Как стать евреем?

Почему от людей, готовящихся к прохождению гиюра, мы требуем, чтобы они знали законы иудаизма в мельчайших деталях? Неужели недостаточно того, что человек всем сердцем желает стать частью народа Израиля и искренне любит Всевышнего и Тору? Почему человек, у которого в роду единственная еврейка — прабабушка по женской линии, считается настоящим евреем, а его товарищ, у которого еврей только отец, или дед по отцовской линии, но он очень любит фаршированную рыбу и отмечает каждый Шабат, нееврей? И чтобы стать евреем, он вынужден целый год ходить на курсы гиюра и окунуться в микве?А если подсчитать, сколько раввинов недовольны тем, что евреи часто связывают свою судьбу и вступают в брак с неевреями? Почему нельзя хоть немного упростить процедуру перехода из другой религии в иудаизм?

 

Во-первых, такого явления, как переход в иудаизм, не существует. На самом деле, в иврите даже нет слова, обозначающего эту процедуру. Да и существование иудаизма как религии тоже еще под вопросом, считает раввин Цви Фриман. Есть Тора, и есть евреи. Нет никаких «измов». Нет религии. Есть лишь стиль жизни, который евреи избрали в борьбе за Тору.

Существует отдельное понятие «гер», то есть «приезжий» или «чужой». Гер — это человек, присоединившийся к евреям и перенявший наш образ жизни. К примеру, какой-нибудь испанец, назовем его Хуан Хосе, прочел пару книг о еврейской философии и пришел от них в полный восторг. На этом он решил не останавливаться и начал посещать уроки Торы в синагоге. И вот он приходит к раввину и говорит, насколько он восхищен иудаизмом. И вообще, он уже решил соблюдать заповеди Всевышнего и стать евреем.

И вот, мы подходим к самому главному: Хуан Хосе хочет стать частью народа Торы и соблюдать мицвот, несмотря на то, что ему такой образ жизни заповедан не был. Такую жизнь Творец заповедал евреям на горе Синай. А испанец, как и остальные неевреи, должен соблюдать лишь семь заповедей сыновей Ноаха.

Да, Хуан Хосе — отличный парень, но дело-то не в этом. Проблема в том, что как бы хорошо Хуан ни изучал законы Торы, он учит то, что не имеет к нему никакого отношения. И если он самостоятельно возлагает на себя выполнение заповедей, с удовольствием строит сукку или устраивает субботнюю трапезу — Хуан создает себе лишнюю проблему, потому что его никто не просил поступать таким образом.

Он сам для себя все решил. Следовательно, он исполняет заповеди Хуана, а не Всесильного (если, конечно, он сам себя не наградит таким титулом).

И что делать бедному Хуану? Конечно, у него остаются семь заповедей сыновей Ноаха, и множество способов сделать мир лучше, красивее, добрее без того, чтобы становиться евреем. Но вдруг Хуану Хосе этого недостаточно? И он на самом деле чувствует связь с еврейским народом. А может он вообще потомок маранов, но доказать этого он никак не может?

Можно найти и другой пример. Живет себе сын еврея и нееврейки всю жизнь в еврейской среде, и женился он на еврейке, и дети его также евреи, а он — нет. Выход он видит один — гиюр. И тут он узнает, что для этого нужно целый год ходить в синагогу как на работу и вообще отказаться от многих радостей жизни.

Действительно, почему бы нам не упростить процедуру гиюра?

Казалось бы, сделай мы так — гораздо больше неевреев стали бы иудеями и, таким образом, евреев на земле стало бы на порядок больше. С таким подходом можно было бы решить многие насущные проблемы современного мира. Ведь как проще всего сократить количество бедных людей? Нужно лишь черту, переступив которую, человек становится нищим, установить чуть пониже — вот и все дела! Условно богатых людей станет больше! А проблему преступности можно решить, легализовав некоторые виды деятельности бандитов. И статистику смертности давайте подкорректируем — просто установим новую среднюю продолжительность жизни!

Гиюр — это настоящее испытание. Я лично знаком со многими герами, пример которых меня вдохновил, пишет раввин Арон Мосс. Они с честью выдержали все и стали евреями. Пример «экспресс-гиюра» мне тоже встречался - и вот этим я похвастаться не могу. Как можно уважать религию, которая ослабила свои законы для того, чтобы ты принял ее?

Возможно, процесс принятия гиюра не совершенен. Но этот путь - единственно верный, если мы ведем борьбу с ассимиляцией. И такой иудаизм достоин уважения — и среди евреев, и среди неевреев.

 

Материал подготовила Шейндл Кроль