Ганди и Толстой.

На модерации Отложенный

" Ш.А.; ... Скажем Махатма - европеец; если быть точным, он - русский христианин в Индии; но и среди европейцев есть индусы.

 У.; Махатма - европеец!

 Ш.А.; Да, когда сами европейцы гворят о том, что он - Христос современности, они не грешат против истины. Все учение его подчерпнуто из христианства, и пусть приданная ему форма является индийской, сущностный дух его - христианство; пусть он и не совсем Христос, но, в любом случае, продолхает эту стезю.

 В своих проповедях он чрезвычайно обусловлен Толстым, Библией и джайнизмом; в любом случае, влияние их сильнее влияния индийского - "Упанишад" или "Гиты", которую он интерпретирует в свете собственных идей.

 У.; Многие образованные индийцы считают его духовным человеком.

 Ш.А.; Да, так называют его европейцы.

То, чему он учит, отнюдь не индийская духовность, но нечто, заимствованное из русского православия: ненасилие, страдание и т.д.

 У.; Он соглашается с тем, что Толстой оказал на него чрезвычайное влияни здорова. И поэтому я не прав, говоря о тм, что Ганди - русский христианин, ибо он слишком сух для этого. Он приобрёл интеллектуальную страстность и великую силу морального свойства, но он суше, чем русские. Евангелие страдания, которому учит Махаима, как нигде в Европе имеет корни именно в России. Прочие христианиские народы не верят в него. В лучшем случае, они допускают его до своего ума, у русских же оно в крови. Проповедуя Евангелие, они совершают ошибку, мы в Индии совершаем то же проповедью идеи выайрагьи. "

" Вечерние беседы со Шри Ауробиндо" Том 2.