Мы должны давать по рукам тем людям, которые позволяют себе перейти нормы допустимого

На модерации Отложенный

Мы должны давать по рукам тем людям, которые позволяют себе перейти нормы допустимого

– Николай Максимович, в последнее время стали какие-то разговоры ненужные появляться про величие Вагановой. Стали ее немножечко в другую сторону клонить какие-то «опытные» музыковеды. Хотелось бы на эту тему у вас спросить.

– Я уже не раз в интервью говорил о некоторых критиках и о том, что они делают. И я как человек, с какого-то момента ставший ньюсмейкером, и моя фамилия может употребляться для того, чтобы привлечь внимание к написанному, я к этому спокойно отношусь. Как говорила великая Плисецкая: «Не важно что, главное, чтобы имя и фамилия были написаны правильно». Для пиара это неплохое упоминание. Потому я не читаю эти статейки. Они мне не интересны, тем более мнение, так скажем, ангажированных людей.

Но когда эти люди переходят границы допустимого... Например, в Петербурге в доме Лурье – уважаемом таком месте, вдруг появилось объявление, что будет лекция такой-то, такой-то на тему «Методика Вагановой: мифы и реальность» – это взбудоражило, прежде всего, людей, которые отдали не одно десятилетие своей жизни балету в Санкт-Петербурге. Это все равно что приехать в Мекку и читать лекцию человеку другой конфессии «Магомед: миф или реальность». Есть все-таки границы допустимого.

Конечно, дамы – наши, которые у нас в Академии самые уважаемые, которые читают эту методику не один год, преподают ее, ко мне обратились, сказали: «Коля, вы знаете, нам надо отреагировать». Мы честно купили билеты. Мы пришли на эту лекцию. Билеты стоили 800 рублей.

А, биографию лекторши я знал. Если бы ее родители не были артистами Большого театра, она бы не училась в Московском хореографическом училище, которое она закончила как народная исполнительница – в народном отделении она училась. Опять-таки она поступила туда по знакомству, училась по знакомству и после ее не взяли никуда, но устроили опять-таки по знакомству в коллектив народного танца Игоря Моисеева – гениальный коллектив, где она тоже стояла у воды и так далее и так далее. Но за эти годы она закончила театроведческий факультет и стала критиком «Латунским» – «самым большим знатоком в области балета». Я никогда не обращал особого внимания на то, что она пишет.

Но один раз я ее уже уличил при всех – это было в начале двухтысячных после премьеры балета «Дочь фараона» – в том, что она написала рецензию на премьеру, не будучи на ней! Я доказал, что ее не было на этой премьере. Конечно, с этого дня моя фамилия у нее звучала исключительно в жутких тонах, как она меня только не оскорбляла!

Мало того, в 2008 году, когда обострились отношения между Грузией и Россией, она даже стала проезжаться по моей национальности. Даже такое было. Я и на это не стал обращать внимания, проглотил… Конечно, можно было бы подать в суд, но это было все... Как говорится: «Собака лает – ветер носит».

И когда мы пришли на эту лекцию, я встал в самом начале и предупредил, что здесь присутствует вся кафедра классического танца. Мало того, учтите, здесь две выпускницы Агриппины Яковлевны Вагановой. Здесь все дамы были с ней знакомы непосредственно, но вот две конкретно ее ученицы, потому будьте в выражениях осторожны.

В какой-то момент, когда она уже перешла границы допустимого, мало того, – там видео еще демонстрировали, показали кусочек из фильма об Агриппине Яковлевне с участием моего педагога Марины Семеновой с моими комментариями, с моим лицом. Тут засмеялся зал уже, потому что, ну вы знаете, это вопиющее хамство! Человек берет видео без разрешения – и мало того, несет такую чушь.

И когда наши дамы стали возмущаться, я просто встал и сказал: «Знаете что: есть границы допустимого. Вы не имеете права рассуждать о методике. Вы никогда этому не учились. Вы не можете об этом рассуждать, потому что одно дело, когда вы учитесь в училище и получаете специальность «артист балета», но для того чтобы стать педагогом, для того чтобы изучать метод – есть несколько таких заведений, где это преподают, Вы должны этому учиться, и не один год. Какое вы имеете право?».

Надо сказать, меня потряс петербургский зритель – помимо нас десяти, там были еще люди, и они попросили ее удалиться, и попросили меня все рассказать. Я честно встал, не готовясь, я прочитал ее лекцию о методике Вагановой, после чего сказал: «Вот сидят дамы, если у них есть возражения...». Дамы сказали: «Пять! Садись».

И самое мне приятное, что весь этот вечер мне звонили выдающиеся петербургские балерины: и Габриэла Трофимовна Комлева, и Татьяна Геннадьевна Терехова, Маргарита Куллик, Ирина Александровна Колпакова из Нью-Йорка позвонила, и все сказали «спасибо!», потому что есть уважение к профессии.

Я прямо там ей сказал: «Вы меня оскорбляли, оскорбляете, и я уверен, будете много лет оскорблять – ради бога! Но не лезьте туда, куда вы не имеете права».

Мне кажется, мы должны давать по рукам тем людям, которые позволяют себе перейти нормы допустимого. Я считаю, что на критику отвечать неправильно, артист не имеет права это делать, если критик, конечно, не делает ее вот так, как было в моем случае – пишет рецензию, даже не зайдя в зал. Вот это уже вопиющий случай, но другое дело, что мы обязаны с этим жить.