Сравнительная история зверств Запада и России
На модерации
Отложенный
Поскольку нам говорят: «У вас никогда не уважали права человека», не будем уклоняться от этого вызова. Главное право человека — право на жизнь, с него и начнем.
В 90-е годы, перед вступлением России в Совет Европы, московские газеты много писали на тему смертной казни. Одни истолковывали требование ее отмены как попытку чересчур благополучных стран навязать России свои правила, предостерегали нас от такой беды, убеждали жить своим умом.
В других можно было прочесть еще более интересные вещи. Во-первых, читателям разъясняли, что на Западе «издревле утвердились гуманизм, представительная власть, цивилизованный суд, вера в закон и нелицемерное уважение к человеческой жизни» (цитата подлинная), а во-вторых, звучали усталые сомнения по поводу того, способны ли жители современной России даже сегодня усвоить подобную систему ценностей, понять, как противоестественна смертная казнь. У россиян, де, не тот менталитет, у них за плечами долгая вереница кровавых деспотических веков, а уважение к праву человека на жизнь никогда не было ведомо «этой стране».
Будете в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в открытом автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения по-русски. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора» (давно пустующий), находилось место казней.
Казни были основным общественным развлечением лондонской публики в течение многих веков. Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию и имела какое-то (забыл) шутливое имя. Повод для юмора был налицо: там на разновысоких балках была 23 петли, так что она, возможно, что-то напоминала англичанам — то ли елку с украшениями, то ли что-то еще. У нее было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии многолетнего здешнего палача, бытовала даже поговорка «надежный, как машина Деррика»1.
Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла еще одна знатная виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройд перечисляет еще с дюжину известных мест казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных перекрестках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми2.
Некоторые вещи помогает понять искусство. Историки культуры давно признали, что даже в античных, библейских и мифологических сюжетах европейские художники отражали реалии окружавшей их жизни. И эти реалии ужасают. Посмотрите на гравюры Дюрера и Кранаха. Вы увидите, что гильотина существовала за два века(!) до Французской революции. Вы увидите, как в глаз связанной жертве вкручивают какой-то коловорот, как вытягивают кишки, навивая их на особый вал, как распяленного вверх ногами человека распиливают пилой от промежности к голове, как с людей заживо сдирают кожу. Сдирание кожи заживо — достаточно частый, почти излюбленный) - сюжет не только графики, но и живописи Западной Европы, причем тщательность и точность написанных маслом картин свидетельствует, во-первых, что художники были знакомы с предметом не понаслышке, а во-вторых, о неподдельном интересе к теме. Достаточно вспомнить голландского живописца конца XV — начала XVI вв. Герарда Давида.
Московское издательство «Ad Marginem» выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна из глав в книге Фуко иронически (или нет?) озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для впечатлительных.
Гравюры Жака Калло с гирляндами и гроздьями повешенных на деревьях людей — отражение не каких-то болезненных фантазий художника, а подлинной жестокости нравов в Европе XVII века. Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были еще безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят — населения ее южной части. Папа Римский даже временно разрешил многоженство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 ее населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь веков между Батыем и Лениным подобных кровопусканий не знала и с такой необузанной свирепостью нравов знакома не была.
Сожалею, но придется сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской была ее практика. И не только в далеком прошлом — в ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошел любое прошлое. По большому счету, нет гарантий, что эта цивилизация не вернется к привычной для себя практике.
Это гораздо, гораздо более серьезный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации, трудно не констатировать: ее самолюбование, при всей его привычности, выглядит бесконечно странным.
Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии»3 На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила еще 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего ее «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.
По подсчетам историка Р.Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело ни с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей.
Даже если на царя Ивана возведено много напраслины4, бесспорных фактов достаточно, чтобы русское сознание вынесло ему приговор, отменить который вряд ли удастся. Среди 109 фигур на памятнике Тысячелетию России в Новгороде, в число которых попали опальные Алексей Адашев и Михаил Воротынский, а также малоизвестные нашим гражданам князья Литовской Руси Кейстут и Витовт, места царю Ивану не нашлось.
Мы можем гордиться своей нравственной планкой: англичане легко простили своей Елизавете I умерщвление 89 тысяч человек, а мы не прощаем царю Ивану загубленные 4 тысячи.
Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины Ивана Грозного) святая инквизиция осудила на смерть всех(!) жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах — 100 тысяч.
А знаете, какому событию посвящен офорт Гойи № 36 из серии «Бедствия войны»? Приказу французского командования 3 февраля 1809 года повесить половину испанских пленных в Северной Испании, каждого второго. Но я преждевременно забежал вперед, в XIX век.
1 августа 1793 г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794 г. армия взялась за дело. «Вандея должна стать национальным кладбищем», провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить груженую людьми баржу на надежной канатной привязи в устье Луары, топить ее, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни».
Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с супругов одежду и связывать их попарно. Беременных женщин обнаженными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами»5.
Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевленно писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключенного. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты6, было истреблено, по разным подсчетам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает.
Но вернемся к вопросу о смертной казни. Немецкий юрист и тюрьмовед Николаус-Генрих Юлиус, обобщив английские законодательные акты за несколько веков, подсчитал, что санкцию в виде смертной казни содержат 6789 из них7. Повторюсь, некоторые историки настаивают даже, что Англия именно таким способом решала проблему перенаселения.
Еще в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей.
Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своем дневнике в 1826 г., насколько он поражен тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.
Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. Королевство Неаполитанское в конце XVIII века расправилось со всем предположительно революционным, были казнены многие тысячи людей. Современники писали про лес виселиц.
А теперь возьмем самый древний свод нашего права, «Русскую правду», он вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов (т.е. по западному наущению), но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний.
Впервые понятие смертной казни появляется у нас на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде).
То есть, первые века нашей государственности прошли без смертной казни, мы жили без нее едва ли не дольше, чем с ней. Понятно и то, почему данная новация проникла сперва во Псков, который неспроста имел немецкий вариант своего имени (Плескау). Псков был, благодаря соседству с землями Тевтонского и Ливонского Орденов, в достаточной мере (не менее, чем Карпатская Русь или Литовская Русь) связан с Западной Европой. Новшество постепенно привилось. Но даже в пору Смуты смертная казнь не стала, как кто-то может подумать, привычной мерой наказания. Земский собор Первого ополчения 1611 года запрещает назначать смертную казнь «без земского и всей Земли приговору», т.е. без согласия Земского собора.
Одна из самых ужасных казней нашего Смутного времени — повешение юного сына Марины Мнишек. Один новейший автор (не хочу делать ему рекламу) называет это «неслыханным среди христианских народов деянием». Не будь его познания так бедны, он мог припомнить хотя бы историю гибели двух малолетних сыновей английского короля Эдварда IV, тайно удавить которых, едва они осиротели, велел их родной дядя, герцог Ричард Глостер. После этого он со спокойным сердцем короновался в качестве Ричарда III и прославился еще множеством убийств, а два детских скелета были позже найдены в одном из казематов Тауэра.
Но вернемся к России. Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но все еще бесконечно меньше, чем в Европе. Перебежавший вскоре в Швецию подъячий Котошихин уверял, что в Москве многих казнили за подделку монеты. Но не символично ли, что сам Котошихин закончил свою жизнь от руки шведского палача?
Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещенных им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая казнь его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.
Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдаленно не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошел на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни.
В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. Не сильно процветала эта профессия в России и в дальнейшем.
Следующий век отмечен в России дальнейшим смягчением нравов. Не в том смысле, что преступников безоглядно миловали, совсем нет. Становилось меньше поводов наказывать и миловать. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поименный список казненных в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, т.е. совершалось 30 казней в год. Эту цифру, правда, увеличивают два польских восстания 1830 и 1863 гг. и начало революции 1905-1907 гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чем говорит эта цифра с учетом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)
Еще в XIX веке смертоубийство, даже присутствуя в реальной жизни, оставалось чем-то очень страшным и неприемлемым в понятиях простого народа. В старинных судебниках присутствует очень выразительное, вызывавшее ужас понятие «душегубство». Не хочу сказать, что в XIX веке царили буколические нравы — была бытовая преступность, был разбой и, конечно же, убийства. Вопрос в том, много ли их было, насколько легко преступник мог отважиться на подобное преступление. Я сам слышал (в 1971 году, в Иркутске), как старый профессор-геолог Николай Александрович Флоренсов рассказывал, со слов своего отца, про поездки бедных людей «на золоте». В начале 1890-х годов его отец, тогда юноша, дважды ездил «на золоте» из Иркутска через пол-Сибири один раз в Челябинск, другой — в Тюмень (дальше в европейскую Россию в обоих случаях можно было ехать по железной дороге). О чем речь? В Иркутске была лаборатория, куда свозили золотой песок сибирских приисков, и там это золото превращали в слитки. Зимой годовую продукцию лаборатории на санях, обозом, везли до железной дороги. И малоимущие ехали на ящиках с золотом, это был для них бесплатный попутный транспорт! Ехал, конечно, экспедитор и сопровождающие казаки — кажется, двое. Сейчас даже трудно себе сегодня такое представить. И это при тех суровых нравах на сибирских дорогах, о которых повествует, например, Короленко! Видимо, они были суровы до известного предела. Присутствие безоружных пассажиров защищало надежнее вооруженной охраны. Большая шайка легко бы перебила всех, но, видимо, даже для разбойников существовали какие-то табу, их злодейство не могло перейти известный предел, они не отваживались пролить невинную кровь. Не знаю, есть ли такое понятие в других языках, «невинная кровь». Хочется верить, что есть.
Сравнительно редки в России были половые преступления. И по самоубийствам Россия была на одном из последних мест в мире. Самоубийство потрясало людей — помните некрасовское: «ах, беда приключилась ужасная, мы такой не слыхали вовек». Это, кстати, один из самых точных признаков духовного здоровья нации.
(Характерно, что народ ясно осознавал эту свою особенность. Россия, несмотря на некоторую эрозию религиозного чувства, все равно до конца оставалась страной глубоко верующей, неспроста избравшей когда-то своим нравственным идеалом святость, Святую Русь. Но с высоты и падать больнее.)
Редкость убийств лучше любых объяснений показывает нам нравственный облик народа. Этот облик отчетливо проявляется еще в одной важной подробности.
Выше уже шла речь о том, каким важным общественным развлечением и зрелищем были в Западной Европе публичные казни. Во Франции эту традицию прервала лишь Вторая мировая война. В ряде эмигрантских воспоминаний и дневников можно встретить (под 1932 годом) возмущение по поводу того, что знакомый N отправился поглазеть на казнь Павла Горгулова, убийцы французского президента Думера. Последним прилюдно казненным в Париже стал в 1939 году некто Вейдман.
Конечно, и в России казни собирали зрителей. Например, казни Разина, Пугачева, и это не должно удивлять. Сами эти фигуры потрясали и завораживали воображение. А если не Пугачева? Датчанин капитан Педер фон Хавен, посетивший Петербург в 1736 году, писал, что в столице «смертную казнь обставляют не так церемонно, как у нас (т.е. в Дании — А.Г.) или где-либо еще. Преступника сопровождают к месту казни капрал с пятью-шестью солдатами, священник с двумя маленькими, одетыми в белое мальчиками, несущими по кадилу, а также лишь несколько старых женщин и детей, желающих поглядеть на сие действо. У нас похороны какого-нибудь доброго горожанина часто привлекают большее внимание, нежели в России казнь величайшего преступника».
Другое свидетельство. В день казни братьев Грузиновых в Черкасске, 27 октября 1800 г. полиция обходила дома обывателей и выгоняла всех жителей на Сенной рынок, где состоялась казнь8. Характерно и то, что в момент казни (чьей бы то ни было) русский люд снимал головные уборы, многие отворачивались и закрывали глаза. И еще одна важная подробность. После казни Пугачева собравшиеся не стали досматривать продолжение экзекуции — кнутование его сообщников. «Народ начал тогда тотчас расходиться» — читаем мы у мемуариста Андрея Болотова, свидетеля «редкого и необыкновенного у нас [! — А.Г.] зрелища»9.
Так ведут себя люди, которым отвратительно все жестокое, даже если они не сомневаются в заслуженности кары.
Парижане времен Французской революции вели себя иначе. Согласно «Chronique de Paris» (ее цитирует упомянутый выше Мишель Фуко) «при первом применении гильотины народ жаловался, что ничего не видно, и громко требовал: верните нам виселицы!».
В этих двух типах поведения отражаются какие-то глубинные, ведущие свое начало в древних временах, этнопсихологические различия. (Сегодня они затихают: всемирная культурная революция ХХ века сильно сгладила различия между народами.)
Суровым аргументом в руках тех, кто утверждает, что в России «никогда не ценили человеческую жизнь», давно стало утверждение: «Петербург стоит на костях». Впервые оно было пущено шведами в середине XVIII века (еще бы — это у них отняли устье Невы, это шведские пленные прорубали первые просеки будущих улиц), воспроизведено бесчисленное число раз — главным образом, жалостливыми отечественными авторами. Но и европейскими, конечно, тоже — французский писатель Люк Дюртен, один из многих, писал в своей книге об СССР 1927 года («Иная Европа»): «Возведение этого города из камня унесло больше человеческих жизней, чем земляные работы в Версале… Город стоит на костях — на болоте, где царь Петр похоронил 150 тысяч рабочих». Город на костях — это то, что знает каждый, не так ли? Правда, доказательств этой «общеизвестной истины» никто никогда не представил, и первая же проверка (А.М. Буровский, «Петербург как географический феномен», СПб, 2003) показала: город на костях — полный вымысел, решительно ничем и нигде не подтвержденный.
Такой же, как «потемкинские деревни». Миф о них развенчал покойный академик А.М. Панченко. Это не совсем по теме данной главы, но читатель простит. Басня о «потемкинских деревнях», как и многое в западных наездах на Россию, — порождение простой человеческой зависти. В 1787 году Екатерина II показывала австрийскому императору Иосифу, польскому королю Станиславу Понятовскому и иностранным послам свои новые причерноморские земли и Крым. Гостей потрясли приобретения России, особенно на фоне неудач Австрии в турецких делах и плачевного состояния Польши. Потряс и размах строительства в Херсоне, Николаеве, Севастополе, особенно верфи, со стапелей которых в присутствии гостей были спущены первые корабли. Прошли годы, как вдруг участник путешествия Гельбиг (бывший в 1787 году послом Саксонии при русском дворе) написал, что селения по Днепру были декорациями, которые перевозили по ночам на новое место, а скот перегоняли. Технически это было бы невозможно, но просвещенная публика в таких вещах не сильна. Детский восторг, охвативший Европу, не поддается описанию. Какая психологическая компенсация! У стиснутых своей географией стран появилась возможность сказать себе: все русские победы, приобретения, крепости, корабли, вся Новороссия — это просто намалевано на холсте, ура!
Мистификация о «потемкинских деревнях», возможно, самая успешная в мировой истории. После Гельбига прошло двести лет, но вот заголовки переводных статей о России, которые я единовременно нашел на сайте ИноСМИ.Ру:
«Политика потемкинских деревень в России» (Christian Science Monitor); «Нераспространение по-русски — потемкинская деревня» (National Review); «Потемкин свободного рынка» (The Wall Street Journal); «Экономический рост потемкинского пошиба» (Welt am Sonntag); «Потемкинский валовой внутренний продукт» (The Wall Street Journal); «Потемкинские выборы» (Christian Science Monitor); «Потемкинская демократия» (The Washington Post); «Потемкинская Россия» (Le Monde); «Григорий Явлинский: Россия построила потемкинскую деревню» (Die Welt); «Елена Боннер: Владимир Потемкин» (The Wall Street Journal).
Поражают не штампы мышления (что делать, это встроенное свойство западной, да и любой другой, журналистики), поражает сила страсти. Живучесть нелепицы о «потемкинских деревнях» — факт западной, а не русской истории. Такое неравнодушие Запада к России очень напоминает отношение мальчика, дергающего девочку за косу, чтобы она обратила на него внимание, признала, что он лучше всех, и полюбила.
Комментарии
В истории России было всего 4 (ЧЕТЫРЕ!) факта казни путем сожжения на костре:
1) Таким образом были казнен (сожжен) "расколоучитель протопоп Аввакум";
2) еретик-мистик Квирин Кульман;
3) татарин Тойгильда (за то, что, приняв Христианство, снова возвратился к исламу);
4) и жид Борух Лейба вместе с капитан-лейтенантом флота Александром Возницыным в 1738 году. "Дело Боруха Лейбы началось еще в 1722 году. Двое русских людей написали письмо в Святейший Синод, в котором сообщали, что при потворстве смоленского губернатора иудеи чинят в простом народе смуты и прельщения, "выхваляя свою веру", и порицая Православие, и стремясь обратить православных "в жидовство". При этом иудеи заставляли русских людей чествовать "жидовские субботы", относились пренебрежительно к Христианским праздникам, принуждая своих наемников работать и в эти дни. Борух Лейба построил в дворцовом селе Зверовичи синагогу близ церкви Николая Чудотворца и когда священник того села стал "басурманской вере укоризны чинить",
Английский посланник Флетчер, живший в Москве в 1588 -1589, описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец: «…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину...
В 1672 г. в Астрахани воевода Одоевский сжёг К. Семёнова, у которого была найдена тетрадка с заговорами. Вообще, казни начала 70-х легко связать с восстанием Разина: Алёна и Семёнов участвовали в восстании, Авраамий и Исайя возглавляли опасную старообрядческую оппозицию в Москве.
В том же 1672 году в Муроме по царскому указу сожгли старообрядца старца Трофима, «который Троицы Сергиева монастыря крестьян учил к церкви божии не ходить и у священников не благославлятца и сам в церковь божию не ходил»
Священный Синод, разобравшись в этом деле, приказал: 1) построенную Борухом синагогу, "противную христианской вере", разорить до основания, а обретающиеся в ней "книги прелестного (соблазняющего на преступление. - О.П.) содержания" собрать и сжечь "без остатку"; 2) о вице-губернаторе князе Гагарине и о жиде Борухе доложить в Сенате, чтобы он наказал преступного иудея и "учинил ко изгнанию из оной смоленской провинции всех тамо обретающихся жидов за границы российские", а также чтобы "кабацкие и прочие сборы от жидов отняты и российским благочестивым жителям вручены были".
В ходе следствия, проведенного Синодом под наблюдением смоленского архиерея Филофея, выяснились и другие преступления Боруха против Православной веры. Открылось участие Боруха в ритуальных изуверствах. Так, например, супруги Борух накануне Богоявления Господня подвесили за "переводный брус" служившую у них деревенскую девушку Матрену Емельянову и, держа ее в таком положении "с вечера до утреннего звона" с завешенной головой,
избавил ее от смерти. Следствие также установило факты бесчеловечной эксплуатации Борухом своих служащих, продажи им всякой мертвечины и мяса издохших коров вместо здоровой пищи.
Расследование продолжалось почти 16 лет (оно тормозилось взятками, которые Борух давал судейским чиновникам). Однако по мере продолжения следствия выявлялись все более чудовищные и возмутительные факты.
Оказалось, что Борух совращал в "жидовскую веру" русских людей и приказывал им совершать обрезание. В частности, он убедил сделать это отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына (по этому случаю привлекался и зять Боруха Шмерль). Возницына и, по-видимому, других не установленных следствием русских людей иудейские "миссионеры" возили в Польшу для "лучшего познания жидовского закона", окружали раввинами "для увещаний и наставлений", и эти наставления быстро сказались. Следствие установило, что Возницын начал "поносить имя
За эти преступления Борух в 1738 году был сожжен, согласно Уложению Царя Алексея Михайловича, вместе с жертвой совращения Возницыным. В решении Сената по этому делу говорилось:
"Обоих виновников казнить смертью, сжечь, чтобы другие, смотря на то, невежды и богопротивники от Христианского закона отступить не могли, таковые прелестники, как и оный жид Борух, из Христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали" (Олег Платонов. "Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против христианской цивилизации".)
Таким образом, за всю историю государства Российского было казнено путем сожжения пять человек!
========
ФРАНЦИЯ:
========
"Вакханалия папского произвола против всех несогласных с растленной католической церковью особенно характерно проявилась во Франции. Здесь католическая инквизиция в XIII-XIV веках сфабриковала сотни процессов над еретиками и ведьмами, которые были публично сожжены при массовом стечении народа.
Во Франции первые суды над ведьмами состоялись в Тулузе в 1245 году. В 1275-м была сожжена Анжела де ла Барт, обвиненная в поедании детей и сношении с дьяволом. В ряде папских булл, направленных инквизиторам Южной Франции, систематизировалась "ересь ведьмовской секты": в 1318-м - против черной мессы, особенно в Лионе; в 1320, 1326 и 1330-м - против сатанизма в Тулузе и Нарбонне. После 1331 года Париж был включен папой в число районов распространения колдовства. Вот примеры процессов над "ведьмами":
-
1428 г. В Брианконе 110 женщин и 57 мужчин сожжены заживо за колдовство!
-
1508 г. Массовые суды в Беарне.
-
1557 г. Сорок ведьм сожжено в Тулузе.
-
1575-1625 гг. Вершина колдовской истерии во Франции.
-
1582 г. Восемнадцать ведьм сожжены инквизицией в Авиньоне.
-
Охота на ведьм во Франции носила массовый характер, охватив почти все уголки этой страны.
-
Эльзас: много сожжений было в небольших селениях например, в Танне, на юге, с 1572 по 1620 год было сожжено 102 ведьмы (некоторые источники сообщают о 152, исключая округа). В Сен-Амарине с 1596 г. было сожжено более 200 ведьм. По всему же региону погибли тысячи.
-
Лотарингия: Реми, генеральный прокурор провинции, лично обвинил 900 ведьм между 1581 и 1591 годами.
-
Нормандия: две серьезные эпидемии колдовской истерии в 1589-1591 годах и в 1600-1645-м, когда многие ведьмы были сожжены в Руане.
-
Бургундия: Анри Боге, главный судья в Сен-Клоде, провел широкую кампанию, казнив примерно 600 ведьм. Вследствие его неистовства суды в Бургундии продолжались дольше, чем где-либо.
-
Беарн: в 1609 году король Генрих IV уполномочил судью Пьера де Ланкра и президента д'Эспанье искоренять колдовство в баскоязычном Па-де-Лабуре.
=========
ГЕРМАНИЯ:
=========
По числу сожженных ведьм первое место в мире заняла Германия. В этой стране производились акты массового публичного сжигания. Так, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тыс. человек за один день сожгли 133 ведьмы. В 22 деревнях, принадлежавших католическому монастырю Святого Максима (в окрестностях Трира), с 1587 по 1594 год было казнено 368 ведьм. Две деревни были стерты с лица земли, а в двух других остались в живых лишь две женщины. В Страсбурге с 1615 по 1635 год сожгли 5000 ведьм. За один 1629 год в городе Мильтенбурге (Майнцское епископство) с населением 3000 жителей было сожжено 178 человек и еще 56 в деревнях. В Бурхштадте с еще меньшим населением - 77 ведьм, а в небольшой деревне Эйхенбугель - 19 ведьм.
-
В письме начала XVII века рассказывается о массовых сожжениях ведьм в Бонне: "Жертвами погребальных костров в основном становятся мужчины.
-
В Вюрцбургском и Бамбергском епископствах сожжениями в 1623 1633 годах руководили два брата князя-епископа - Филипп Адольф фон Эренберг, который сжег 900 ведьм, и Фукс фон Дорнхайм отправивший на костер 600 ведьм.
________________________________________________________
Как говорится, почувствуйте разницу - 5 человек и двести тысяч!
-
Думаю, после этого заикаться о России просто смешно...===================================== http://www.rusbeseda.ru/archive/30.htm#43004
Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.
они уже давно об этом верещат. Только носом нужно тыкать и показывать.
Факты приводить.
Тогда замолкают на время.
Жиды, к сожалению, всю старушку Европу уже купили, к России, Украине, Белоруссии лапки тянут
Пятипунктные уже давно грабки запустили,что в Украину,что в Россию.Да ничего....,с любой заразой Россия справлялась рано или поздно,справится и с этой...
А видеозаписи не осталось ?
)))))))))
Цитата из статьи:
"Между восстанием декабристов и 1906 годом... казнено 2445 человек, т.е. совершалось 30 казней в год... Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию!"
Конец цитаты.
И это правда о "репрессиях" в царской России.
А теперь правда о сталинских репрессиях, о которых автор "забыл" написать:
За "контрреволюционные" преступления
1937г. осуждено 790665, из них к высшей мере 353074 (больше 1000 расстрелов в день)
1938г. осуждено 554258, из них к высшей мере 328618 (почти 1000 расстрелов в день)
Можно проверить у В.Земскова (уважаемый сталинистами автор, см. таблицу, она одна в статье)
http://actualhistory.ru/2008060101
А ведь 1937,1938 - мирные годы.
Комментарий удален модератором
Не согласен с оценкой И.Грозного. В народной памяти-это справедливый царь. Отсутствие его на памятнике 1000- летия Руси, можно объяснить другими причинами.
Куда там западникам...
При Сталине в 1941 году от 1230 до 1260 заключенных на каждые 100 тысяч населения.
Т.е. примерно как в Луизиане сегодня.
Круговорот "врагов народа" не затихал ни на минуту.
Основная масса сидевших была уголовниками.
Большевики объявили интеллигенцию "классовыми врагами". Т.е. и Вы, и я - заведомо, по "происхождению", были их врагами. Напрасно Вы вступаетесь за Сталина; при нём у Вас были бы великолепные шансы на лесоповал.
"Отнять и поделить" - это лозунг люмпена по фамилии Шариков (исходно: Клим Чугункин: "игра на балалайке по трактирам"). Люмпены - классовая база большевистской революции ( и НСДАП - тоже).
Представьте себе что в пионерском лагере будет такая же смертность как в среднем по стране - вы что скажете, что все в порядке?
А то уж очень вольно вы оперируете этим словом.
Эти слова Владимира Ильича десятилетиями используются пещерными антикоммунистами, чтобы доказать варварство Ленина и большевиков, чтобы дать тем, кто не заглядывал в текст, возможность кричать на весь мир, будто Ленин ненавидел интеллигенцию. На самом деле сразу за этими словами следуют другие: «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат в Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников». http://www.eifgaz.ru/prigarin14-10.htm
В 1910 году один из лидеpов pоссийского либеpализма и pуководителей паpтии конституционных демокpатов Павел Милюков писал о том, что "pусская интеллигенция почти с самого возникновения была антипpавительственна", у нее сложился "свой патpиотизм госудаpства в госудаpстве", особого лагеpя, "окpуженного вpагами".
http://readr.ru/sergey-konstantinov-lenin-kak-zerkalo-russkoy-intelligencii.html#ixzz26pXjOHUx
«Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:
– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
– Да не согласен я.
– С кем? С Энгельсом или с Каутским?
– С обоими, – ответил Шариков.
– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая...» А что бы вы со своей стороны могли предложить?
– Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...»
Где здесь ОТНЯТЬ? Лично я не вижу. Шариков предлагает не «отнять и поделить», а «взять и поделить». Причём, «взять» он говорит не в смысле «забрать», а просто как фигуру речи: «вот возьму и пошлю вас всех подальше».
Эдак вы и лозунг "грабь награбленное" извратите и под себя переделаете.
Хотя, после фразы :"Люмпены - классовая база большевистской революции ( и НСДАП - тоже)." диспут можно дальше не вести.
Виктор, я считаю что Ваш дом/квартира очень хороши, но великоваты для Вас.
В Ваш город/посёлок наверняка понаехала масса гастарбайтеров.
Предлагаю взять и поделить Ваше место жительства между Вами и пятнадцатью штуками гастарбайтеров. Вы вполне сможете ужиться в одной комнате.
Если Вам мой тезис непонятен, перечитайте ту часть книги, в которой Швондер, вместе с корешами и шалавой в кепке, приходили к профессору Преображенскому.
-----------
Что вы, большевики, думаете об интеллигенции, совершенно не имеет значения. Пока ваша партия буйных сумасшедших не запрещена и не распущена, Россию будут покидать специалисты. Страна, теряющаая интеллигенцию, погибает.
Если пионерский лагерь будет для детей врагов народа, то так и скажут: "Всё в порядке!"
Книжка есть такая: "Еврейский щит СССР" (около 2000 биографий).
Просветите, пожалуйста.
---------------
Ну соврали 2000 раз, так этому Aquarius Na-her-ly не привыкать.
"В своих «Записках» сын литературного приятеля Горького Н. Г. Михайловского - поминает о разговоре с молодой чекисткою: «...эта девятнадцатилетняя еврейка, которая всё устроила, с откровенностью объяснила, почему все чрезвычайки находятся в руках евреев. «Эти русские ─ мягкотелые славяне и постоянно говорят о прекращении террора и чрезвычаек», ─ говорила она мне: «Если только их допустить в чрезвычайки на видные посты, то всё рухнет, начнётся мягкотелость, славянское разгильдяйство и от террора ничего не останется. Мы, евреи, не дадим пощады и знаем: как только прекратится террор, от коммунизма и коммунистов никакого следа не останется. Вот почему мы допускаем русских на какие угодно места, только не в чрезвычайку...» При всём моральном отвращении ... я не мог с ней не согласиться, что не только русские девушки, но и русские мужчины ─ военные не смогли бы сравниться с нею в её кровавом ремесле. Еврейская, вернее, общесемитская ассировавилонская жестокость была стержнем советского террора...» "
А уж если посчитать жертвы одних англичан в одном 19 веке (прямые и косвенные - ведь Ситалину вменяют в вину жертв "Голодомора", значит и англичанам отвечать за миллионы умерших с голода) - то Сталин вообще мать Тереза. О французской революции и Наполеноне и напоминать неудобно.
Но сегодня у меня больше шансов стать жертвой преступника или погибнуть от сфальсифицированного лекарства или продукта питания. Всё надо рассматривать во взаимосвязи.
И кто их ограничивал? В аптеки пускали по спискам номенклатуры?
1. что интеллигенция это исключительно только евреи,
2. всех интеллигентов уничтожили, а следовательно и евреев,
3. но кто тогда делал подводные лодки, ракетоносители и вот оказывается айфон у нас сделали.
С логикой у тебя по-прежнему, не очень.
Это последние интеллигенты.
Такой проект - это цепочка из людей и операций. Если с проекта выгнать несколько специалистов среднего звена (независимо от нацональности), найти им замену чрезвычайно трудно, если вообще возможно. Проект затормаживается на несколько лет.
PS Я по жизни очень свободолюбива и независима (как и полагается настоящему русскому интеллигенту) - настолько, что это часто мешало карьере. Но у нас с Вами разное представление о свободе. Например, свобода человека, который должен больше своего годового дохода (особенно по ипотеке), мне кажется рабством. Я в такое могла бы влезть только при крайней нужде.
Да-да. Беспредел, устроенный НКВД на "освобождённых" территориях в 1939 году - как назвать ?
Я в курсе и того, как функционирует здравоохранение США.
Но Вы же не будете утверждать, что уровенть медпомощи бедным и богатым в США одинаков? Тем более, что он был таковым в 30-х годах, о котороых мы вели речь.
Почему же Вас итак возмущает неравенство доступа к элитной медицине в СССР?
Не тратье своё время - бывшего антисоветчика и большого любителя США, пересмотревшего свои взгляды в результате анализа большого м ассива информацмм из разных источников и литчного контакта с западными интеллектуалами, снова прозомбировать невозможно :)
---------------
Мне совершенно неинтересно кого-то "зомбировать". По-видимому, те с кем Вы встречались, записаны Вами в "интеллектуалы" по ошибке :)
Так что тут нкжно оперировать именно цифрами.
Общалась я с ними по линии ЮНЕСКО
Как обычно, чутьё на тухлятину меня не подвело :)))
------------
То что вы никакая не "бывшая антикоммунистка", а записной большевистско-потреотический тролль, мне давно ясно.
Не пишите мне больше. Наши читатели давно разобрались - кто вы такая; а мне дискуссия с верным сталинцем не нужна.
Хотя человек, хотя бы читавший Достоевского, на все эти сказки не ведётся - но кто его теперь читает?
P.S. Простите, Елена, что осмелился дополнить(-продолжить) Вашу мысль.
Но отношение к народу одинаковое, система ценностей схожая.
Комментарий удален модератором
Для более менее думающего это факт, подтвержденый и не вызывающий сомнений.
.
Старушке предъявлен иск за фигурку рождественского поросёнка на окне, оскорбившего религиозные чувства соседей из дома напротив. Источник не помню)
«Будет кто иноверцы, какой бы то ни было веры, или Русский человек, возводить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно Деву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его Угодников, того сыскивать; и сыщется тот, и того богохульника казнить, сжечь».
Форма смертной казни через сожжение была закреплена:
Указ Алексея Михайловича 1653 года
-за колдовство
Воинский устав Петра I 1716 года
-для чернокнижников «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет» (артикул 1)
-за поджог офицерами или рядовыми «самоволством и нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы» (артикул 178)
- для фальшивомонетчиков «по великости нарушения» (артикул 199)
Комментарий удален модератором
[Керсновский А. А. История русской армии в 4 томах. Т. 2 - М., 1993 - с.198]
да и разговор начинался с "абсолютного чемпиона мира", еще не надо забывать британцев в инди, китай мао, пол-пота, так что ссср со своей гражданской войной (которая закончилась только в 37ом), далеко не первая в этом списке сомнительной "славы".
и это их оправдывает? Т.е. если они завтра приёйдут сюда и уничтожат всех русских, Вы посчитатет это нормальным?
"Какое гражданство твое, пес смердячий?"
-------------------
А "юрист" по кому?
ИМХО причина в другом - у индейцев не было возможности дать адекватный отпор. Не будь у нас ядерной бомбы, они бы на нас еще полвека назад "наплевали" так, что ни русских, ни украинцев не осталось бы как вида.
Иадло лит кому что приглянётся? Гитлер решил, что немцы нуждаются в землях Украины. Вы не про тив того, чтобы они уничтожили бОльшую часть украинцев (что, кстати, они и планировали со всеми славянами)?
Интьересуются американцы только собой. Но это не мешает им выступать агрессорами во всём мире.
А планы бомбардировки СССР были - это США особо и не скрывают.
А сам лазер они придумали, чтобы с декорациями не возиться.
Очковтиратели, одним словом...
Комментарий удален модератором