Морские Контактные мины.

 

п

 

В распоряжении флота молодого Советского государства в 1918 г. оказалось только то, что осталось на складах Российского флота. В основном это были мины образцов 1908 и 1912 гг.

Именно эти мины были использованы для боевых действий в ходе гражданской войны (поставлено свыше 7500 мин). Работы по совершенствованию отечественного минного оружия возобновились только в начале 20-х годов.

Организацией этих работ занялись минная секция Научно-технического комитета ВМС и отдел морского минного оружия, образованный в Особом техническом бюро (Остехбюро). Возобновилась подготовка специалистов в военных училищах и академиях.

В Военно-морской академии началась подготовка и специалистов-минеров. С 1932 г. подготовка инженеров-специалистов по проектированию и производству минного оружия была начата на факультете морского оружия Ленинградского военно-механического института.

Позднее этот факультет был переведен в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1924 г. для проведения научно- исследовательских и испытательских работ на Черном море был создан морской минный полигон.

Основными задачами минной секции Научно-технического комитета являлись: обобщение опыта использования минного оружия в минувших войнах и разработка тактико-технических заданий на новые образцы мин, проведение натурных испытаний новых образцов и составление заключений о возможности принятия их на вооружение флота. Разработкой минного оружия занималось Центральное конструкторское бюро № 36 (ЦКБ-36), а головным заводом по изготовлению мин стал завод № 239.

К числу первых работ минного отдела Остехбюро относится разработка в 1926 г. большой корабельной якорной мины М-26 с ударно-механическим взрывателем. За основу разработки была взята мина образца 1912 г. В мине М-26 заряд был увеличен до 250 кг, что заставило отказаться от шаровой формы корпуса мины и принять сфероцилиндрическую форму.

Разработка мины велась под руководством А. А. Пятницкого (Остехбюро). В 1926 г. по проекту председателя минной секции Научно-технического комитета П. П. Киткина был создан автономный минный защитник МЗ-26, прототипом которого являлся минный защитник образца 1912 г. Минный защитник МЗ-26 действовал по схеме якорной мины.

После постановки в море магазин с четырьмя буйками отделялся от якоря и устанавливался на заданное углубление, после чего один из буйков отделялся от магазина и всплывал на длину буйрепа, на котором располагались подрывные патроны. При встрече трала с буйрепом трос трала скользил по нему, вызывал взрыв патрона, который разрушал трал.

Оборванный буйреп приводил в действие механизм отделения второго буйка на магазине минного защитника, который всплывал и восстанавливал опасную зону для контактного трала. Таким образом минный защитник действовал 4 раза.

В Остехбюро в 1926 г. начались исследования по созданию противолодочной мины. Однако работы эти затянулись, и лишь в 1940 г. противолодочная якорная антенная глубоководная мина АГ была принята на вооружение.

После установки мины на заданное углубление две медные антенны, расположенные между антенным буем и корпусом мины (верхняя антенна) , корпусом мины и якорем (нижняя антенна), выравнивали свой электрический потенциал. При касании какой- либо антенны (верхней или нижней) корпусом подводной лодки, имевшим свой электрический потенциал в морской воде, баланс нарушался, по гальванометрическому реле протекал ток разбаланса, что приводило к замыканию электрической цепи запала мины.

Длина антенн обеспечивала перекрытие толщи воды в 60 м. На корпусе мины устанавливались также пять гальваноударных колпаков. Разработка велась под руководством А. К. Верещагина.

В ходе Великой Отечественной войны антенный взрыватель мины АГ был модернизирован путем замены медных антенн стальными, равнопрочными с минрепом, и монтажом аппаратуры в едином блоке. Мина с модернизированным взрывателем получила название АГСБ (антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок).

Главный конструктор – Б. С. Казанцев. В 1931 г. А. А. Пятницким была предложена конструкция большой якорной гальваноударной корабельной мины. Мина имела сфероцилиндрический корпус, на верхнем полушарии которого были размещены пять гальваноударных колпаков.

Масса заряда мины составляла 230 кг тротила, а длина минрепа – 260 м. Установка на заданное углубление осуществлялась штерто-грузовым способом. Эта мина после всесторонних испытаний была принята на вооружение флота в 1940 г. под наименованием «мина КБ» (корабельная большая).

Успехи в развитии авиации сделали самолеты перспективными носителями минного оружия. Работы по созданию авиационных мин начаты были в 1926 г. Первыми вариантами авиационных мин были корабельные мины, приспособленные для постановки самолетами с больших высот на грузовых парашютах.

Мина МАВ-1 (на базе мины образца 1912 г.) и мина МАВ-2 (на базе мины образца 1926 г.) разработаны специалистами Остехбюро в 1932 г. Однако мины МАВ (мины авиационные высотные) на вооружение флота приняты не были. В 1930 г. были разработаны варианты мин для постановки самолетами с низких высот без парашюта: мина МАН-1 и мина МАН-2.

Однако эти варианты также оказались неудовлетворительными. В 1932 г. слушатель Военно-морской академии А. Б. Гейро в своем дипломном проекте разработал интересное техническое решение авиационной беспарашютной якорной гальваноударной мины.



Ему было предложено продолжить работу по реализации своего проекта в Научно- исследовательском минно-торпедном институте. К работе была привлечена также группа специалистов Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-36).

В 1940 г. на вооружение флота принята мина АМГ-1 (авиационная мина Гейро). Автору ее проекта была присуждена Государственная премия.

Мина имела сфероцилиндрический корпус, на верхнем полушарии которого располагались пять гальваноударных колпаков, выдвигавшихся из гнезд корпуса мины пружинами после установки мины на заданное углубление. Мина имела тротиловый заряд массой 250 кг.

Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновыми и деревянными амортизаторами. Для стабилизации мины на воздушной траектории предусматривались баллистический наконечник и стабилизатор, которые отделялись от мины в момент приводнения.

Мина устанавливалась на заданное углубление петлевым способом, всплывая с грунта. Опыт первой мировой войны показал перспективность использования для постановки минных загруждений подводных лодок. Однако требовались специальные подлодочные конструкции мин.

В результате разработки таких конструкций в 1935 г. были приняты на вооружение флота якорная мина ПЛТ (под- лодочная трубная), предназначенная для постановки из минных труб подводных лодок типа «Ленинец», а также якорная мина ЭП (эскадренная подлодочная) – для постановки из балластных цистерн крейсерских подводных лодок типа «К». Руководителем разработки мины ПЛТ был В. А. Викторов, а мины ЭП – Н. Г. Федоров.

Мина ПЛТ – это противокорабельная контактная мина с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта. Мина имела заряд тротила массой 230 кг и могла ставиться на глубинах моря до 130 м. Мина ЭП – также противокорабельная контактная, но с гальваноударными колпаками, выдвигавшимися из гнезд корпуса мины пружинами после установки ее на заданное углубление.

Мина имела заряд тротила массой 300 кг, на заданное углубление устанавливалась петлевым способом, максимальная глубина моря, допускавшая постановку, 160 м. В ходе Великой Отечественной войны мины ПЛТ и ЭП были модернизированы с целью увеличения глубин места постановки, что позволило использовать мину ПЛТ на глубинах до 260 м, а мину ЭП – до 350 м. Модернизированные мины были приняты на вооружение флота под шифром ПЛТ-Г и ЭП-Г (глубоководные). Использование мин ПЛТ и ЭП требовало предварительного оборудования подводных лодок: установки специальных минных труб, приспособления балластных цистерн.

В то же время все подводные лодки имели штатные трубы для использования торпед. Возникла идея разработать мину, которую можно было бы ставить из торпедного аппарата. Эта идея была реализована коллективом конструкторского бюро завода № 239 в ходе войны.

В 1942 г. им была разработана такая мина под шифром ПЛТ-3 (главный конструктор – Е. 3. Брун). Она имела гальваноударный взрыватель, как у мины ЭП, заряд тротила массой 100 кг, устанавливалась на заданное углубление петлевым способом и предназначалась для применения на глубинах моря до 130 м. Ввиду несовершенства конструкции мина ПЛТ-3 в годы войны боевого применения не нашла.

В 1937 г. были начаты работы по созданию малых якорных контактных мин для постановки заграждений на реках и мелководье. В результате в 1939 г. была принята на вооружение корабельная речная гальваноударная мина Р-1 с обтекаемым корпусом и зарядом тротила массой 40 кг (главный конструктор – В. А. Викторов).

Уже в ходе войны в 1943 г. была принята на вооружение флота корабельная якорная малая морская гальваноударная мина ЯМ (главный конструктор – П. И. Нырковский). На вооружении флота продолжала находиться мина образца 1908 г., которая после некоторой модернизации в 1939 г. получила наименование «мина образца 1908/39 г.».

В развитии минного оружия наряду с совершенствованием боевых качеств придавалось существенное значение защите его от вытраливания контактными тралами. Основным направлением обеспечения такой защиты в то время считалось создание средств разрушения контактных тралов минными защитниками типа МЗ-26, выставляемыми перед минным заграждением на пути тральных кораблей.

С увеличением глубин постановки якорных мин потребовались и соответствующие этим глубинам минные защитники. В 1943 г. на вооружение флота был принят глубоководный минный защитник 3-кратного действия под шифром ГМЗ. Принцип действия его был аналогичен МЗ-26.

Постановка защитника допускалась на глубинах до 400 м. Для снижения эффективности параванных охранителей кораблей в 1931 г. в Остехбюро был разработан противопараванный прибор «Чайка», устанавливавшийся на минах типа КБ и образца 1908 г. В 1935 г. была разработана конструкция плавающей мины с прибором плавания, работающим на сжатом воздухе. Мина, получившая шифр П-35, не была принята на вооружение.

В 1939 г. Ф. М. Миляковым была разработана конструкция пневматического прибора плавания для мины, обеспечивающего автоматическое удержание ею заданного углубления в течение 10 сут. без появления на поверхности воды. В 1942 г. мина с таким прибором плавания под шифром ПЛТ-2 (подлодочная трубная) была принята на вооружение. Мина имела гальваноударные колпаки и заряд тротила масой 300 кг, допускала установку углубления от 2 до 9 м, удерживая его с точностью ±1 м, и ставилась из минных труб подводных лодок типа «Ленинец» подобно якорной мине ПЛТ.