Ещё при знакомстве с Михалычем в глаза бросилось его отличие по внешнему виду от товарищей по оружию: даже неуклюжий по тем временам бронежилет сидел на нём как влитой. Не говоря уже о ладном, по фигуре, камуфляже. На шее аккуратно повязана запасная бандана цвета хаки. В металлической рамке откидного приклада АК – два втиснутых индивидуальных перевязочных прорезиненных пакета, закреплённых обвязкой из резинового жгута. Берцы своей ухоженностью выдавали явное неравнодушие хозяина к удобной обуви: даже шнурки на них были какой-то особой надёжности.
– Сначала ребята посмеивались над ежедневным бритьём Михалыча, а потом и сами вошли во вкус этого мужского ритуала, – рассказал мне тогда о «чудинке» своего лучшего бойца его ротный.
И теперь у меня появилась мысль поинтересоваться у нынешнего Михалыча значением солдатского «шика» на войне. Он сразу же поправил меня, заявив, что никакой это не «шик», а элементарная аккуратность, без которой выживать на войне значительно сложнее.
<hr/>
Под девизом «Будь готов!»
Боевые действия – ни с чем не сравнимый экстрим. И здесь главнейшим условием выживания солдата становится его боевой дух. От того, насколько он психологически готов к тяготам военно-полевой жизни, стрессам и лишениям боевой обстановки, да и просто отсутствию элементарных бытовых удобств, зависит, выживет он или погибнет, останется в строю собранным, здравомыслящим или у него, как говорится, поедет крыша.
Любая экстремальная ситуация требует от человека предельной мобилизации душевных и физических сил. Военные психологи считают, а боевой опыт подтверждает, что для успешного преодоления критической ситуации необходимо уметь: концентрироваться; импровизировать; адаптироваться к ситуации; сохранять спокойствие; оставаясь оптимистом, в то же время быть готовым к худшему; осмыслить, понять собственные страхи, укротить их и преодолеть.
В любой экстремальной ситуации главное – помнить, что это временные обстоятельства. Надо научиться верить в себя. Однако вопрос, касающийся психологической готовности человека к испытаниям, закалки его воли в интересах выживания и победы, очень сложен и обширен.
Чтобы автомат был безотказным...
Закадычного друга снайпера Сашку Орехова мне пришлось два часа вытаскивать с полевой «лёжки», где его достала пуля чеченского снайпера. Как он сам потом признался, не почистил винтовку перед выходом в засаду – случилось утыкание патрона, три секунды задержки выстрела, чужая пуля прилетела первой. Хорошо, что выжил, но инвалидом всё же остался. Считайте этот эпизод наглядной агитацией в пользу важности ухода за оружием. Да и любой понюхавший пороху боец подтвердит, что для выживания и победы на поле боя необходимо в первую очередь иметь оружие в рабочем состоянии. Окопная мудрость гласит: «Намотай себе на ус, что ты нуждаешься в оружии, а не оно в тебе!» Не изменяй ему, и оно тебя не подведёт. И хотя наш «калаш» считается самым надёжным и неприхотливым стрелковым оружием в мире, его тоже необходимо холить и лелеять. Не дай вам бог испытать ситуацию, когда в бою автомат «прикипит»!
Если из автомата не стреляли, его достаточно чистить раз в три-четыре дня. Но если из него вели огонь, то необходимо почистить оружие при первой же возможности. На войне оружейное масло может отсутствовать в достаточном количестве, но это ещё не повод просто потереть автомат тряпочкой и считать задачу выполненной. Пороховой нагар надо счищать полностью.
Подручными средствами могут стать и моющие средства для посуды, и стиральный порошок, и даже зубная паста. Опыт показал, что зубной щёткой можно вычистить весь автомат в течение получаса. После этого необходимо насухо вытереть оружие и смазать тонким слоем масла. При уходе за ним не стоит забывать о чистке магазинов и подавателей. Также необходимо периодически слегка растягивать их пружины. Это позволит избежать неподачи патрона.
Кстати, о смазке. Мои первые командиры практически все прошли Афганистан. И они объясняли, что там оружие в условиях высокой запылённости сначала чистили, затем смазывали тонким слоем масла, а после этого сухой тряпкой стирали масло. В результате оставался тончайший слой смазки, который не собирал на себе пыль. Поскольку в Чечне, как и в Афганистане, частенько приходилось ездить на броне, этот опыт очень нам пригодился. Чтобы в ствол не попадала пыль, наиболее старательные бойцы надевали на дульный тормоз небольшой целлофановый пакетик, обматывали его вокруг и крепили тесёмкой. При необходимости срочно открыть ответный огонь пуля легко пробивала целлофан, что не создавало помех при стрельбе.
Может возникнуть необходимость почистить оружие и в динамике боевого выхода. Естественно, что в этих условиях организовывать чистку оружия в составе подразделения нелепо. В боевых условиях оружие лучше чистить в парах. Один чистит, другой прикрывает, и наоборот.
Теперь о регулярности приведения оружия к нормальному бою. Поскольку автомат не скрипка в футляре, а постоянно разделяет с тобой тряску марша, падение на землю, прочие серьёзные встряски, следует проверять, как он после всего этого бьёт не реже раза в две недели. Я уже был лейтенантом, когда один из моих солдат в боевом охранении позволил уйти разведке противника.
– Да они заговорённые были! – убеждал он меня. – Я целился по силуэтам, а трассеры стороной шли!
Выверили автомат – мушка оказалась сбитой. Это уже моя недоработка была. А бандиты тогда дали нам прикурить по полной.
Солдатский «мойдодыр»
Помните, из детства, из Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» При этом совсем не лишне и бриться. Не говоря о том, что лицо будет приятнее выглядеть, это ещё и могучий дисциплинирующий фактор, очень сказывающийся на моральном духе, о котором упоминалось выше. Если на солдата, переставшего сначала бриться, затем умываться, не обращает внимания командир, то скоро и он перестаёт обращать на себя внимание, ощущая себя абсолютно никому не нужным. Наступает безразличие, апатия, деградация личности бойца. К сожалению, это довелось видеть своими глазами. Тут я полностью разделяю афоризм моего первого ротного: «Если тебе приходится жить жизнью животного, вовсе необязательно им становиться».
Отправляясь в боевую командировку, лично я всегда стригусь «под ноль», сбриваю усы, обрезаю как можно короче ногти на пальцах рук и ног. Зачем оставлять «теплицы» для паразитов и микробов?
Не будем говорить о биваках больших подразделений, где организуется специальное бытовое оборудование. Часто бывало, что в боевых условиях быт обустраивался на взвод, а то и отделение. В таком случае для сооружения походного умывальника требуется несколько пустых пластиковых бутылок, доска и несколько гвоздей. У бутылок срезается дно, и они прибиваются к доске горловиной к земле. Доска в свою очередь крепится к деревьям или столбикам. Вода наливается сверху, а регулировать струю можно, закручивая или откручивая пробку бутылки. Как говорится: «Дёшево и сердито!»
Ежедневно во время привалов или ночлега надо дать подышать одежде, обуви и белью – вытряхивать их, проветривать и сушить. Если позволяют погода и внешние условия, следует обязательно купаться в естественных водоёмах с чистой водой или организовывать обмывание конечностей горячей водой, а также стирку белья.
Заменители мыла можно найти в природе. Мыльнянка – невысокое растение семейства гвоздичных, продолговатые листья и белые цветки, собранные на вершине стебля пучками по пять-семь штук. Если её высушенный и измельчённый корень смешать с водой, получится пена, немного токсичная, поэтому внутрь её принимать не надо. Гриб-трутовик (внутренняя часть) растёт на стволах деревьев. Ягоды бузины не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Глиной можно стирать и мыться, но она требует много воды для полоскания. Зольная щёлочь: белый пепел от сгоревших дров вымачивают в воде. Щёлочь переходит из пепла в воду. В ней можно стирать.
Микроб – твой враг
Руки обязательно мыть хотя бы холодной водой или протирать дезинфицирующими веществами (спирт, бензин, марганцовка, крем после бритья). Роса на траве – тоже хорошее моющее и тонизирующее средство для рук и ног.
Зубная боль в окопной жизни – та же контузия. Поэтому зубы в поле надо беречь, как дома. При отсутствии зубной пасты можно использовать толчёный древесный угль, лучше из липы, к нему можно примешать высушенные и измельченные листья мяты. Можно использовать пищевую соль с водой. Зубная щётка – из веточек ели, сосны, из свежей веточки липы или осины. С одной стороны расщепить веточку на мелкие части, разжевать. Ею и чистить. После еды – зубочистка, полоскание рта. Если нет питьевой воды, надо развести в ней обеззараживающую таблетку или прокипятить. Очистить воду помогут и кристаллы марганцовокислого калия, пантоцид, таблетки или порошок активированного угля. Обеззараживают воду бузина, кора ивы, листья сирени, черёмухи.
Уход за кожей и пальцами ног столь же непреложен, как и внимание к своему оружию. С больными ногами боец – обуза для подразделения. На войне из-за такого «инвалида» товарищи могут попасть в беду.
Грибок – настоящий враг солдата. Убивай его ежедневным протиранием межпальцевых складок ног раствором: 0,5-процентный марганцовки, 2–3- процентного формалина; мыльной пастой, борной кислотой. Можно также пересыпать складки кожи растёртым в пыль сухим грибом-трутовиком, пухом иван-чая, мхом сфагнумом. Этот мох – эликсир здоровых ног. Он распространён на болотах, имеет красный или жёлтый оттенок. Рвёшь его, очищаешь от грубого стебля, отжимаешь и сушишь на воздухе. Затем растираешь, чтобы сделать как можно мягче и нежнее. Прокладываешь под портянку или в носки. Он хорошо впитывает влагу и содержит вещества, убивающие микрофлору нагноившихся ран, царапин, порезов.
Вернёмся к Чуковскому – от грязнули убежали и штаны, и башмаки. На войне всё выглядит круче. Сначала воля покидает грязнулю, а потом комом нарастают проблемы, порождённые неряшливостью. И ком этот может стать реальной угрозой для жизни.
Узелки на память
– Существо с ограниченной ответственностью на войне не выживает.
– Приводить к нормальному бою нужно не только оружие, но и голову.
– Не забывай о мелочах гигиены – они тоже не из пальца высосаны.
– Не носи патроны россыпью. Чистота в карманах или подсумках под большим вопросом. Будешь сидеть и пыль да песок сдувать, вместо того чтоб немедля заряжать. Это в боевой-то ситуации!..
– Выживает на войне самый приспособленный, но самым приспособленным человек остаётся, пока умело выживает.
Комментарии
Надо было помочиться на ноги, помогает, но только не тогда когда под ногтями
А обссыкаться и не надо ,надо на ноги (это из выживания американских морпехов)