Церковь должна находиться в храме

На модерации Отложенный

Выставку сторонников Pussy Riot атаковали православные

Организаторы выставки заявили, что в России началась духовная революция

Скандальная выставка открылась сегодня на Винзаводе. Художница Евгения Мальцева представила выставку иконописи, сделанной в поддержку Pussy Riot. Три картины прямо во время открытия выставки стали иконами — их освятил священник. Около 50 православных активистов вместе с казаками попытались выставку сорвать- они протестовали против кощунства, встав взявшись за руки перед входом в галерею.

											Казаки и православные активисты блокируют вход на выставку
 
  Казаки и православные активисты блокируют вход на выставку  
  фото: Юлия Чернухина  

Всего было представлено 8 работ, 3 из которых были иконами, 1 — антиикона с изображени антихриста и еще 4 картины в поддержку Pussy Riot, на которых были изображены образы в балаклавах.

Незадолго до открытия выставки группа казаков и православных активистов заблокировали вход на нее. Они заявили, что их чувства верующих оскорблены, стали скандировать «Либеральный фашизм не пройдет» и «Христос Воскресе!» Также открытие скандальной выставки сопровождало пение православных песен под гитару и несколько драк.

Сопредседатель движения «Народный собор» Олег Кассин рассказал «МК», что пришел посмотреть выставку собственными глазами, чтобы решить — оскорбляет ли она чувства верующих и в случае чего направить заявление на ее организаторов в соответствующие органы. Он заметил, что на его счету есть уже один процесс против Сахаровского центра.

 

Выставку сторонников Pussy Riot атаковали православные
 

Вот эту картину освятили

 
Выставку сторонников Pussy Riot атаковали православные (9 фото)

 

После того, как активисты отказались расходиться, полиция перекрыла ворота Винзавода и провела несколько задержаний. Православные активисты отправлялись в автозаки с криками «Христос Воскрес!»

Пока на улице шли столкновения, организаторы выставки забаррикадировались.

Предварительно занавесив изображение антииконы- антихриста, находившееся в зале, ритуал освящения трех икон провел заштатный священник Роман Зайцев.

Сама художница Елена к открытию выставки явно очень спешила — закончила писать только в 2 часа ночи, и масляные картины еще не высохли. По ее словам, иконы она писала еще задолго до истории с Pussy Riot, но этот поступок девушек послужил толчком для ее творчества, произошла «какая-то рефлексия и переосмысление». Саму акцию в храме художница оценивает как «выплеск правды и вскрывание язв». «В феврале 2012 года произошла революция ментальная, духовная», — считает Мальцева.

Свой стиль она определила как реалистичный экспрессионизм, сказала, что верующая и во время создания икон «пропускает Христа через себя» и не понимает, почему так беспокоится православные активисты. Она добавила, что консультировалась со священниками и с архиепископами, и никто из них не нашел чего- то кощунственного в ее работах.

Коллекционер древнерусской живописи Виктор Бондаренко (эта выставка — его идея) рассказал, что собирая коллекцию икон, убедился, что Русская православная церковь вплоть до революции нормально воспринимала все новые течения и стили в искусстве, и образ Иисуса Христа не раз менялся со временем, в зависимости от того, как его видел тот или иной художник.

На выставку он принес с собой конституцию, сказав, что церковь и верующие должны находиться у себя в храме, а мы живем в светском государстве.

Религиовед и историк Роман Багдасаров высказал мнение, что «художники часто хотят оживить современное церковное искусство, так как начиная с 1917 года оно не развивалось, а оживить искусство можно только такими революционными шагами.

Каких- либо строгих канонов и правил написания икон нет. Основные пожелания основополагающего Никейского собора заключались в том, что иконы должны быть натуралистичными, живыми. Поместный церковный собор перед приходом к власти большевиков вообще запретил размножать иконы типографским способом. Сейчас этот наказ успешно не исполняется.

На протяжении веков крупнейшие художники изображали Бога, создавая иконы индивидуальным творческим методом. В России есть иконы любых стилей до 1917 года, кроме современных.

Почему из церкви ушел дух творчества? Очень просто- церковь не свободна, не существует преемственности церковного сознания, за духовную жизнь выдаются картонки, эрзацы. Мы только и делаем, что используем опыт предшественников. А что мы передадим потомкам? Софринские бумажки?»