Певец в изгнании

 

 

 

Я продолжаю цикл рассказов, про певцов, составлявших славу нашей страны , но судьба которых сложилась по разному…От прославленного и народного артиста СССР Утесова, до ныне забытого выкинутого событиями революции и гражданской войны –умершего в 1957 году в Париже, в нищете

Юрий Спиридонович Морфесси родился в 1882 году в Одессе., в семье грек приехавшего сюда в поисках лучшей доли…Тогда, до 1917 года, сюда , в Одессу на заработки, ехали даже из Греции, где как тогда говорили. «всё есть»…Одесса была как и ныне есть, гостеприимна для всех наций и народов, не делая между ними различий. Потому и был богат талантами этот город.

Юрий Морфесси, довольно рано выказал способности к музыке: пел в церковном хоре и на частных вечерах у состоятельных горожан. Но всерьез о вокальной карьере не помышлял, а готовился стать архитектором. Все, как водится, решил случай. Прогуливаясь как-то раз с друзьями в парке, Юра записал песню на чудо иностранной техники начала века – фонограф, – уж очень ему не терпелось узнать, как же его голос звучит со стороны. Оказалось – просто великолепно. Несколько дней спустя юноша был крайне удивлен, услышав, что ловкий владелец чудо-машины ставит его запись для гуляющей в саду публики, но уже за деньги. С того момента он решает всерьез заняться пением: не пропускает концерты заезжих знаменитостей, посещает занятия в консерватории, и, как итог, дебютирует на профессиональной оперной сцене. Морфесси стремительно завоевывает популярность. Оперные подмостки сменяются на участие в модных опереттах и эстрадных представлениях. По приглашению маститого столичного певца Николая Северского Юрий Спиридонович выступает в постановке «Цыганские песни в лицах», много ездит по Империи и вскоре становится подлинным «любимцем публики».

Молодой исполнитель обласкан вниманием критиков и зрителей. Гонорары за выступления стремительно растут. Двери лучших залов страны гостеприимно распахнуты для талантливого артиста.

Незадолго до первой мировой войны он пел даже перед Николаем II на его яхте «Полярная звезда». Самодержец был в восторге и сделал музыканту «царский» подарок – золотые запонки с бриллиантовым двуглавым орлом.

В 1917 году певец вынужден был уехать в эмиграцию. По многим воспоминаниям, до крайности остро переживал отъезд , «Сам не понимаю, как это я мог оставить Россию? Это было в Одессе… Кругом паника, хаос, все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в порт, пошел и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня… Сам не знаю, как очутился на пароходе. Потом Болгария, Париж. Стал выступать в ночных кабаре… И вот теперь кочую по Европе. Ты знаешь, тяжело! Вот я пою русские песни, романсы, но уже понимаю, что делаю что-то не то… Теряю обаяние, аромат русской песни. Кругом незнакомые чужие морды, ничто не вдохновляет. Не может русский артист, будучи оторванным от своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому душевно пуст. Вот так и со мной. Мельчаю… Это был крик души» – приводит воспоминания друга «князя цыганской песни» Константина Сокольского* известный коллекционер и писатель Борис Савченко. .

В судьбе Юрия Морфесси достаточно места отведено любовным страстям. Пассии артиста – женщины, большей частью, неординарные, с норовом, под стать кавалеру. Среди них роковая мулатка Монолита, неожиданно бросившая певца в разгаре отношений. Или Женя Мельтен из Австрии, покончившая с собой при загадочных обстоятельствах. В 1911 году неизвестная красавица так ранит сердце артиста, что он решает застрелиться и даже приобретает для этого револьвер. Выручили друзья-музыканты. В веселых пьяных кабачках, за кружкой вина его печаль быстро улетучивается.

Последняя любовь пришла к Морфесси в конце 20-х, в Югославии, где он имел тогда ангажемент. Ее звали Валентина Васильевна Лозовская. Она была, едва ли не вдвое младше избранника, при этом обладала незаурядной индивидуальностью, силой духа и привлекательной внешностью. «Моя невеста оказалась редкой и необыкновенной русской девушкой. После семейной драмы – ее отец был замучен и убит большевиками, – В.В.Лозовская, вдохновляемая жаждой мести, со своими братьями очутилась в рядах Добровольческой Армии… Передовые позиции, три ранения, Георгиевский крест» – так пишет о своей жене Юрий Спиридонович в книге личных воспоминаний – «Это женщина-воин… Еще и выдающаяся спортсменка. На состязаниях в плаванье она побила рекорд мужчин пловцов… Взяла первый приз на женских автомобильных гонках. И вот теперь – я у тихой пристани!»

Не сбылись надежды стареющего «светского льва». Короткое время спустя после шумной свадьбы, выяснилось, что у Валентины сохранились отношения с прежним любовником, богатым югославом. Влюбленный муж пытался бороться: увез жену подальше от соперника, во Францию, в свою парижскую квартиру. Но где ему было тягаться с миллионером? «Молодая» сбежала обратно в Белград, предварительно обобрав Морфесси «до нитки». Для него это было колоссальное душевное потрясение.

Несколькими годами позже у него случился недолгий брак с ресторанной певицей Адой Морелли, который также закончился разводом и разочарованием. Так и не нашел «седовласый наш баян» «тихой пристани». В покинутой Одессе остался сын Николай, которого он так и не увидел.

Скончался Юрий Спиридонович, всеми забытый,в 1957 году в маленькой квартире в Париже.

Закончилась «одиссея» русского грека. Остались в прошлом амурные терзания, ностальгия, мелкие стычки с собратьями по ремеслу. При жизни, он, как и Петр Лещенко, не особенно ладил с Вертинским, хотя, бывало, выступал на одной сцене. Каждый из них нашел место в собственных мемуарах, чтобы «ужалить» конкурента.

Время рассудило оппонентов: имя Вертинского переживает, бог знает, какую волну популярности, а Морфесси помнят сотня-другая любителей жанра, хотя и пел он когда-то перед Николаем Романовым.

Да и немогло быть по другому в том государстве с певцами, чьи песни не укладывались в рамки марксисткой идеологии. Такие песни, как пели Морфесси, Лещенко, Вертинский, называли презрительно " цыганщиной" и обвиняли их поющих в "упадничестве" и "развращении передового рабочего класса" Это считалось музыкой буржуйской, недостойной для светлого будущего сторителей коммунизма, а потому и всячески изгонялись и со сцены и из памяти...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Легендарная РЕДЧАЙШАЯ запись Ю.Морфесси, самое ПЕРВОЕ В МИРЕ исполнение песни "Раскинулось море...". 1912 год!

 

 

 

А эта песня была знаменита , Она  упоминается  во многих книгах описывающих быт московских мещан начала 20 века... как песня шарманщиков и песня звучавшая во всех Московских кабаках  того времени. Одна из первых песен записанных на граммофонную пластинку в России.

 

 Белые ночи
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/ben.mp3

Бубенцы
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/bub.mp3

Бублички
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/bbl.mp3

Во саду-ли, в огороде
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/vsl.mp3

Всегда и везде за тобою
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/viv.mp3

Дни запоздалые
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/dnz.mp3

Зачем было влюбляться
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/zbv.mp3

И льётся песня
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/ilp.mp3

К чему скрывать
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/kch.mp3

Как бысто увяли розы
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/kbu.mp3

Как хороши те очи
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/kho.mp3

Как цветок душистый
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/kcd.mp3

Кирпичики
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/kir.mp3

Любовь прошла
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/lup.mp3

Налей бокал
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/nab.mp3

Помню, помню я
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/ppj.mp3

Потому я тебя так безумно люблю
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/pjt.mp3

Почему я безумно люблю
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/pjb.mp3

Праздником светлым
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/prs.mp3

Расстаться суждено
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/ras.mp3

Расцветут хризантемы опять
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/rho.mp3

Спойте, цыгане
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/spc.mp3

Чубчик
http://kkre-35.narod.ru/morfessi/chu.mp3
Прикрепления: 9708467.jpg(38Kb)