О духлесности

Уважаемые читатели! Через пару дней во всех кинотеатрах страны появится художественный фильм «Духлесс». Картина со стильной беспощадностью раскроет нелицеприятную правду о бессмысленности офисной жизни. С учётом того, что фильм поставлен по культовой книге, ну, то есть не по книге, но по мотивам книги, ну, то есть даже и не по мотивам, но выпущен под брендом книги Сергея Сергеевича Минаева «Духлесс», - тут есть о чём поговорить.
 
Сюжет фильма: один парень работает в костюме за большие деньги, нюхает кокаин и всё трахает. При этом он одинок, а его жизнь бессмысленна. Потом он встречает чистую студентку, которая ему сообщает о том, что в мире есть бедные и голодные – и поэтому в офисных кварталах столицы нужно делать антисистемные перфомансы. В конце герой вылетает с работы и остаётся с голым тылом посреди тревожного мира. 
 
Что тут интересно, уважаемые читатели? Разумеется, ничего.
 
И именно поэтому о фильме – а вернее, о тех, кто его снял и кто пойдёт его смотреть - стоит поговорить.
Сам жанр, когда не поймёшь: то ли автор произведения себя бичует, то ли выпендривается – изобретён примерно лет тридцать-сорок назад, когда офисным клеркам начали платить гигантские деньги. С тех пор во всех странах, где есть офисный планктон, написаны десятки одинаковых книжек, полных офисной исповедвальности. Похожие друг на друга как клоны рассказчики обычно сообщают про себя: я - лживая продажная тварь. Я работаю на бессмысленной работе. Но при этом я, стильно трахнувший и вынюхавший столь многое, всё же одинок. Чтобы вы поняли, насколько я одинок, я детально опишу как можно больше случаев, когда я стильно нюхал и трахал. Продав вам свою книжку, я употреблю гонорары на трах и нюх. Что вдохновит меня на следующее произведение, стильно бичующее бессмысленность кокаина, разврата и бессмысленной офисной работы.
 
Что тут важно. Поскольку все книжки и фильмы этого жанра описывают бессмысленных существ в галстуках, получающих большие деньги – их совместными усилиями за последние тридцать лет был произведён ребрендинг бессмысленной жизни как понятия. 
 
Это раньше, при совке (традиционной Америке, Британской империи etc) бессмысленность жизни была презренным признаком бездельников. Сейчас, по версии гламурной литературы, стильная бессмысленность - признак жизни удавшейся.
Человек, в свои тридцать пять всё ещё имеющий смысл в жизни – вроде как даже и неудачник. Иначе он бы уже достиг всего и понял, как всё бессмысленно.
 
Именно поэтому в России жанр духлесов расцвёл в нулевые. Он идеально обслуживает появившуюся в эти годы прослойку мальчиков и девочек (сейчас они возмужали, им за тридцать), занимающуюся чем-то в опенспейсах, втряхивания в смысл жизни боящихся до дрожи, но самоуважения жаждущих. 
 
Духлесность дала им уважительное самоощущение. Далеко не все офисные мальчики и девочки получают большие деньги. Далеко не все носят дорогие костюмы. Немногим хватает на кокаин и перекрёстное опыление в кабинках стильных туалетов. Зато теперь, когда у них есть духлесная литература и кино, -- они тоже ощущают свою причастность к экзистенциальному классу, благородно мучающемуся от удавшегося существования. Ведь у них есть крутая бессмысленность.
 
Они старательно ищут невыносимую бессмысленность где только можно. Они делают её из всего: если у них есть работа – она тяжела и бессмысленна. Если её нет – то безработное существование бессмысленно и тяжко. Если рядом с ними близкие – они выносят им мозг своим бесцельным мельтешением. Если близкие успешно разогнаны – значит, вокруг тяжкое бессмысленное одиночество.
 
Вместо того, чтобы поставить перед собой осмысленные задачи и реализовывать их – потребители духлесности старательно расписывают себе, как всё бесцельно и невыносимо. Из готовности признать невыносимым и бесцельным всё любое - они делают себе защитный кокон, идеально защищающий их от принятия любых вызовов.
 
…На самом деле ни силам, ни целям в их жизни взяться неоткуда – именно потому, что все силы и цели появляются от поставленных задач. А если задач нет, то останется только нытьё. И ещё – скачивание с торрентов всякой исповедальной фигни.
 
Но есть и хорошая новость. Судя по тому, как резко входит в пике вся корпоративно-офисная вселенная - в ближайшее время вызовы реальной жизни игнорировать уже не получится. И вместо воли к бессмысленности главной темой для модных книжек и фильмов станет старый добрый инстинкт выживания. Как личного, так и коллективного.
Виктор Мараховский