Груженный золотом осел, или Против кого дружат "друзья Сирии"

20 сентября в Нидерландах прошла очередная встреча "друзей Сирии". Это наиболее многочисленный и активный международный форум, объединяющий противниковБашара Асада. Эксперты отмечают, что частью кампании, направленной против Дамаска, стал подкуп сирийских официальных лиц

У истоков создания международной группы "друзей Сирии" стоял теперь уже экс-президент Франции Николя Саркози, не скрывавший своего намерения повторить в Сирии ливийский сценарий.

Как известно, предварительным условием вмешательства НАТО в Ливии стало сколачивание разношерстной коалиции стран и организаций, создававшей видимость международной поддержки. Ведущую роль в ней, помимо Франции, Великобритании и США, играли как раз страны ЛАГ во главе с Катаром и Саудовской Аравией.

Разработчики сценария, при котором инициатива вооруженного вмешательства в ливийский конфликт исходила бы не от НАТО, а от стран арабского мира, опасались спровоцировать очередное противостояние Запада и исламского мира.

Кроме того, администрация американского президента Барака Обамы в отличие от времен Джорджа Буша-младшего проводит более "утонченную" внешнюю политику. Представители Белого дома при каждом удобном случае подчеркивают, что после вывода основных сил армии США из Ирака предметом главной заботы Вашингтона остается Афганистан.

Что же касается других "горячих точек" - наподобие Ливии или Сирии - то там американцы предпочитают действовать руками своих союзников. При этом геополитические цели США остаются прежними.

Эксперт по ближневосточным делам Брукингского института Кеннет Поллак в этой связи напомнил высказываниеБарака Обамы, прозвучавшее в стенах Университета национальной обороны в Вашингтоне. В нем шла речь о необходимости "защитить наш народ, наше отечество, наших союзников и наши сокровенные интересы".

Представленная в 2011 году новая американская национальная антитеррористическая стратегия прямо предусматривает отказ от масштабных операций за рубежом с переходом к нанесению "точечных ударов". Подобная трактовка дает Вашингтону основания действовать в конфликтных регионах руками своих союзников в лице, прежде всего, Франции, Великобритании или ЛАГ при сохранении за собой общего политического руководства.

В Ливии подобный сценарий сработал. Неудивительно, что и в отношении Сирии он также оказался востребованным. Ведь организация и обоснование вооруженного вмешательства в сирийский конфликт извне представляет собой более тяжелую задачу, чем в 2011 году в Ливии. Причина – в отсутствии резолюции Совета Безопасности ООН, дающей хотя бы завуалированное "добро" на интервенцию.

В случае с Ливией такую роль сыграла резолюция о введении над страной "бесполетной зоны". Применительно к Сирии Западу вследствие противодействия России и Китая так и не удается "протащить" через Совет Безопасности ООН даже такой расплывчатый документ. Поэтому ставка сделана на создание максимально широкой, хотя и рыхлой, коалиции стран, правозащитных и гуманитарных организаций – способной придать усилению давления на Дамаск международно-легитимный характер.

Неудивительно, что в и Сирии, и в России деятельность группы "друзей Сирии" вызывает много вопросов. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров ранее в этом году заявил, что деятельность данной группы не способствует "созданию условий, которые бы стимулировали всех сирийцев прийти к политическому диалогу".

В российском внешнеполитическом ведомстве исходят из важности "оказания нейтрального и неполитизированного гуманитарного содействия нуждающемуся населению Сирии при полном учете основополагающих гуманитарных принципов и координирующей роли ООН". А сирийское руководство в последние недели явно сделало ставку на укрепление политического взаимодействия с другими международными объединениями – пусть и менее широкими, зато отражающими весь спектр мнений.

Как раз в преддверии нынешней встречи в Нидерландах, в Каире прошло заседание так называемой "контактной группы" по Сирии. В нее входят Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция – страны, которые занимают различные позиции в отношении президента Башара Асада, но при этом являются действительно влиятельными игроками в регионе.

Участвовавший в работе форума министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи предложил своим коллегам направить в Сирию собственных наблюдателей для того, чтобы добиться "мирного решения без иностранной интервенции" - процитировало его слова агентство AFP. Учитывая, что в августе ООН не без участия западных государств приняла решение отозвать из Сирии собственных наблюдателей – иранское предложение способно заполнить образовавшийся вакуум международного наблюдения.

Однако столь же очевидно, что Запад постарается избежать какого-либо участия неподконтрольных ему стран и организации в мониторинге происходящего в Сирии. Не случайно, судя по утечкам из штаб-квартиры ООН, именно западные представители выражали скептицизм по поводу того, нужно ли вообще иметь институт спецпосланника ООН и ЛАГ по Сирии.

По свидетельству эксперта Нью-Йоркского университета Ричарда Гоуэна, подобные сомнения проистекают из убежденности, что спецпосланник в новой конфигурации развития ситуации вокруг Сирии должен ограничиться "усилиями по доставке гуманитарной помощи в страну совместно с Красным крестом и Красным полумесяцем".

В этом случае военно-политические вопросы выводятся за рамки его полномочий, что развязывает руки США и НАТО. И хотя западные представители официально говорят исключительно о своем желании предотвратить гуманитарную катастрофу в Сирии и содействовать в этой стране торжеству демократии – сам характер антиасадовской коалиции позволяет в этом усомниться. Входящие в ЛАГ страны во главе с Саудовской Аравией и Катаром, и уж тем более воюющие на стороне сирийской оппозиции боевики "Аль-Каиды" вряд ли могут претендовать на роль "учителей демократии".

Против Сирии её "друзья" используют не только вооруженных наемников. В ход идут и попытки экономического удушения. В самом регионе к этим попыткам многие относятся скептически.

"Западные страны давят все новыми санкциями на сирийскую власть уже на протяжении 18 месяцев, - отметил иорданский политолог Амир ат-Талль. - Все это происходит под эгидой якобы заботящейся о простых сирийцах организации "друзья Сирии". Но это вряд ли сработает. Против Дамаска еще с 80-х годов прошлого века действуют разного рода экономические санкции, а потому Сирия ориентируется на свой внутренний рынок.

Доказательством этому является тот факт, что прошло уже более полутора лет необъявленной войны, а экономика страны не рушится и сирийский фунт крепко держится. Я был в Сирии 10 дней назад и разговаривал с бизнесменами. Они сказали, что ничего не происходит страшного с экономикой. Конечно, кроме тех районов, которые боевики пытаются поставить под свой контроль".

Эксперты отмечают, что частью кампании, направленной против Дамаска, стал подкуп сирийских официальных лиц. Сирийская свободная армия (ССА) пообещала вознаграждение в размере 25 млн долларов тому, кто выдаст ей президента Башара Асада "живым или мертвым". СМИ приводят слова одного из командиров повстанческой группировки, который заявил, что вознаграждение призвано "побудить к действию членов близкого окружения Асада".

Мятежники делают ставку далеко не на лучшие человеческие качества. Не так давно сообщалось о попытке подкупа Катаром сирийского посла в Мавритании. За то, чтобы он перешел на сторону оппозиции, ему предлагали миллион долларов и право проживать в Дохе. Однако дипломат отверг предложение. Если вспомнить недавнюю историю бегства бывшего премьер-министра Сирии Рияда Хиджаба в Иорданию, то надо отметить, что сразу после этого США разморозили его личные счета.

Возможно, ряд беглых сирийских генералов и чиновников руководствовались отнюдь не идеологическими, а куда более низменными мотивами. В целом тактика подкупа не нова, отметил зампред общественной организации ВЕЧЕВладимир Орлов: "К востоку от Сирии есть небезызвестное государство, против которого не так давно развязали войну. И доподлинно известно, что там подкупили практически всю верхушку — как государственную, так и военную.

Логичным образом власти утратили контроль над происходящими процессами, а страна фактически сдалась на откуп оккупантам. Притча об осле, груженном золотом, который может брать любые крепости, известна давно. В случае с Сирией вопрос состоит в том, насколько высокоморальные люди окружают Асада".

Способна ли практика подкупа пошатнуть государственные устои? Вот что думает по этому поводу ливанский политолог Афиф Усман: "Вполне понятно, что те страны, которые спонсируют мятежников и поставляют им оружие, пытаются еще и подкупить видные фигуры в сирийском политическом и военном руководстве. Но мне это представляется малоэффективным, поскольку на это дело брошены, надо полагать, немалые суммы, а серьезного разложения в сирийском истэблишменте нет".

Голос России

http://www.veche-info.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=637:-q-q&catid=1:latest-news&Itemid=1