Из Госдумы на выход: продолжится ли «размандачивание»?
©И.Босх "Скупец и смерть"
Депутата Гудкова изгнали из Госдумы две недели назад. Кого бы еще? Не один же он, в самом деле, богатый депутат? Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов решила проверить список из девяти человек, которых «Яблоко» и «Справедливая Россия» заподозрили в совмещении законотворческой и бизнес-деятельности. За закрытыми дверями – по словам председателя комиссии единоросса Владимира Васильева, на этом настояли сами депутаты, вызванные на комиссию, – сегодня решили, что сведения о доходах трех депутатов-единороссов: Алексея Кнышова, Ильи Костунова и Елены Николаевой – будут направлены в правоохранительные органы. Дело Айрата Хайруллина отложено. Доходы единороссов Владимира Пехтина, Василия Толстопятова, Григория Аникеева, Андрея Скочаи жириновца Владимира Семенова решили не проверять. Теперь обо всем по порядку, или вот как это было сегодня. Тон перед началом заседания задал член фракции КПРФ Николай Рябов: «Если человек имеет доход 2,2 млрд и говорит, что он не занимается предпринимательской деятельностью, – значит, он как-то воздействует на того, кто эти доходы получает, а не сидит на печи. Законы несовершенны – надо, чтобы братья-сестры депутатов вообще не могли заниматься бизнесом».
Единоросса Айрата Хайруллина комиссия решила пригласить на заседание еще раз – поступили дополнительные материалы, которые комиссия еще не изучила. Сам депутат утверждает, что бизнесом не владеет. «Практически все мои предприятия были созданы очень давно, в 90-е годы. В какой-то момент их количество приближалось к 100, я создал 15 000 рабочих мест. В 2003 году, после избрания в Госдуму IV созыва, я по нотариальной доверенности передал их старшему брату, который распоряжался ими по своему усмотрению. Комиссия решила сначала собрать все вопросы ко мне, а потом пригласить меня», – сказал Хайруллин. Депутат утверждает, что с 2003 года не подписывал никаких документов, связанных с этими компаниями.
Фамилия единоросса Григория Аникеева, признанного в этом году самым богатым парламентарием, оказалась сразу в двух запросах – и от СР, и от «Яблока». «Претензии ко мне сводились к тому, что я владею акциями. Но я ими не владею, я передал их в доверительное управление, соответственно, я не участвовал в управлении. Бизнесом я не занимаюсь, я занимаюсь депутатской деятельностью, – пояснил Аникеев. – Я отношусь позитивно ко всей этой истории, потому что депутаты должны отчитываться, если у партии или какого-либо органа возникают вопросы. Ко мне возникли вопросы – я на них ответил». Он добавил, что некоторые документы, собранные справедливороссами, оказались «не очень качественными: один был нечитаемым», поэтому председатель комиссии перенес рассмотрение дела Аникеева. На вопрос, почему Аникеев не выступил за открытый режим заседания, депутат ответил: «Я об этом не подумал, к тому же, не я председатель комиссии, поэтому как я могу рекомендовать что-либо».
За проверку доходов единоросса Алексея Кнышова комиссия проголосовала единогласно. Депутат считает это решение правильным. «В силу того, что тема эта очень политизирована, было принято абсолютно правильное решение комиссии, чтобы правоохранительные органы действительно провели проверку. Если принимать решение сегодня, поверив на слово депутатам, общественность такого не поймет. Утверждается, что я был генеральным директором компании, а я им не был», – сказал он журналистам. «У меня нет никакого не задекларированного жилья, я не управляю бизнесом. Я когда-то был учредителем компании, но я представил все документы, что еще в середине прошлого года моя доля в этой компании была передана в доверительное управление. Я хочу напомнить, что я избирался в Государственную думу в первый раз. До этого я 20 лет занимался бизнесом, из них 18 лет являлся руководителем. Для меня принципиально важно, чтобы человек не скрывал свои доходы и честно платил налоги.
Мы показываем сегодня всем, что необходимо это делать. Неправильно врать, а если ты зарабатываешь, то скажи об этом честно», – заявил депутат.
Депутат от ЕР Елена Николаева, согласно ЕГРЮЛ, является действующим генеральным директором ООО «Золотой крендель». Название стало нарицательным, когда «эсер» Илья Пономарев в своем блоге стал называть «золотыми кренделями» всех парламентариев, подозреваемых в наличии незадекларированного бизнеса. Комиссия проголосовала за то, чтобы проверить ее доходы. «Всем очень понравилось название – спасибо большое, что вы это отметили, – улыбаясь сказала журналистам Николаева. – Есть документы из налоговых органов о том, что с 1999 года я не являюсь генеральным директором этой компании, более того, она проявляет признаки недействующей организации, поскольку никакой деятельности не ведет и выписки со счетов нулевые. Эти документы удовлетворили наших коллег, но они посчитали необходимым запросить официальные ответы. В ближайшее время будет составлен соответствующий запрос в налоговую инспекцию. В настоящий момент я не являюсь директором, там явно какая-то ошибка, и очень хочется понять, каким образом она произошла».
Депутат от ЕР Андрей Скоч должен был объяснить, почему он не указал в декларации о доходах за 2011 год полученный от отца денежный подарок – 19 млн рублей, в то время как в предвыборной декларации за тот же 2011 год эта сумма была указана. Несколько лет подряд Скоч попадает в рейтинг 100 самых богатых людей России по версии Forbes, декларируя при этом доход, не превышающий годовую депутатскую зарплату. «19 миллионов, которые подарил мой папа, задекларированы, сведения оппонентов не соответствуют действительности», – сказал он журналистам. На вопрос, зачем отец сделал ему такой подарок, единоросс ответил: «Я же должен на что-то жить». Скоч тоже хотел бы, чтобы заседание было открытым: «Я считаю, что это очень важное и нужное мероприятие, потому что каждый депутат должен быть чистым. Работа комиссии очень тяжелая и нервная. Я оказался самым простым, прозрачным и понятным. Бизнес принадлежит с 1999 года моему отцу, управляет им Алишер Усманов, мой ближайший друг и партнер моего отца. Отцу сегодня 79 лет». Комиссия единогласно решила не проверять единоросса.
Владимир Пехтин, глава думской комиссии по регламенту и депутатской этике, не должен был являться на заседание комиссии, так как ранее получил письмо от Васильева, что проведение проверки в отношении него признано нецелесообразным. Однако он пришел и, по словам Васильева, «показал все вплоть до родового дома, все разделительные линии, принес все фотографии». Вопросы вызвал принадлежащий ему земельный участок, не указанный в декларации. «Там записано: участок в процессе приватизации. Не определена форма участка, не проведено межевание, нужно ли было его декларировать – вопрос спорный. Участок переведен в соответствующую форму, после этого его нужно будет указать в декларации», – пояснил Пехтин. Он добавил, что явился на комиссию, чтобы предложить коллегам проверить самих составителей запроса.
«Единогласно все проголосовали за то, что оснований для каких-то рассмотрений по моей кандидатуре нет. Если комиссия рассматривает представленные материалы и эти материалы содержат заведомую ложь или клевету, что устанавливается в ходе заседания комиссии, то людей, которые их составили, нужно привлекать к ответственности. Либо приглашать на комиссию, чтобы оправдывались они, а не те, на кого они писали, либо в соответствующие органы, если это подходит под состав закона о клевете. Я планирую подать иск, собираю сейчас документы». «Против кого? Миронова?» – спросил один из журналистов. Пехтин рассмеялся и ничего не ответил.
«Мы спрашивали всех депутатов, которые были приглашены на комиссию: вы хотите, чтобы ваше заседание было открытым? Коллега Гудков даже настаивал, чтобы вы присутствовали. В данном случае коллеги такого желания не проявили. Мы умеем работать с вами, хотя, не скрою, без вас легче. Много вопросов личных, очень деликатных. Видимо, мы так устроены, что, глядя в глаза прессе, мы говорим иногда одни вещи, а когда вас нет – другие».
Комментарии
При таком подходе надо автоматически лишать мандата.
Комментарий удален модератором