Краснополь (окончание)

 снарядснаряд снаряд

Снаряд

И вот он, долгожданный выстрел. Одновременно с ним по радиоканалу на ЛЦД передается кодированный сигнал (для этого и нужен был прибор синхронизации), и целеуказатель начинает отсчет времени. Ждать приходится довольно долго – если, например, «Мста-С» стреляет с предельной дальности в 20 км, то снаряд будет лететь больше минуты.

Сразу после выхода из ствола «Краснополь» раскрывает стабилизаторы. В верхней точке траектории включается разгонный двигатель, разблокируется и раскручивается гироскоп, выпускаются носовые аэродинамические рули и сбрасывается обтекатель оптической головки самонаведения. Начинается стадия инерциального наведения снаряда.

За 5–12 секунд до подлета ЛЦД подсвечивает цель, и на расстоянии в 2,5 км «Краснополь» начинает переходить в режим самонаведения. Если целью оказывается современный танк, то, обнаружив подсветку, он мгновенно выстреливает непрозрачное для лазеров аэрозольное облако и пытается покинуть зону обстрела. Если же это укрепленная позиция боевиков, то через несколько секунд с вероятностью 90% она прекратит свое существование.

Корректируем

Боеприпасы с импульсной коррекцией («Смельчак» и «Сантиметр») ведут себя иначе. RCIC-технология предусматривает коррекцию на конечном (20–600 метров) участке баллистической траектории. Для этого в центральной части боеприпаса, в районе центра приложения аэродинамических сил (центра давления), перпендикулярно оси снаряда расположены сопла пороховых реактивных двигателей – два у «Смельчака» и четыре у «Сантиметра». Двигатели импульсные – при включении полностью выгорает один пороховой двигатель, которых у «Смельчака» по три на сопло, а у «Сантиметра» – два на сопло. Ввиду того, что снаряды вращаются в полете, несколькими импульсами и достигается коррекция траектории.

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Начнем по порядку, для простоты остановившись на двух равноценных 152-мм снарядах «Краснополь» и «Сантиметр».

«Краснополь» позволяет вести стрельбу на более дальние расстояния (20 км против 15 км) – сказывается наличие разгонного реактивного двигателя. Зато «Сантиметр» позволяет стрелять прямой наводкой на 800 метров, «Краснополь» же имеет минимальную дальность 4 км. С другой стороны, применять дорогостоящие высокоточные боеприпасы для стрельбы прямой наводкой довольно бессмысленно, если можно обойтись обычными снарядами.

При выходе из строя системы коррекции «Краснополя», летящего на значительном участке траектории в режиме планирования, снаряд значительно отклоняется от цели. «Сантиметр» при том же раскладе ведет себя как обычный неуправляемый снаряд.

«Краснополь» начинает плавную коррекцию траектории за 2,5 км и имеет больший маневр по выборки отклонения от цели, чем «Сантиметр», начинающий коррекцию с 600 метров. Иначе говоря, артсистема с «Сантиметром» вынуждена стрелять точнее.

Если еще проще, то стрельба «Краснополем» ведется без пристрелки, а для вероятности поражения «Сантиметром» 0,9 настоятельно рекомендуется выпустить по району целей 1–2 пристрелочных снаряда.

Эти особенности обоих снарядов имеют и обратную сторону – корректировщик «Краснополя» вынужден подсвечивать цель от 5 до 12 секунд, а «Сантиметра» – от одной до трех, чем сильно повышает свои шансы на выживание. Плавное и непрерывное подруливание «Краснополя» обеспечивает ему бóльшую точность попадания, чем у импульсного «Сантиметра». Теоретически «Краснополь» может попасть в точку.

«Краснополь» представляет собой сложное устройство с прецизионной механикой – своеобразные швейцарские часы, которые нуждаются в ручной настройке. В «Сантиметре» же практически нет никакой механики, технология рассчитана на роботизированное производство, что делает его в 2–3 раза дешевле.

Кстати, более простое устройство упрощает жизнь артиллеристам. Действия заряжающего при использовании «Краснополя» мы уже описали. При применении «Сантиметра» ему нужно выполнить всего два действия: выставить на бортовых часах время начала самонаведения (обычно 3 секунды до подлета к цели) и переключить взрыватель в режим «Мгновенно» («Замедленно») установлено по умолчанию.

Еще одно преимущество «Сантиметра» – залповая стрельба. «Краснополи» из-за планирования подлетают к цели неравномерно, и дым от взрывов первого снаряда, как правило, мешает лазерному целеуказанию для последующих снарядов. Залп 3–6 орудий с «Сантиметрами» достигнет цели почти одновременно.

Что дальше

Как видно из вышесказанного, артиллерийское управляемое оружие находится в самом начале своего пути. Время подготовки к выстрелу столь велико, что танк просто-напросто успеет уехать, пока корректировщик будет разбираться с баллистическими таблицами, а заряжающий – орудовать отвертками и ключами. Даже сами производители не рекомендуют стрелять по целям, движущимися быстрее 30 км/ч. А вот против партизан эти снаряды работают отлично: «Сантиметр» и «Смельчак» хорошо зарекомендовали себя в Афганистане, а в Чечне к ним присоединился и «Краснополь».

Впрочем, о массовом применении как управляемых, так и корректируемых боеприпасов в Российской армии говорить не приходится – их там попросту нет. Как признаются сами производители, государственные заказы поступают крайне редко, так что развернуть поточное производство нет никакой возможности. Зарубежные же эксперты оценивают армейские запасы таких снарядов как «ничтожно малые».

Тем не менее НТК «Аметех», производящий корректируемые снаряды, готов дооснастить своей системой танковые орудия, а также доработать авиационные комплексы неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24 и бомбы ОФАБ 100–120 корректирующими блоками.

В идеале же подобные комплексы должны быть полностью автоматизированными: беспилотные аппараты разыскивают и подсвечивают цели, предварительные установки вводятся в снаряды компьютерным способом, а героическая профессия «корректировщик» уходит в прошлое. Как, например, «проводник заднего вагона» в пригородных электричках.