Госорганы: «Мы плохие. Насколько — покажет рейтинг»

На модерации Отложенный

Госорганы обяжут отчитываться о коррупции в собственных рядах. С такой инициативой выступило в сентябре Минтруда: здесь подготовили «Официальный рейтинг коррумпированности» — документ, который в скором времени должен лечь на стол президента.

Если он будет принят, кадровые службы каждого ведомства примутся подсчитывать баллы по присланной директиве. По количеству набранных очков предлагается сделать выводы о степени коррумпированности. Насколько эффективными могут оказаться официальные действия по оценке коррупции — в материале корреспондента pasmi.ru.

Коррупция: «портрет» в интерьере

Пробежавшись по интернету, любой заинтересовавшийся вопросом увидит: на данный момент есть и карты коррупции по всем областям, и рейтинги, и даже подсчитан среднегодовой оборот взяток по каждому госоргану. Насколько можно доверять этим сведениям? Еще два года назад такой разброс «вольных» экспертных мнений правительство не устроил, и была поставлена задача: определять уровень коррупции официально. То есть — под руководством государства.

Из Указа Президента РФ «О национальной стратегии противодействия коррупции», 2010 г.: «Периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах…»

Конкретные меры для выполнения этого пункта стратегии если и предпринимались, то широкого освещения пока не получили. Видимо, настолько «значимыми» они были… И вот — новый маневр на поле брани власти с коррупцией: отныне государство само берется выявить «самых погрязших» и поощрить «самых борющихся». Как уже писало pasmi.ru, Министерство
труда и социальной защиты разошлет по ведомствам специальные формы, где определены критерии оценки антикоррупционных действий.

Отделы кадров заполнят таблицы, плюсуя себе очки за тот или иной шаг. Всего госорганы будут оцениваться по 50 критериям, которые распределятся по 10 блокам.

Составить полную картину, по мнению разработчиков госрейтинга коррумпированности, должны помочь и граждане: народные бойцы с коррупцией смогут проголосовать в сети. Затем в Минтруда подсчитают количество баллов и… Далее конкретные шаги пока не определены. Как будут наказываться или поощряться самые-самые — об этом источники умалчивают.

Из таблицы оценки показателей эффективности борьбы кадровых служб министерств и ведомств с коррупцией (выдержки)

  • Антикоррупционная профилактика ведомства:

- наличие сотрудников с опытом работы в антикоррупционной сфере; регулярное просвещение чиновников по «антикоррупционной тематике» + 3 балла

  • Представление чиновниками сведений о доходах и имуществе:

своевременная публикация в интернете всеми чиновниками своих доходов + 2 балла

оповещение руководства о том, что кто-то из служащих не отчитался о своих прибылях + 0,2 балла

  • Случаи предложения взятки:

- фиксация всех случаев о предложении взяток в специальном журнале + 3 балла

  • Отслеживание экс-сотрудников:

- семинары для собравшихся увольняться: об ограничениях, которые накладывает на них работа в ведомстве; об обязанности сообщить о своем следующем месте работы + 0,3 балла

- ведение базы данных дальнейшего трудоустройства уволившихся сотрудников
(если их новая зарплата превышает 100 тыс. рублей) + 0,5 балла

- взаимодействие с новыми работодателями экс-сотрудников: выявление утайки экс-сотрудником принятия на новое место работы + 3 балла

  • Работа в интернете:

- интернет-приемная: сообщение фактов коррупции и нарушения служащими ведомства требований к поведению + 1,2 балла

- наличие «горячей линии» по вопросам противодействия коррупции + 1,3 балла

- отслеживание в интернете всех сообщений о коррупции, к которой могут быть причастны сотрудники ведомства + 1,5 балла

  • Выявление коррупционных действий:

- проверка на наличие коррупционной составляющей в более чем 90% произошедших случаев, позже попавших в СМИ + 6 баллов

- инициирование более 90% случаев проверок, которые в итоге закончились привлечением госслужащего к уголовной ответственности + 6 баллов

Высокий уровень коррупции?

Получи «пятерку с плюсом»

Всего по предложенным Минтруда критериям, плюсуя себе очки, федеральный орган власти сможет получить до 80 баллов. На этом вычисления не закончатся: присоединиться к голосованию за честность и неподкупность ведомства государство приглашает граждан. В сети разместят специальные опросы для интернет-пользователей. И вот какое количество очков они могут добавить в рейтинг.

При большинстве голосов интернет-пользователей:

- за вариант ответа «низкий уровень коррупции» + 20 баллов

- за вариант ответа «низкий уровень коррупции» + 10 баллов

- за вариант ответа «высокий уровень коррупции» + 5 баллов

Эффективность работы будет признана высокой, если госорган в результате всех подсчетов набрал не менее 90 баллов из 100. Если же количество баллов ниже 70 — с коррупцией в ведомстве борются неудовлетворительно.

Казалось бы, все просто, «дважды два — четыре»… Но вдумаемся в последнюю
строчку: за ВЫСОКИЙ, по мнению большинства граждан, уровень коррупции — баллы ДОБАВЛЯЮТСЯ! Для сравнения: возможность для населения напрямую связаться с ведомством по поводу коррупционных действий (наличие «горячей линии») оценивается составителями рейтинга гораздо ниже — в 1,3 балла.

 

Обыкновенное чудо, белая ворона, честный чиновник…

Пока государственная власть составляет официальные рейтинги, народное творчество уже определилось: «На конкурсе “Самый честный чиновник” было присуждено два вторых и три третьих места. За первое никто заплатить не смог»…

Насколько объективным может получиться официальный «автопортрет», дополненный «красками» общественного мнения, и эффективна ли вообще такая мера борьбы с коррупцией — с этими вопросами pasmi.ru обратилось к экспертам.

Иван Ниненко, заместитель директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р», эксперт проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Национального исследовательского университета ВШЭ:

- Такая практика в целом должна быть довольно действенной. В других странах официального рейтинга коррумпированности ведомств как такового не существует, но действуют оценки коррупционных рисков — изучается и анализируется, насколько подвержена коррупции та или иная должность. Однако, насколько объективным будет официальный рейтинг, который разработало Минтруда, сказать сложно. Ведь оценить все ведомства с точки зрения их коррумпированности по единой шкале невозможно. Критерии оценки тут слишком разные, поскольку каждое имеет свою специфику: контрольные ведомства, например, можно оценить по одним принципам, у закупок они будут совершенно другими.

Некоторые положительные моменты в государственном рейтинге увидел правозащитник Валентин Геферт, директор Института прав человека:

- Приведу пример: вот ситуация — мы сидим в кабинете заместителя генерального прокурора несколько лет назад. Мы говорим: не расследуются прокуратурой дела о грубых нарушениях в пенитенциарной системе. «Ой, нет! — отвечает. — Мы за прошлый год 17 человек из прокуратуры наказали в этой сфере». Я говорю ему: «Замечательно! Давайте на официальном сайте прокуратуры опубликуем их имена — кто эти люди, за какие нарушения наказаны. Мы не предлагаем вам их расстрелять, но раз вы сами их выявили… » Он говорит: «А это к отделу кадров». Все, можно считать — информация закрыта.

Геферт считает, что подобный рейтинг обяжет кадровые службы сделать информацию о коррупционных действиях более открытой.

Согласен в этом с ним и социолог Владимир Римский, заведующий социологическим отделом фонда ИНДЕМ:

- Все неоднозначно: нужно понимать, что есть разные уровни исследования коррупции — есть профессиональный, а есть гражданский. Вот в плане гражданского этот рейтинг — совершенно нормальная вещь. Ну, пусть кадровые службы ведомств ответят на все эти вопросы (они, между прочим, настолько закрытые, что от них сегодня ничего не добьешься). Так пусть хоть какие-то ответы будут, хоть какая-то статистика, сравнение ведомств…

Правда, большое сомнение у меня вызывает тот факт, что функцию гражданского общества исполняет орган власти. Это нонсенс, этого быть не может. Как идея — это замечательно. Но почему же Минтруда это делает? Должен быть некий конкурс, независимые агентства.

Владимир Римский отметил еще один важный, на его взгляд, момент: «Пусть они постепенно привыкают к тому, что общественное мнение — это регулятор деятельности органов власти, как во всех модернизированных странах. У нас же общественное мнение ничего не значит. Составление рейтинга дает аргументацию для граждан, для СМИ, для общественных обсуждений. Будет повод обсуждать, как соотносится уровень коррупции в разных ведомствах. Но еще раз повторю: лучше бы это делали независимые агентства».