СЕНТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕЛОМ
На модерации
Отложенный
СЕНТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕЛОМ
О трагедии осени 1993 г. средства массовой информации предпочитают умалчивать. А между тем, именно события сентября – октября 1993 г. определили судьбу нашей страны, сделали возможным становление мафиозно-чиновничьего общественного строя, прелести которого мы ощущаем поныне. Впрочем, не составляет большой проблемы, побродив в Интернете, детально ознакомиться с фактической стороной тех событий (см, например, http://1993.sovnarkom.ru ). Намного сложнее понять глубинную суть, предпосылки и последствия этого перелома. После того, как провалилась попытка представить события осени 1993 г. мятежом депутатов-ретроградов против законного, всенародно избранного президента-демократа (хотя и по сей день такие глупости иногда можно слышать), в общественном сознании упорно поддерживается суждение, что причина этого жуткого кризиса – грызня за власть между Ельциным и Хасбулатовым. «Чума на оба ваших дома». Такая трактовка вполне устраивает нынешнюю власть. На самом деле, тогда решался вопрос: народовластие или власть коррумпированного чиновничества.
Не надо быть юридическим гением, чтобы понять, что положивший начало трагическим событиям указ 1400 грубейшим образом нарушал основной закон - конституцию. Суть этого указа – в прекращении деятельности парламента и придаче Президенту властных полномочий, не предусмотренных Конституцией. Присвоение самому себе не предусмотренных законами полномочий есть узурпация власти, которая всегда считалась тягчайшим государственным преступлением. Такое деяние абсолютно несовместимо с демократией. После 21 сентября Ельцин превратился из Президента в узурпатора, и только с этой неоспоримой позиции возможен анализ переворота.
А вот действия Верховного совета и Съезда ни в чем закон не нарушили. Согласно действовавшей тогда Конституции, грубое нарушение Президентом конституции влечет отрешение его от власти. Исполняет обязанности Президента вице-президент до новых выборов через 3 месяца. Грубое нарушение, подтвержденное Конституционным судом, произошло. И Руцкой, желал он или нет, должен был приступить к президентским обязанностям, хотя, быть может, и не был к этому готов. Честь и слава депутатам, которые смогли преодолеть в критический момент свои разногласия и взаимные обиды в тяжелейших условиях, и, не поддавшись соблазну подкупа, сохранили верность Конституции.
Кстати, именно сплочение парламента к осени 1993 и переход от дискуссий к реальным шагам (не таким, какие были нужны Ельцину и его покровителям) заставило Ельцина срочно пойти на крайние меры. Парламент приступил к выработке реальной альтернативы творившейся под прикрытием Ельцина грабительской приватизации и всеобщей криминализации. В ноябре должен был состояться Съезд народных депутатов, на котором должна была быть принята новая конституция, подготовленная комиссией Олега Румянцева, должны были быть приняты 42 закона в области экономики, которые бы прекратили беспредел грабительской приватизации.
Кроме того, намечались перевыборы Председателя Верховного Совета.
Понятно, что такой ход событий означал бы для Ельцина крушение мечты о царском престоле и лишил бы возможности разного рода авантюристам и бандитам продолжать бесчинства. Россия могла возродиться в качестве великой державы, а это было абсолютно неприемлемо для наших «западных друзей». Допустить этого никак было нельзя. К тому же, парламенту в августе удалось преодолеть информационную блокаду, и одного часа в день на Российском канале оказалось достаточно, чтобы его авторитет начал стремительно расти. И даже пошли разговоры о начале добровольного воссоединения республик расчлененного Союза. Медлить было нельзя. Клинтон дал «добро», и процесс пошел.
Парламент тогда обладал огромными полномочиями. Он состоял не только из Верховного Совета, постоянно действующего органа (главной задачей которого была профессиональная подготовка законов), но из Съезда народных депутатов. А Съезд был не просто сильным, а всесильным органом власти. Почему же парламент, такой всесильный, потерпел поражение? Он совершил две самоубийственных ошибки:
1) дал Ельцину в конце 1991 г чрезвычайные полномочия, фактически приравнивающие его власть к власти парламента, но позволяющие ему действовать намного оперативнее;
2) дал возможность окружению Ельцина монополизировать СМИ, что позволило очернить парламент, представить депутатов в глазах народа недоумками, ретроградами, красно-коричневыми коммуняками и т.п.
Почему армия, милиция и другие «силовые» структуры не поддержали законную власть, которой после «указа» были Верховный Совет, Съезд, Конституционный суд, Вице Президент Руцкой? Потому что к тому времени генералам и высокопоставленным чиновникам дали возможность или вынудили провороваться, и приход к власти честных людей означал бы в лучшем случае конец их карьеры.
Действия Ельцина и его покровителей направлялись шкурными интересами. Подстать и методы. Колючая проволока, отключение света, воды, канализации, тепла, информационная блокада, попытка подкупа, клевета. И когда все это оказалось безуспешным, когда стотысячная масса взбунтовавшихся людей прорвала блокаду, тогда в ход пошли наемники с пулеметами и танковыми пушками.
А целью другой стороны было сохранение демократии и разумные реформы. Иное было и поведение – действия в соответствии с Конституцией, призывы к восстановлению законности, неподкупность, мужественное преодоление блокадных лишений.
Комментарии
в Европейском суде скорее всего не помогут, у них свой заказ.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором