За что я не люблю Чацкого

На модерации Отложенный

Когда-то очень давно, ещё учась в школе, мы «проходили» бессмертную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». На одном из уроков я честно признался учительнице, что мне не нравится Чацкий, но не смог объяснить, почему не лежит душа к этому, несомненно, положительному герою. Прошли годы, многое прояснилось, именно это прояснение стало причиной написания статьи. Мне не нравятся люди, которые критикуют всех и вся. Особенно те, кто сами ничего не делают. Не нами сказано: если кто-то знает и умеет, но не делает, то это равно незнанию и неумению. Персонаж отговаривается плохим общественным устройством: служить бы рад - прислуживаться тошно.

Получается, что бездельник Чацкий – молодец, а жившие в то время литераторы, композиторы, архитекторы, живописцы, военные и прочие устроители жизни были холуями и лизоблюдами… Объектом злых насмешек Чацкого является Молчалин, главные грехи которого — умеренность и аккуратность. Но уж чего-чего, а неумеренности и неаккуратности в России всегда хватало, после 1917 года эти исконные наши стихии захлестнули страну. И что в этом хорошего? Хотя, дело даже не в умеренности и аккуратности, не в стремлении к «степеням известным», не в доброжелательном отношении к дворнику и его собаке. Молчалин – соперник в любви, причём, соперник более удачливый и счастливый… Но и это не всё. Сокрушительный удар мужскому самолюбию персонажа наносит Фамусов: — Пиши: в четверг, одно уж к одному, а может, в пятницу, а, может быть, в субботу у докторши-вдовы я зван крестить. Она не родила, но по расчёту по моему должна родить… Проще говоря, пожилой толстяк Фамусов более успешен в амурных делах, нежели молодой красавец Чацкий.

Уступить Молчалину, конечно, обидно, но, хотя бы, понятно, а вот проиграть в состязании самцов Фамусову!

Вот Александр Андреевич и бесится. Ещё одна мишень – Скалозуб, которого Чацкий называет «хрипун, удавленник, фагот». Персонаж не может простить, что для полковника «Москва – дистанция огромного размера». Действие пьесы, как мы помним, разворачивается в 40-е годы XIX века. То есть, за четверть века до этого Скалозуб был, наверно, каким-нибудь капитаном или поручиком. Вполне возможно, что звонкий и зычный свой голос оставил он в дыму и горячке Бородинского сражения. На войне такое случается. Можно вспомнить слова хорошей советской песни - «Лейтенант израненный прохрипел: - Вперёд…» Не стареют душой ветераны. Вот и Скалозуб захаживает на балы и, приняв на грудь, начинает разглагольствовать всё о том же – о службе, об армии, о маневрах и парадах.


Очень российская черта, у нас ведь во всяком застолье после третьей рюмки начинаются разговоры о работе… В эпоху советского дефицита во всех магазинах, аптеках, прачечных висело объявление: «Участники ВОВ обслуживаются без очереди». Но при появлении старого фронтовика всегда или почти всегда находились чацкие, которые начинали кричать: — Опять Вова? Да сколько же вас? Да когда вы только кончитесь! Не думаю, что сам Грибоедов был в восторге от своего персонажа. Он просто изобразил ещё одного «лишнего» человека, такого же, как Онегин, Печорин и иже с ними. А уж советские литературоведы, певцы неумеренного и неаккуратного строя, сотворили из этой пустышки положительного героя.