «Призма».
В отличие от предыдущего поколения 30-, 57- и 76,2-мм артиллерийские установки имели автоматические системы подачи боеприпасов, позволяющие вести автоматическую стрельбу с практической скорострельностью, равной темпу стрельбы автоматов. Готовый к автоматической стрельбе боеприпас в 30- и 57-мм артустановках размещался в металлических лентах, а 76,2-мм – в специальных подвижных стеллажах.
В связи с повышением практической скорострельности артустановок, увеличением начальных скоростей полета и количества снарядов в непрерывной очереди во время стрельбы нужно было принять необходимые меры для обеспечения требуемых режимов стрельбы. С этой целью на артустановках АК-230 и АК-725 впервые в нашей стране был применен новый способ охлаждения стволов – непрерывное межслойное охлаждение наружной поверхности стволов морской водой, а на АК-230 дополнительно предусмотрено и охлаждение внутренней поверхности канала ствола в районе начала нарезов путем впрыска охлаждающей жидкости после каждого выстрела, что позволило значительно сократить перерывы в стрельбе для охлаждения стволов.
Стволы артустановки АК-726 периодически охлаждались морской водой в перерывах между стрельбами во время подпитки артустановки боеприпасами. В артустановке АК-230 была применена конструкция автомата «револьверного» типа, позволившая достичь скорострельности каждого автомата – 1050 выстр./мин.
Артустановки АК-230 и АК-725 имели электрические, а АК-726 – электрогидравлические приводы, обеспечивающие их наведение от систем управления стрельбой и резервных средств. Артиллерийскими комплексами второго послевоенного поколения стали вооружаться не только новые корабли, но и перевооружаться корабли, построенные в 50-х годах.
На крейсерах типа «Свердлов» и катерах разместили 30-мм комплексы, а на некоторых кораблях вместо 45-мм артустановок СМ-21 ЗИФ и СМ-20 ЗИФ – 57-мм артиллерийские установки ЗИФ-71 и ЗИФ-75. Модернизационные возможности артустановки СМ-20 ЗИФ позволили на их станках и основаниях устанавливать орудия 57-мм калибра, что облегчило размещение последних на кораблях различных проектов.
Новые 30-, 57- и 76,2-мм артиллерийские комплексы в течение 60–70-х годов изготавливались большими сериями не только для вооружения кораблей нашего флота, но и для поставки на экспорт в различные страны. К середине 1960-х годов все начавшиеся ранее работы по созданию морской артиллерии крупного и среднего калибров были прекращены.
Основной причиной такого положения явилось необоснованное мнение военно-политического руководства страны о неперспективное™ артиллерии, которое начало складываться после состоявшегося в октябре 1955 г. совещания руководящего состава Министерства обороны. Многие коллективы артиллеристов, создавших не одно поколение отечественной артиллерии, были расформированы.
Прекратилось серийное изготовление корабельной артиллерии среднего калибра. К 1961 г. были расформированы высшие военно-морские училища береговой обороны и инженеров оружия, которые готовили квалифицированных офицеров-артиллеристов для флотов, научно-исследовательских институтов и учебных заведений.
Все это привело к десятилетнему перерыву в развитии отечественной морской артиллерии, в течение которого на вооружение не было принято ни одного артиллерийского образца. В 60-х годах ясно обозначилась реальная угроза кораблям от новых средств воздушного нападения – противокорабельных ракет.
Для надежной защиты от прорвавшихся противокорабельных ракет необходимо было усилить ближнюю зону противовоздушной обороны корабля. Поиски конструкторов, ученых и специалистов флота привели к идее использования для этой цели высокоэффективных автоматизированных артиллерийских комплексов.
В 1963 г. в Центральном исследовательском конструкторском бюро спортивно-охотничьего оружия под руководством главного конструктора М. С. Кнебельмана началось проектирование 30-мм артиллерийской установки малого калибра АК-630. В кооперацию разработчиков артустановки было включено Конструкторское бюро приборостроения, от которого работами по созданию автомата руководил главный конструктор В. П. Грязев.
Создание артиллерийской радиолокационной системы управления проводилось в КБ завода «Топаз», работами руководил главный конструктор В. Н.
Егоров. Проектирование, изготовление и отработка опытного образца артиллерийской установки АК-630 продолжались 6 лет.
В 1969 г. на полигонные испытания была представлена автоматическая арт-установка башенного типа с ленточным питанием, гидравлическими приводами наведения, разработанная в двух вариантах для серийного производства, – с прямоугольным (АК-630) и круглым (AK-63QM) магазином для хранения готовых к автоматической стрельбе патронов. В артустановке применен 30-мм автомат ГШ-6-30 с ленточным питанием и с циркулирующей жидкостной системой охлаждения стволов во время стрельбы, в которой применяется морская вода.
Схема автоматики шестиствольного автоматического оружия с газоотводным двигателем и стартерным устройством пневматического или пиротехнического типа разработана инженерами В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым и послужила основой для создания многих образцов автоматического оружия. Во время проектирования и отработки автомата и артустановки проводилась большая научно-исследовательская и экспериментальная работа на действующих макетах и стендах для проверки узлов и систем.
По сравнению с находящейся на вооружении 30-мм артустановкой АК-230 новая установка при одинаковых массогабаритных характеристиках превышала ее по скорострельности в 5 раз, количеству готового к автоматической стрельбе боеприпаса в 2 раза, массе снаряда в 1, 65 раза, длине непрерывной очереди (количеству снарядов) за одну стрельбу в 2 раза, а сила отдачи артустановки во время выстрела была в 4 раза меньше. В 1965 г. началась опытно-конструкторская работа по созданию артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-123, предназначенной для обнаружения, определения координат воздушных целей и управления стрельбой зенитной артиллерии малого калибра.
В 1970 г. был создан опытный образец, который по своим эксплуатационным характеристикам , параметрам помехозащищенности и боевой эффективности значительно превосходил ранее созданные артиллерийские радиолокационные системы управления стрельбой МР-103 и МР-104. В состав системы вошел резервный пост управления стрельбой с визирной колонкой, обеспечивающей стрельбу по самолетам, береговым и морским целям.
В 1976 г. корабельный артиллерийский комплекс АК-630-МР-123 был принят на вооружение. Первый отечественный зенитный артиллерийский комплекс ближайшего рубежа оказался самым массовым. Им вооружены все современные корабли ВМФ.
Значительное количество 30-мм артиллерийских образцов было поставлено на экспорт. В 1971–1980 гг. были проведены опытно-конструкторские работы по созданию на базе артустановок АК-630 облегченного 30-мм артиллерийского комплекса АК-ЗОб-ОПУ-1, управляемого от оптического прицельного устройства.
Этот комплекс в 1980 г. был принят на вооружение катеров малого водоизмещения. В новой артустановке для вращения стволов применен электропривод, уменьшены скорострельность и количество готового к автоматической стрельбе боеприпасов, охлаждение стволов – воздушное.
С середины 60-х годов начался новый этап в развитии морской артиллерии. Были развернуты опытно-конструкторские работы по 57-, 76,2-, 100- и 130-мм автоматическим артиллерийским комплексам и 122-, 140-мм комплексам неуправляемого реактивного оружия.
В 1967 г. Конструкторскому бюро № 3 Горьковского машиностроительного завода, которое возглавил JI. С. Плевако, было поручено разработать облегченные автоматические артиллерийские установки 57- и 76,2-мм калибров, управление стрельбой которых должно было осуществляться от разрабатываемой в то время для 30-мм артустановки АК-630 артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-123, для вооружения малых надводных кораблей нового поколения.
Главный конструктор обеих артустановок – Г. П. Рындык. При разработке и производстве артиллерийских установок был применен ряд новых технических решений.
Впервые в артустановках этих калибров использовались легкие сплавы, особенно в силовых конструкциях установок – станках, люльках, системах подачи боеприпасов и охлаждения стволов. Оригинальные технические решения механизмов опасных зон существенно уменьшили углы «упреждения» при входе и выходе артустановки из опасных зон корабля, что позволило увеличить сектора стрельбы в горизонтальной и вертикальной плоскостях и обеспечить возможность стрельбы по низколетящим целям.
Конструкция механизмов подачи боеприпасов, узлов досылки патронов и заряжания орудия обеспечили максимальную скорострельность, которую до сих пор не превзошел ни один образец данного калибра. В 76,2-мм артустановке было предусмотрено несколько способов управления стрельбой: автоматический – от радиолокационной ситемы управления, автономный – от местного оптического прицельного устройства «Конденсор» и ручной – от визиров-дублеров, расположенных в боевом отделении.
Кроме того, артустановка могла вести стрельбу при отсутствии корабельного электропитания. В 1979 г. 76,2-мм .артиллерийский комплекс под шифром 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176-МР-123 на ракетном катере АК-176-МР-123/176 был принят на вооружение катеров, малых противолодочных и сторожевых кораблей.
57-мм облегченная артиллерийская установка прошла все этапы ОКР, но не была принята на вооружение из-за боеприпаса, который не отвечал ряду предъявляемых к нему тактических требований. Для вооружения надводных кораблей новых проектов потребовалось создание артиллерии среднего калибра и неуправляемого реактивного оружия для поражения береговых и морских целей, в том числе оставшихся неповрежденными или восстановивших боеспособность после ракетной атаки.
Созданные в конце 40-х годов 100- и 130-мм артиллерийские комплексы не могли эффективно решать эти задачи из-за недостаточной скорострельности артустановок и большого времени, необходимого для решения огневых задач. После 15-летнего перерыва возобновились работы по созданию артиллерийских комплексов среднего калибра и неуправляемого реактивного оружия.
В ЦКБ № 7 разработали 100-мм одноорудийную и 130-мм двухорудийную автоматические артиллерийские установки АК-100 и АК-130 (главный конструктор Е. И. Малишевский) и 140-мм пусковую установку НРОЗИФ-121М (главный конструктор Г. И. Конохов). В КБ завода «Топаз» для 100- и 130-мм артустановок создали радиолокационные системы управления стрельбой МР-114 и МР-184 (главный конструктор С. Я. Миттелыптедт), а на заводе «Электроприбор» – системы управления стрельбой для 122- и 140-мм комплексов НРО (главные конструкторы Н. А. Богомолов, И. М. Бляхер и В. Н. Снеткова).
122-мм пусковая установка для комплекса НРО была разработана в конструкторском бюро компрессорного машиностроения (главный конструктор С. А. Аксельрод). Артиллерийские комплексы АК-100-МР-114 и АК-130-МР-184 были приняты на вооружение в 1978 и 1985 гг., а комплексы НРО 122-мм А-215 и 140-мм ПК-121М – в 1978 и 1977 гг. соответственно.
При создании нового поколения 100- и 130-мм артиллерийских, 122- и 140-мм комплексов НРО было предложено и реализовано много новых технических решений, которые обеспечивали большинству образцов высокую боевую эффективность. Характерной особенностью комплексов этого поколения являются полная автоматизация процессов стрельбы, подачи боеприпасов, заряжания артиллерийских и пусковых установок, высокая скорострельность, которая приблизилась к технически возможной, наличие большого количества боеприпаса, готового к автоматической стрельбе, применение высокоточных систем управления стрельбой.
Основным средством определения координат цели и обеспечения стрельбы в современных условиях продолжает оставаться радиолокация. Однако в последние годы в артиллерийские комплексы включаются оптико-электронные и оптические средства, способные с высокой точностью осуществлять слежение за целью и вырабатывать данные для стрельбы не только днем, но и ночью. Достигнутый уровень артиллерийской науки и техники позволяет развивать морскую артиллерию и далее за счет придания ей качеств высокоточного оружия.
Комментарии