ЕС ничего не добьется отменой виз для россиян
На модерации
Отложенный
XXI век демонстрирует два способа капитуляции перед сильным и коварным врагом. Можно по старинке склонить головы и знамена, признав поражение, а можно прекратить сопротивление, гордо заявив о достигнутых целях. Авторитарные режимы, хорошо натренированные по части политического лицемерия, частенько пользуются вторым способом. Но и демократии не прочь его испробовать, когда не остается ничего другого, кроме как смириться с пятном на репутации.
В конце августа Евросоюз будет обсуждать возможность полной отмены виз для россиян. Тема визовых ограничений будоражит общество и прессу. Консолидированного мнения на этот счет в Европе нет. За полный или частичный запрет на въезд россиян в Евросоюз выступают правительства Бельгии, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии и Финляндии. Определенно против высказались власти Германии, Кипра, Греции и Португалии. Евросоюз в целом констатирует, что визовые правила ЕС таких мер не допускают. Украина устами своего президента призвала Евросоюз к самой жесткой визовой политике.
Российская власть свою позицию ясно не определяет. Кремль, затаив дыхание, ждет, когда Евросоюз принесет ему на блюдечке повод утверждать, что Запад ненавидит всех россиян и делает все возможное во вред России. Это станет хорошим пропагандистским козырем. Кроме того, приятно, когда твою работу выполняет кто-то другой, а мечта о новом железном занавесе наверняка греет душу властям РФ.
Ратующие за визовые санкции западные политики считают, что такие меры поспособствуют росту недовольства в России политикой Путина. Эта наивная точка зрения ошибочна по трем причинам.
Во-первых, Европа сама по себе для подавляющего большинства россиян малоинтересна. Свои отпуска российские интуристы предпочитают проводить у моря где-нибудь в Турции, Таиланде или Египте. Это не говоря о том, что загранпаспорта в России имеют не более трети населения. Остальные сидят дома или проводят свои отпуска в Сочи и Анапе.
По экспертным оценкам, 76% россиян вообще никогда не выезжали из России, а треть жителей страны никогда не покидали даже свой регион. Так что возможные санкции ЕС «против всех россиян» будут просто бить мимо цели. Сомнительно, что европейские чиновники не располагают достаточной информацией на этот счет.
Люди наслаждаются Черным морем. Сочи, Россия. 8 июня 2020 года. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС / Forum
Во-вторых, у граждан России множество гораздо более важных проблем, чем трудности с зарубежными путешествиями. Большинству россиян поездки в Европу и так недоступны — из-за резкого падения жизненного уровня, нехватки денег и общей нестабильности в стране. Огромное количество людей заняты ежедневным выживанием, им не до заграничных поездок куда бы ни было, тем более не до обсуждения тонкостей визовой политики. Эта проблема у них на десятом месте.
В-третьих, ошибочно полагать, что при нынешней интенсивности государственной пропаганды россияне все как один направят свой гнев против Путина. Значительная часть их, неспособная установить причинно-следственную связь, будет недовольна именно западной политикой.
Так в чем же смысл такой шумихи с визовыми ограничениями? Понятно, что намерение наказать людей по признаку их национальности противоречит европейским правовым традициям и отсылает к порочной теории коллективной ответственности. Казалось, надежно ушла в прошлое практика объективного вменения, когда человек виноват не в том, что он делает, а в том, к какой социальной, религиозной или расовой группе принадлежит. Поэтому попытка объявить россиян «народом нон грата» с возмущением встречена именно либеральной российской публикой, которая осуждает российскую агрессию в Украине, но не согласна с попранием прав человека.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас, выражая позицию многих, заявила, что «посещение Европы — это привилегия, а не право человека». В связи с этим хотелось бы напомнить ей, что Заключительный Акт совещания по безопасности сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 год) обязывает государства-участники к «улучшению условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе» (Раздел III, ст. 1, п. «е»). Улучшению, а не ухудшению! Этот документ имеет силу международного закона и он не денонсирован ни одним из подписавших его государств-участников.
Проверка паспортов у российских туристов на пограничном переходе Нуйямаа, Финляндия. 28 июля 2022 года. Фото: Alessandro Rampazzo / AFP / East News
Кроме того, Пакт о гражданских и политических правах (ст. 20) запрещает всякое выступление в пользу национальной дискриминации. Это в данном случае означает, что государство может устанавливать свои визовые правила, но не может делать дискриминационные исключения по национальному признаку. Конечно, на практике эта норма сплошь и рядом нарушается, но это не повод лишний раз о ней не напомнить.
Что же получится из всей этой затеи с визовыми ограничениями? Скорее всего, ничего. Это просто шум, призванный продемонстрировать западному обществу решимость Евросоюза противостоять агрессивной политике Кремля. Европа (и Украина в том числе) не готовы лишить Москву тех сумасшедших денег, которые они отдают ей за нефть и газ, и на которые содержится российская армия, репрессивная система и ведется война в Украине.
Гораздо легче с победным видом накладывать санкции на рядовых граждан или хотя бы шумно обсуждать это, чем лишить доходов российский военно-промышленный комплекс и тем самым остановить войну. Это и есть второй способ капитуляции: жесткая риторика на фоне парализующей слабости. Горькая пилюля грядущего поражения, завернутая в конфетную обертку решимости и победы.
Комментарии
Против России еврошлюхам дали такую команду. Ну что ж, пожелаю им только одного - аномально холодной зимы.