«Призрачно все в этом мире бушующем...»

На модерации Отложенный

  

Надежда Орлова                        Размышления вслух

 

 

 

   Проблема реальности всегда волновала человечество.

Нутром чувствуем, что наша реальность не такая уж и

реальная, есть где-то пореальнее. Основоположник всего и

вся древнегреческий Платон (про что речь ни заведи,

обязательно с него начать надо) тоже подозревал, что

жизнь наша – тень, а все самое интересное происходит в

другом месте. Осталось только найти это место.

Создатели античных мифов возражали, утверждая, что

земная жизнь и есть настоящая, а по ту сторону гроба

лишь мельтешение теней да невнятный стон.

Средневековая эпоха сомнения не приветствовала,

безапелляционно распланировав жизнь каждого индивидуума

до и после смерти, расставив красные флажки, за которые

заходить в поисках иной реальности настоятельно не

рекомендовалось. Но дыхание этой, иной, реальности люди

чувствовали, тайно искали ее, стремились к ней.


  Эпоха Возрождения грянула, как весна. Естественно,

потеплело сначала на юге – солнечная Италия первая,

расправив художественные крылышки, отправилась на

поиски другого пространства. С достигнутого ею

горизонта нам до сих пор улыбается Мона Лиза, не

оставляя без работы голливудских режиссеров и мастеров

исторического детектива. За художниками потянулись

поэты, драматурги, актеры и прочий бомонд, отражая

окружающую реальность на театральных подмостках и в

литературных салонах и, может быть, создавая новую.


   Считая, что весь мир – театр, Шекспир в своем «Глобусе»

изобразил весь мир, назвав его Эльсинором. Все было вроде

бы тихо и мирно, «спокойно, как в гробу». На троне – король,

на зубчатых стенах – стража, счастливые подданные

трудятся на благо государства. Все было хорошо, пока не

явился призрак покойного короля и не объяснил, что «все не

так, как надо». Оказывается, на престоле узурпатор,

убивший законного владыку с помощью яда, королева –

неверная жена, а враги угрожают границам страны. И

стабильный мир начинает рушиться: принц Гамлет

объявлен сумасшедшим, его возлюбленная Офелия

по-настоящему сходит с ума, начинается тотальная слежка

всех друг за другом, процветают интриги и заговоры.

В

итоге окружающая действительность рухнула и, в общем,

все умерли. Призрачная реальность, возвещенная королем-

привидением, оказалась реальнее существующего мира.


   Да, наступала эпоха призраков, которые прочно заняли

место в литературе, живописи, музыке. Все они были

загадочными, таинственными и явно что-то скрывали, не

иначе, как настоящую реальность. Романтизм, одним

словом. Он все куда-то манил, на что-то указывал, но все

без толку, человечество топталось на ограниченном

пространстве видимого земного мира. И человечеству это

надоело: раз не можем найти эту реальность, значит, ее

нет. Началась эпоха промышленного развития, дарвинской

биологии, ницшеанской философии. Но от себя не убежишь,

точнее, от жажды иного. И дверь новому призраку

распахнули те, от кого этого совсем не ожидали, –

основоположники научного коммунизма, вдруг прооравшие на

весь мир, что-де «призрак бродит по Европе» и имя ему –

коммунизм. Он-то и построит нам новую реальность,

прекрасную, как сон Веры Павловны.


   И призрак взялся за дело и построил. Но вышло

приблизительно, как у Шекспира: опять все умерли всерьез,

несмотря на утверждения, что даже покойники в этой новой

жизни «живее всех живых» и мудро управляют народом

из-под гробовой доски.

   Теперь вот опять в поисках – Индия ли с Тибетом,

восстановленные ли храмы или нанотехнологии впустят

нас, наконец, в лучший мир из этого, старого, который

человечество изрядно подпортило.

                 * * *

   У Айвазовского есть картина на евангельский сюжет –

«Хождение по водам». В кромешной ночной темноте бушуют

волны, раскачивая утлый челн с находящимися в нем

учениками. Нет ни луны, ни звезд – ненастье застилает

небо, но картина освещена – источником света является

Христос, идущий по водам. И от Него к гибнущим людям

поверху беснующейся стихии простирается световая

дорожка. «И ученики, увидев Его идущим по морю,

встревожились и говорили: „Это призрак“ – и от страха

вскричали» (Мф.14:26). Удивительно и естественно...


    До сих пор, встречая Истину, люди принимают ее за миф, а вот обманные образы греха объявляют смыслом и основой бытия. Трудно человеку, ограниченному временем и пространством, отделить ложь от правды, реальное от кажущегося, свет от тени. Поэтому он обречен на бесконечную гонку за призраком, пока не обретет Реальность.