Сергей Бодров: трагедия народного мстителя

На модерации Отложенный

 

 

20 сентября исполняется десять лет с момента трагедии в Кармадонском ущелье, которая унесла жизни более ста человек. Под стремительно сошедшим ледником погибла и съемочная группа Сергея Бодровакоторому было всего 30 лет.

Сергей Бодров не был профессиональным актером и не хотел связывать свою жизнь с кино, сыграл всего в девяти фильмах, но при этом успел стать героем поколения. Именно с его именем ассоциируется кино 90-х и прежде всего две картины с перекликающимися названиями — «Брат» и «Сестры».

Несмотря на то, что Сергей Бодров-младший вырос в семье режиссера Сергея Бодрова-старшего, в кино он попал случайно. Он защитил диссертацию по живописи венецианского Возрождения, получил ученую степень кандидата наук. Искусствоведение сильно увлекало Бодрова, он даже ездил учиться в Италию. А потом отец предложил ему поработать на съемках «Кавказского пленника» в качестве ассистента режиссера, но внезапно решил попробовать сына на одну из главных ролей. Сергей Бодров-старший потом признавался:

— Я понимал, что он не может играть как профессиональный актер, поэтому просто попросил в кадре быть собой.

Режиссера многие упрекали, говорили, что опять влиятельный человек проталкивает в кино своего сыночка, но, несмотря на это, Сергей Бодров неожиданно был награжден призом Сочинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, а спустя год вместе с отцом получил Государственную премию Российской Федерации.

Но даже после этого считать себя актером Бодров не стал. Тем не менее, когда  Алексей Балабановпредложил ему сыграть Данилу Багрова, Сергей согласился. И это решение стало судьбоносным: благодаря ему, непрофессиональному актеру, фильм стал культовым, а сам Бодров превратился в героя поколения. По степени влияния на современную молодежь актера сравнивали с  Виктором Цоем. А еще говорили, что, если проводить параллели с музыкой, Бодров — это всего лишь три самых простых гитарных аккорда, но это именно те самые необходимые людям аккорды, цепляющие за душу. Его узнавали даже на Западе. Бодров-старший вспоминал, как однажды в российской гостинице поинтересовался, кто из знаменитостей здесь останавливался. «Сергей Бодров», — ответили ему. «Старший или младший?» — решил уточнить режиссер. «Ну… Взрослый».

— Про меня никто даже и не вспомнил. Мне было страшно за Сережу и за эту славу, но я знал, что у него всегда есть голова на плечах.

Разгадать феномен Бодрова и «Брата» пытались многие. В чем успех этого фильма и этой роли? Герой сдержан и молчалив, лишен надрыва и сложных эмоций, ходит с оружием, убивает всех подряд, еще и межнациональную рознь разжигает… Даниле Багрову долго не могли простить фразу: «Какой я тебе брат, гнида черножопая?», и актеру даже часто приходилось за нее извиняться. Он объяснял, что герой его вернулся из Чечни и иначе думать просто не мог.

Продюсер «Брата» Сергей Сельянов и режиссер Алексей Балабанов сами терялись в догадках, почему же фильм стал таким успешным. И потом поняли: нечаянно они создали нового героя для потерянного поколения 90-х, нового народного мстителя. С одной стороны, Данила Багров был таким же, как и все: без остановки курил, слушал рок, существовал на улице и в грязных подъездах и прятался от мира в широкий капюшон, но с другой — он был лучше и сильнее, и за это его полюбил народ.

Рассказывая о Бодрове, его родные часто вспоминают один эпизод: в честь фильма «Брат-2» был дан большой концерт, в котором приняли участие рок-группы, записавшие к фильму саундтреки. Многотысячный зал «Олимпийского» был заполнен до предела, толпа буйствовала и кричала, но вот на сцену вышел Сергей Бодров, и все затихло мгновенно: его хотели слушать. В тот вечер он произнес всего две фразы: процитировал Александра Невского, сказав, что сила не в оружии, а в правде; а потом от себя добавил: «Давайте любить нашу Родину только за то, что она наша».

Ирина Салтыкова, сыгравшая в «Брате-2» возлюбленную Багрова, вспоминала:

— Помните эпизод в фильме, где герой идет по лестнице и читает стихи? В нем весь Сережа — любящий риск, уверенный в себе, патриотичный по отношению к своим друзьям и жене.

СМИ приписывали Бодрову роман с Ириной Салтыковой, но сама она утверждала, что об этом нельзя было и думать: актер был верным семьянином. Еще в детстве он придумал, как должна выглядеть идеальная женщина, и, встретив Светлану, сразу сделал ей предложение, потому что она была воплощением этих фантазий. До встречи же с будущей женой серьезных увлечений у актера практически не было. Так что романтиком он был не только на экране, но и в жизни.

В «Брате-2» герой Бодрова убивал с еще большей жестокостью и хладнокровием, мстил украинцам за Севастополь, американцам — «за все остальное», чем в первой части. СМИ критиковали фильм, но на все обвинения Сергей Бодров реагировал сдержанно:

— Мы снимали фильм не о том, что американцы — козлы, а о том, что мы — не уроды.

На съемках «Брата-2» Виктор Сухоруков научил актера одной игре, которую он часто потом использовал: надо было встать на углу оживленной улицы и представить, что тебя нет; что ходят люди, открываются магазины, гудят машины, но без тебя. Бодров любил эту игру и рассказывал, что она помогает правильно оценить жизнь и понять, что ты умрешь, а мир останется.

Он вообще был очень наблюдательным и любил подсматривать за простыми людьми. Однажды Сергея Бодрова остановил гаишник, актер задал ему всего несколько вопросов и за две минуты узнал всю его жизнь: был на войне, получил четыре ранения и контузию, жена бросила, сейчас один, впереди — безысходность… Именно из таких случайных историй и складывались сценарии и роли Сергея Бодрова.

Когда он искал актрис в фильм «Сестры», то поставил условие: не приглашать на главные роли профессионалов. Он хотел, чтобы девочки жили в кадре так же, как он жил в обоих «Братьях». Да и кастинг проходил не так, как обычно: Бодров предпочитал не оценивать актерские способности кандидаток, а много с ними разговаривать. Одна девочка понравилась ему, но на вопрос, предавали ли ее в жизни, она не ответила, попросив вместо этого подписать ей открытку. Попасть в «Сестры» актриса с таким мировоззрением не смогла. А потом на кастинге появилась Оксана Акиньшина, которую Бодров мгновенно разглядел и сделал известной актрисой.

Кстати, рабочее название фильма было «Танец живота». «Сестер» Бодров придумал позже именно для того, чтобы передать привет Даниле Багрову, ведь «Сестры» по сути продолжили дело «Брата»:

— Я пытался снимать кино не о девочке, которая станет снайпером, а о том, что есть большой мир, а есть маленький. Когда тебе четырнадцать лет, ты острее переживаешь жизнь в том маленьком мире, который рядом. Но как-то сама собой появилась и более общая тема: интересно снимать кино о достойных людях.

Фильмом о достойных людях должна была стать и картина «Связной», которую Бодров отправился снимать в Осетию. Это была его вторая режиссерская работа, кроме того, он выступал в качестве сценариста и исполнителя главной роли.

Всякий раз, когда трагически погибает известный человек, в его смерти начинают искать мистику. Вот и гибель Сергея Бодрова окружена мистическими совпадениями: так, например, по сценарию его герой умирал в горах, а неподалеку от стоянки съемочной группы располагалось древнее кладбище, которое местные жители называли «городом мертвых» и обходили стороной, чтобы не тревожить обитающих там духов.

…В тот день съемки должны были начаться в 9 утра. Съемочная группа выехала из гостиницы во Владикавказе в Кармадонское ущелье, но из-за технических сбоев начало работы все откладывалось, и в итоге съемки пришлось отложить совсем. В тот момент, когда начался сход ледника, съемочная группа собиралась возвращаться во Владикавказ. Они успели позвонить в гостиницу и сообщить, что на них движется ледник. Больше о тех, кто работал над фильмом, ничего не было слышно.

Долгое время Сергея Бодрова и его съемочную группу считали пропавшими без вести. В ущелье был тоннель, где люди могли укрыться: туда поступал кислород, и оставалась надежда, что хотя бы некоторым удалось спастись. Но добраться до тоннеля поисковым отрядам не удавалось. Когда же его отрыли, то оказалось, что все пространство залито водой. Надежда умерла, и вся съемочная группа была признана погибшей.

Сергей Бодров очень любил горы. Это была его страсть. Познакомившись с ними впервые на съемках «Кавказского пленника», он часто повторял: «Я бы хотел жить среди них». Но судьба распорядилась так, что в горах он умер.