Нам есть чем гордиться?
Федеральное ведомство уголовной полиции ФРГ (BKA) обнародовало итоги борьбы с организованной преступностью в 2011 году. Согласно этим данным, лидерами в сфере теневой экономики являются немецкие ОПГ, по торговле наркотиками – турецкие и итальянские, по кражам автотранспорта – польские и литовские, а в сфере киберпреступности лидируют наши бывшие соотечественники.
--------------------------------------------
Свой отчёт о работе ВКА в 2011 году его президент Йорг Цирке (Jörg Ziercke) предварил следующей ремаркой: «С организованной преступностью борются не только сотрудники нашего ведомства, но и коллеги из территориальных органов, таможенной службы и федеральной полиции». Хорошо это или плохо – Цирке не прокомментировал, но ведь не зря говорят, что у семи нянек дитя без глазу. Взять, к примеру, такой факт: с начала 2012 года BKA c коллегами из родственных ведомств в обстановке секретности готовили спецоперацию против байкерской группировки Hells Angels. Её проведение планировалось на первую декаду июня, но в силу непредвиденных обстоятельств срок был перенесён на две недели раньше. Что это были за обстоятельства? Да оказалось, что кто-то из стражей порядка продал байкерам информацию о готовящемся против них рейде.
Но это уже 2012 год. А как дела обстояли в 2011-м? По оценкам Цирке, «криминальный потенциал ОПГ в Германии в отчётном году оставался на высоком уровне». И однако же число расследований по этой категории дел хоть и незначительно, но снизилось – с 606 в 2010 году до 589 в 2011-м. Уменьшилось и количество членов ОПГ, привлечённых к уголовной ответственности: 7319 человек в 2011-м против 8413 в 2010-м (из этих 7319 человек 3234 оказались коренными немцами, 977 – турками, 303 – итальянцами, 293 – румынами и 281 – ливанцами). В чём причины такого снижения показателей, глава ВКА не пояснил.
Говоря о видах преступной деятельности, Цирке заострил внимание на рокерах из Hell Angels и соперничающей с ними группировки Bandidos. «Рокеры тесно связаны с немецкими бандами, занимающимися контрабандой и распространением наркотиков. В каждом девятом расследуемом деле прослеживалась связь наркоторговцев с рокерами из этих группировок», – отметил он. Лидерство в наркобизнесе, как это следует из оглашённых данных, уверенно держат турецкие банды.
Основной их товар – каннабис и кокаин, но и героин они не обходят вниманием. Кокаином занимаются и итальянские ОПГ, среди которых лидируют члены калабрийской ндрангетты.
Особое место в сообщении главы ВКА заняла борьба с финансовыми преступлениями. В 2011 году из 588 дел этой категории 547 или 93% приходились на деятельность ОПГ. Из них 209 расследований велись по фактам легализации криминальных денежных средств. Наибольший имущественный вред причиняют преступления в сфере экономики. По словам Цирке, в 2011 году было возбуждено 87 дел этой категории (в 2010 году 88). Из них только по 12 делам обвиняемыми являлись члены ОПГ. Но именно на эти 12 дел пришлось 65% причинённого ущерба (576 млн. евро из 884 млн.), а чистый доход преступных сообществ превысил 172 млн. евро. Более половины членов «экономических» ОПГ – местные немцы, из них 80% специализировались именно в этом виде преступной деятельности.
На третьем месте в специализации ОПГ стоят преступления против собственности. В основном это угоны машин с целью их последующей продажи. Чаще всего угоняют их из Германии и Италии, а перегоняют в Польшу или Литву, где они проходят «предпродажную подготовку» (перебивку номеров агрегатов и узлов, иногда перекраску), после чего по поддельным документам сбываются на бездонных рынках России и ряда стран СНГ и Центральной Европы.
Особое место в деятельности ВКА занимает борьба с преступностью в интернете. Как признаёт Цирке, раскрытие этих преступлений чрезвычайно сложно, поэтому большими успехами в этой области его ведомство похвалиться не может: в 2011 году начато всего 9 уголовных процессов, что, однако, на пять больше, чем годом ранее. По семи делам, возбуждённым в 2011 году, все обвиняемые – выходцы из республик бывшего СССР. Вот уж воистину, говоря словами рекламы российской водки, «нам есть чем гордиться»…
Сергей Дебрер