Варзеше-Зурхане – спорт богатырей

На модерации Отложенный

Варзеше-Пехлевани  - "спорт богатырей" по-персидски, который также называют "Варзеше-Бастани" ("спорт древности") или Варзеше-Зурхане ("спорт дома силы") – традиционный народный стиль борьбы, практикующийся в Иране.

Корни этого спорта уходят ещё во времена Парфии (132 г. до н.э. – 226 г. н.э.), где изначально организовывались Академии физической подготовки, в которых взращивали воинов, готовых бороться с враждебными Ирану иноземцами (по своему предназначению этот спорт был аналогичен корейским, японским и китайским боевым искусствам).


Многие из таких "пехлеванов" (богатырей) не раз восставали против вторгшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана.

Вход в зурхане

Однако за последние 300 лет этот спорт также обогатился различными компонентами моральных, этических, философских и мистических ценностей иранской цивилизации. В результате Варзеше-Пехлевани превратился в уникальную систему, включившую в себя духовные богатства суфизма, и героизм, присущий иранскому представлению об идеале.
Особое внимание этот спорт уделяет духовной и моральной чистоте – участники соревнований должны быть честны, искренни и отличаться добрым темпераментом, телесная же сила приходит только после этого. Обучающиеся в такого рода Академии получают звание "пехлеван" (богатырь).

Современный Варзеше-Бастани обрёл свою форму в XIX в., во времена правления Насреддин-шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновленные персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно, 21 марта (в Иранский Новый год). В последнее время, после долгих лет популяризации данного спорта за границей, была основана Международная Спортивная Федерация Зурхане, – и сегодня по всему миру проходят международные соревнования "пехлеванов".


Традиционный спортивный зал, в котором тренируются "пехлеваны", называют "зурхане" ("дом силы"). Такие "дома силы" представляют собой крытые сооружения с единственным отверстием в крыше и с опущенной вниз восьмиугольной или круглой "ямой" ("гоуд") в центре. Вокруг "гоуда" расположены места для зрителей, (а ещё – для музыкантов и самих спортсменов).

Ритуалы и спортивная практика
Ритуалы Варзеше-Бастани имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чём говорят и используемые термины: "муршед" ("мастер" - он бьёт в барабан и цитирует строки из стихов), "пиш-кесват" ("лидер"), "тадж" ("корона") или "факр"» ("бедность"). Этические правила зурхане также подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем. Каждая тренировка начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных зурхане этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд (например, из "Шахнаме").

 Спортсмены надевают специальные штаны

 

Моршед, играющий на музыкальном инструменте

 

Миль

 

Молитва перед тренировкой

Основная часть тренировок Варзеше-Бастани посвящена ритмической гимнастике, с обязательным использованием пары деревянных дубинок ("миль"), металлических щитов ("санг") и железных гирь в форме боевого лука ("каман"). Упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование. Заканчивается тренировка борьбой, (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки,) – её называют "Кошти-Пехлевани".

https://www.youtube.com/watch?v=DZepwLcKcVc
Ранги и степени
Джахан Пехлеван Тахти

В данном виде спорта существуют различные ранги, самым высоким из которых является "Джахан-Пехлеван" ("Мировой богатырь") – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Именно этот титул носил легендарный богатырь Ростам из "Шахнаме" Фирдоуси. Другим современным носителем титула стал наш современник – Голамреза Тахти. "Джахан Пехлеван" Тахти завоевал олимпийское золото (1956), стал мировым чемпионом по борьбе (1959, 1961 гг.) и побеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой легких "миль").

Ещё один ранг – "Пехлеване-Бозорг" (или "Бозорг Пехлеван", буквально, - "Великий богатырь",что примерно соответствует Великому мастеру единобрств в восточно-азиатских боевых искусствах). Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул. Двое из них: Пурья-йе-Вали (ок. 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком, и Хадж Сейед Хасан Разаз (1853 – 1941 гг.).