Святой Франциск Ассизский

На модерации Отложенный

4 октября-день памяти одного из самых почитаемых святых католической церкви-Святого Франциска Ассизского (Sanctus Franciscus Assisiensis), которого еще при жизни называли Святым и Братом-Солнцем.

Святой 

Святой Франциск Ассизский
(Ок. 1181 - 1226)

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Св. Франциск Ассизский, покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире.
Точная дата рождения Франциска не известна. Считается, что это произошло приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отец, по имени Бернардоне, успешно торговал сукном и был зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил. Франциск знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. В этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и казалось, ничто не предвещало его преображения. При этом он всегда был щедр по отношению к нищим. Паломничество в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Тогда же ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования. Теперь духовным идеалом Франциска стало «нищее житие».
Новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории. Сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позже, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир». Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом: он отказался не только от отцовского наследия, но даже от одежды, которая была на нем (см. ниже: ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО).
Вокруг Франциска собирается круг его последователей. Он пишет Устав монашеского ордена (так называемый Устав, не утвержденный буллой), который он пытается учредить. В конце концов, после нескольких попыток учредить орден, и получения устных одобрений со сторон папы Иннокентия III, в 1220 году следующий папа, Гонорий III, издает буллу с подтверждением права учреждения ордена францисканцев.
Франциск много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни. Порой он и его братия подвергались опасности, как это случилось, например, в Марокко, когда пять монахов-францисканцев, отправившихся туда, погибли от рук мусульман. Сам Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте (с войском крестоносцев), попытался обратить в христианство местного султана.
С ростом численности ордена возникали – еще при жизни самого Франциска - внутренние разногласия, особенно, когда сам Франциск отправлялся в свои миссионерские путешествия. Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах превращалось в оседлый францисканский орден со строгой иерархией. Сам Франциск отказался быть «министром» (так именовалась должность главы ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления, но связанный обетом послушания, не восставал против него.
Умер Франциск Ассизский 3 октября 1226 года. Всего два года спустя он был канонизирован папой Григорием IX.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИКОНОГРАФИИ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Сочинения св. Франциска Ассизского
Здесь мы приводим лишь те литературные произведения св. Франциска Ассизского, которые имеют значение для его иконографии.
Regula non bullata (Устав, не утвержденный буллой). 1221.
Regula bullata (Устав, утвержденный буллой).1223.
Легенда (Житие)
В эпоху Средневековья термин «легенда» означал «книгу, которую следует читать». Эта формула означала, что эпизоды биографии святого имеют назидательный смысл, который и должен уразуметь читатель.
С точки зрения иконографии св. Франциск Ассизский представляет собой явление уникальное. Мы имеем, по крайней мере, четыре его биографии, написанные его современниками в течение первых четырех десятилетий после его смерти.

Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 - 1229) [далее: Челано I].
Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году.

Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 - 1247) [далее: Челано II].
«Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено

Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 - 1253) [далее: III Челано].
Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов - мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал.

Бонавентура из Баньореджо. «Большая легенда» («Legenda major»). (1263) [далее: Бонавентура].
В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. "Большая легенда" является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» - Vita Prima и Vita Secunda - Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.



Другие источники
«Легенда трех товарищей [спутников]» («Legenda trium sociorum»).
Это самая значительная из неофициальных биографий Франциска. Свое название он получила потому, что ее авторство приписывалось братьям (монахам) Льву, Руфину и Ангелу. Здесь наиболее полное выражение нашла идея уподобления Франциска Христу.
«Цветочки св. Франциска» («Fioretti di san Francesco»). (Последняя четверть XIV столетия).
Это произведение близко подходит к статусу авторского, хотя оно было составлено более чем через сто лет после смерти святого. Оно представляет собой перевод с латинского на итальянский язык Actus beati Francisci et socuiorum eius (ок. 1327 - 1340). Его составителем был, как предполагают исследователи, Уголино из Монтеджорджо. Многие эпизоды из живописных циклов о Франциске заимствованы из этого источника.

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Уже при жизни Франциск почитался как святой. Сразу после его смерти легенды и сказания о нем умножились. Порой они «конструировались» по типу библейских, и тогда Франциск изображался высекающим воду из скалы (подобно Моисею) или являющимся на небе в огненной колеснице (как Илия). Но самым важным – в частности, для иконографии Франциска – было его уподобление Христу.
Обстоятельства жизни Франциска – во всяком случае, в биографических повествованиях о нем – формировались по принципу: Франциск Ассизский - второй Иисус Христос (второй сын Божий). Этот взгляд на Франциска особенно распространился к XV столетию, и тогда появились рассказы о том, что Франциск родился в хлеву между ослом и волом, что в своем служении он превратил воду в вино, что у него было двенадцать учеников (как апостолов Христа), и, подобно тому, как Иоанн был «возлюбленным» для Христа, Лев был ближайшим для Франциска. Раны распятого Христа чудесным образом проявились на теле Франциска (стигматы). Бонавентура в прологе своего «Жития» пишет: «Он в нерушимое свидетельство истины запечатлен был знаком уподобления Богу живому, сораспялся Христу, и знак это проступил на его теле не силой природы и не благодаря искусству, но по внушающей изумление воле Духа Бога живого».
В народных песнопениях, так называемых «лаудах», говорится:

Хвала святому Франциску,
Который, подобно Искупителю,
Явился распятым на кресте.

Все это нашло отражение в живописи. Появившись в Италии, изображения Франциска к концу Средневековья распространилась во всем христианском мире. С хронологической точки зрения интересно было бы проследить, как менялась иконография Франциска, когда Легенды Фомы Челанского были заменены «Большой легендой» Бонавентуры в качестве официальной биографии святого.

Типы

О внешнем облике Франциска говорится, например, в «Послании брата Илии»: «При жизни вид его был убог, и не было красоты в лице его; не осталось в нем места не уязвленного (эта характеристика - аллюзия на описание Бога в книге Исаии, 53: 2 – 5. – А. М.). Члены его были жестки из-за стяжения жил, как бывает у мертвых».
Франциск, как свидетельствуют источники, был ниже среднего роста, болезненный физически. У него было живое приветливое лицо, глаза маленькие, но очень яркие, волосы темно-коричневые. Голос у него был мягкий, но сильный. На первых изображениях он предстает с бородой (негустой). В его облике не было ничего величественного, он обладал мягкими манерами, и все это вместе делало его очень привлекательным.
Франциск изображался с тонзурой (выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц). Объясняется это тем, что папа Иннокентий III сделал Франциска клириком, то есть принял его с братией на службу Церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе.
Что касается бороды, то известны изображения св. Франциска и без нее. Примечательно, что два варианта изображения св. Франциска Ассизского – с бородой и с выбритым лицом - встречаются даже у одного и того же художника, например, у Джотто. Так, в цикле Джотто «Сцены жития св. Франциска» в Ассизи (если согласиться с его авторством; но это одна из нерешенных проблем мирового искусствоведения) Франциск предстает с бородой, в то время как в цикле в капелле Барди (Флоренция. Церковь Санта Кроче) он без бороды. Совершенно очевидно, что такое «разночтение» должно было иметь определенные основания. Действительно, бритым Франциска изображали в тех случаях, когда заказы на его образ исходили от так называемых конвентуалов. Это было крыло францисканцев, члены которого уже тогда пытались по-своему сформировать образ самого популярного святого. И это касалось не только обета бедности, но даже физического облика святого. В то время в гражданском обществе было принято тщательно бриться, небритых же рассматривали как представителей «низшего разряда». Конвентуалы стремились к более тесным контактам со светским обществом и властями и потому брили бороды.

 АТРИБУТЫ

Стигматы – пять ран, соответствующие ранам распятого Христа, полученные Франциском в экстазе в момент видения ему распятого на кресте Спасителя. Художники часто изображали лучи, идущие от ран Христа к соответствующим ранам Франциска, чтобы подчеркнуть, что природа Франциска аналогична природе Христа.
Ряса (коричневая или серая) монаха францисканского ордена.
Пояс в виде веревки с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания.
Крест, символизирующий, страстное желание Франциска следовать путем распятого Христа.
Книга – символ литературной деятельности Франциска, в частности, его авторство Устава францисканского ордена.
Лилия - символ целомудрия.
Череп (чаще в искусстве Контрреформации).
Птицы, которых он одушевлял (как и других животных) и которым он проповедовал.
Бедность («госпожа Бедность», как ее принято называть) – аллегорическая фигура, с которой Франциск «обручился».

Надписи, встречающиеся в изображениях св. Франциска Ассизского

Si vis perfectus esse, vade, vendre omnia quae habes et da pauperibus («Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». - Мф.19: 21; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Quis vult venire post me, abneget semetipsum et tollat crucem («Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» - Мф. 16:24; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Ego stigmata Domini Jesu in corpore meo porto («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» - Гал. 6:17; часто цитируется в ранних житиях святого и других материалах, касающихся его жизни: Послание брата Илии, 22; I Челано, 113; Бонавентура, XIII, 9; Из чудес, совершенных им [св. Франциском. - А.М.] после смерти, X, 9).
Fratres mihi absit gloriari nisi in cruce («Я не желаю хвалиться, разве только крестом» - Гал.6:14; Бонавентура, Из чудес совершенных им [св. Франциском. - А.М.] после смерти, X, 9).
Regula et vita Minorum Fratrum haec est, scilicet Domini nostri Jesu Christi («Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа" - Regula bullata, Cap. I [Устав, утвержденный буллой, Гл. I]).
Pax huic domui («Мир дому сему») (Лк.10:5; цитируется: Устав, не утвержденный буллой, 15: 2).
 Spiritus Domini super me («Дух Господень на Мне») (Лк.4: 18-19)