ЧТО ТАКОЕ ВЕРА БОЖИЯ

На модерации Отложенный

Что такое вера? Почему во всех религиях вере придается такое большое значение? Кто такие верующие? Атеистическое мировоззрение низвело веру до простого чувства, отняв у нее ту движущую силу, благодаря которой человек поднимался и рос в познании жизни и Бога. Материализм оторвал веру от знания и представил ее как слепое орудие невежественных людей.

Чем отличается вера, ведущая человека к познанию истины, от тех безрассудных верований и предрассудков, которые во все времена рождал невежественный разум, не имеющий представления о тех высоких законах духа, по которым живет и развивается на земле все живое?

Но обратимся к Священному Писанию, что говорит о вере оно. Более всего о вере говорит Апостол Павел.

“Вера от слышания, а слышание от Слова Божия” (Рим 10:17) “Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей…” (1Кор 2:5-7)

Вера – от слышания Слова Божия, и утверждается она на силе Божией и Его тайной, сокровенной премудрости.

Апостол Иаков говорит:

“… вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва”

И дальше продолжает:

“Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось Слово Писания: “Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим” Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак 2:17-24)

Итак, из этих высказываний мы видим, что вера без дел мертва, и только делами вера достигает совершенства. Значит, вера должна быть живой и действенной. Она должна утверждаться на знаниях и расти. Вера не есть что-то раз и навсегда данное, неизменное, вера рождается и растет, укрепляется и достигает совершенства.

У Апостола Петра мы находим такие слова:

“Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.Если это у вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа” (2Пет 1:5-8)

Вера, живая и действенная, выражает себя высокими качествами и способностями. Она живет в человеческом разуме как орган, необходимый для познания Бога. Или ее можно уподобить сосуду, который постоянно наполняется знаниями, причем знаниями рассудительными, влекущими дальше к познанию истины.

Глава одиннадцатая послания Павла “К Евреям” полностью посвящена вере.

“Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое” (Евр 11:1,3)

Человек – это разум, он живет и дышит знаниями. Бог-Слово сотворил его как место, где Он Сам хочет поселиться и жить. Но, поскольку человек уклонился во зло и поселился во всем внешнем, видимом и осязаемом, и это заслонило от него Творца, ему (разуму) нужен орган, который вернул бы его в мир Божий и удерживал бы его в постоянном желании всеми помыслами своими устремляться к Господу.

И этот орган – живой, мыслящий и рассудительный, есть вера. В теле духовного человека он соответствует руке. В Псалтири читаем:

“Душа моя непрестанно в руке моей…” (118:109)

то есть думы мои, мысли мои непрестанно управляются верой.

И вот этим органом - верой, как рукой, мы берем Слово Божие и растворяем его, чтобы научиться от него; верой мы приобретаем знания о Боге, верой совершенствуемся, верой творим дела. Уже имеющимся в нас знанием вера видит и слышит, распознает и ведет нас дальше, ведет ко Христу.

“Верующий в Меня, - говорит Сын Божий, - имеет жизнь вечную»

И вы понимаете, что это непросто: вот поверил, и уже жизнь вечная тебе обеспечена. Жизнь вечная – в праведности, а праведность – это качественно новое состояние души, которое надо заработать, вырастить в себе, жизнью своей исполняя предписания Божии.

Имеющий в себе веру в жизнь вечную влечется ею в мир духовных мыслей. Вначале вера его , еще слабая и немощная, как спасительное средство, едва удерживает его на водах Божиих, но затем, окрепнув, как хорошо оборудованный корабль, ведет его в дальнее плавание в больших водах.

“Верою Ной… приготовил ковчег для спасения дома своего” (Евр 11:7)

Ной, как вы знаете, построил ковчег для спасения от потопа, который Бог навел на землю. Ковчег Ноя – это знание или учение, основанное на вере и преданности Единому Богу, которое помогло сохранить ему свою многочисленную церковь от чуждых вод, после чего Бог благословил и его, и его потомство и поставил завет с ним.

Вера от глубокой древности пребывает и движет умами великих патриархов и водимых ими народов.

“Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин…” “Верою Енох переселен был, так что не видел смерти…” “Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие…” “Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение… Верою оставил Египет… Верою совершил он пасху”

Через Моисея Израиль получил закон. Но закон был понят и принят Израилем на внешнем уровне, а на внешнем уровне он как огромный свод правил, постановлений и инструкций не был растворен верою и не мог быть исполненным, и поэтому через закон Израиль не мог получить обещанного – земли обетованной.

Хотя достижения веры в познании Бога были огромны, но до прихода в мир Господа Иисуса Христа никто не мог получить жизни вечной. Он пришел и возвестил, что только в Нем вера достигает совершенства.

“Я есмь воскресение и жизнь… И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек” (Ин :25,26) “Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме” (Ин 12:46) “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду” (Ин 14:12)

Сын Божий пришел спасти погибшее в законе семя Авраамово. Он, по словам Павла,

“достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его. Моисей верен во всем доме Его, как служитель. А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца” (Евр 3:3,5,6) “Закон ничего не довел до совершенства, - говорит Павел, - закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а Слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного…” (Евр 7:19,28) “Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах” (Евр 8:1) “И имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший” (Евр 10:21-23)

Христос, по словам Павла, - конец закона, потому что Израиль, искавший закона праведности, не достиг его. Праведность и спасение даются тем, кто всем сердцем веруют в Него, ибо сказано:

“Всякий, верующий в Него, не постыдится”

Правда Божия явилась независимо от закона, но через веру в Иисуса Христа, потому что в Нем, как в законченном учении о любви, есть все необходимое для жизни: в Нем – свет, путь и истина.

Верою в Сына Своего Бог очищает сердца, сокрушает невежество, верою обновляет ум и дает жизнь вечную. И не благоволит душа Его к сомневающимся, колеблющимся и маловерным.

Израиль долгое время ожидал Мессию, Спасителя своего, а, когда Он пришел, Его не узнали. Гнали Его, ненавидели и распяли, потому что не имели чистой святой веры отцов своих. Буква закона убила веру, и она была не способна к услышанию Живого Слова Божия.

Вера живая живет в знании и знанием. Нет знания без веры, и нет веры вне знания. И нечем было Израилю встретить и принять Господа Бога своего, Который пришел в мир живым знанием и любовью.

Сейчас весь мир ожидает второго Пришествия Спасителя. Чем встретим Его? Найдется ли вера с горчичное зерно, вера живая и чувствительная, способная узнать Его и возрадоваться?

Я постоянно напоминаю вам, что Бог ищет рассудительного знания, проверенного и испытанного в практической жизни. Кто слушает Слово Его и не исполняет, подобен мужу неблагоразумному, который строит дом свой на песке. И не устоять тому дому в мире, бурлящем ложными учителями и учениями.

Всякое приходящее в мир знание люди берут верой своей и проверяют, можно ли на него опереться, пригодно ли оно для жизни и пользуются им только тогда, когда удостоверяются в его полезности.

Вновь приобретенные знания присовокупляются к вашей вере, и все больше открывается вам жизнь. И она влечет вас к себе; вы еще колеблетесь, но снова устремляетесь к ней, испытываете ее и вкушаете, и укрепляетесь в вере, что новое знание несет вам благо.

Так возрастает вера и ведет вас от внешнего к внутреннему, в познание духовной природы вещей. И по мере возрастания своего вера все больше приближает вас к познанию Бога.

Когда Иисус ходил по Израилю, за Ним ходило много народу. И вот однажды пристали к нему слепые и кричали: “Иисус, исцели нас”. И Он коснулся их глаз и сказал: “По вере вашей да будет вам”.

Мы уже разбирали с вами, что Иисус исцелял не болезни физического тела, а больные знания: духовную слепоту и духовную глухоту, духовную хромоту и духовную расслабленность. И исцеления творил Словом Живым, и Слово работало с успехом там, где была вера, способная взять Его. Женщине, страдавшей кровотечением, Он говорит:

“Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром” (Лк 8:48), и начальнику синагоги, у которого больна дочь, говорит: “Не бойся, только веруй, и спасена будет” (Лк 8:50). Женщине Хананеянке, матери бесноватой дочери, Он также говорит: “О, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему” (Мф 1:28)

Как видите, в случае исцелений Христовых нет никакого другого феномена чудодейственности, кроме силы живой веры, которая, принимая все оживляющее новое знание, оживляет и исцеляет умы Израильского народа. И сама вера в этом процессе укрепляется и обретает новые качества.

Поэтому Апостолы, благовествуя учение Иисуса Христа, неустанно учили вере в Сына Божия:

“Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы” (Иак 2:1) “Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему… В Нем открывается правда Божия от веры в веру” (Рим 1:16,17)

Апостол Петр в своем первом послании пишет:

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
О сем радуйтесь… , дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ” (1Пет 1:3-9)

Вы теперь уже знаете, что Бог приготовил для нас в наследство Царство Небесное, где хранятся нетленные сокровища – знания ко спасению и жизни вечной. И эти знания Он дарует нам во Христе Иисусе. Но эти знания надо еще суметь взять, а взять их можно только верою, в которую положена сила Божия. Что значит взять? Как взять то, что тебе не принадлежит? Способ здесь только один: их надо вырастить а самом себе и получить плод, который и принесет спасение. Спасение – это освобождение от невежества, от тьмы неведения, от смерти буквы.

Спасение наше, как говорит Петр, готово открыться в последнее время. Что это значит? Последнее время – это не время окончания физической жизни. Последнее время – это время Духа, когда внешнее, буквальное, мышление – а это время первое – уступает место внутреннему, духовному. Слово Божие, как семя, посеянное в разум, вызывает к жизни духовные мысли, а в них положены сокровища небесные. И надо много потрудиться, чтобы вырастить в себе драгоценный плод Слова.

В процессе его выращивания происходит испытание веры вашей. Посеянное сокровище растет медленно. Выдержит ли вера, дождется ли заветного плода? Пройдя все испытания, вера наделяется силой Божией, а сила Божия выражается в качествах, которые для человека сами по себе - великое приобретение. Это – добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь.

“Если в вас это есть, - говорит Петр, - то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа” (2Пет 1:8)

Cтакими приобретениями и сама вера становится драгоценнее огнем испытываемого золота.

“Достигая верою вашею спасения душ…” Душа не может спастись, пока не получит семя и не произрастит внутрь себя плод, дающий спасение. Только через чадородие душа получает спасение, потому что чадо это – Сын Слова – и есть Спаситель души. И этот процесс возрождения нашего в Духе происходит через Иисуса Христа.

Но, пока душа не получила спасения, она живет верой во спасение и ею влечется ко Спасителю. Она сохраняется, укрепляется и пополняется силой Божией, положенной в преумножающихся добродетелях, плодах Духа: послушании, кротости, смирении, терпении, братолюбии и других.

“Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми,и через всех и во всех нас” (Еф 5:5,6)

Вера Божия одна-единственная, как один Бог во всех нас. Религий и вероисповеданий много, но истина одна, и единая жизнь наполняет все живое на земле. Духовная природа – одна, и она так же реальна, как и природа материальная.

И вера Божия не может разделиться, так как она наполняется из единого источника теми Божественными качествами и способностями, которые перечислены в Евангелии, как плоды Духа, но не плоти. И, имея эту силу, вера непосредственно направлена на своего Господа; и нет у нее другого Бога, кроме Господа, потому что она от Него наполняется и к Нему устремляется.

“Одно крещение…” Есть крещение водное и есть крещение Духом Святым. Что же такое крещение Духом Святым? Иоанн Креститель говорит:

“Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “На ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин 1:33 .

Крещение Духом Святым есть приобщение к истине, и это – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу служить Ему доброй совестью. Крещение Духом Святым есть омовение всех нечистот, которые накоплены душой на протяжении всего плотского периода ее жизни.

Душа, получая крещение от Самого Господа, омывается в истинном знании и посредством крещения соединяется с Духом. И этот процесс осуществляет вера. Она как посредник между человеком и Богом. Она живет в человеке и влечет его к Богу.

Но мы говорим, что Бог есть Слово, полное благодати и истины, и в Слове Его содержится спасение для человека. Вера берет благодать и истину и выращивает их в человеке, доколе они не откроются в нем зрелым плодом.

“И Он поставил одних Апостолами, других пороками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями… для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия…” (Еф 4:11-13)

Дух Божий поставил всех на определенную работу для созидания тела Христова – церкви. И созидается оно силой Божией через веру и в единстве веры. О каком единстве веры здесь говорит Апостол Павел?

Мы знаем, что в мире есть просто мирская вера, вера во что бы то ни было. И это – довольно сложный психологический феномен. Но не об этой вере идет речь. Мы рассматриваем веру как явление, относящееся только к познанию Бога.

Бог-Слово имеет в Себе две противоположности: образ (внутреннее) и подобие (внешнее), то есть добро и зло, жизнь и смерть. Соответственно и вера есть внутренняя и внешняя. Внутренняя, живая и действенная, духовная – это вера Божия. Внешняя – это вера душевная, мертвая, не Божия.

Вера живая построена на силе Божией, вера мертвая - на силе подобия Его. Когда человек получает веру от Господа, то она и наполняется Его силой, и для нее Христос – это Дух Животворящий. В вере мертвой нет Господа, нет Духа Животворящего, но есть буква, канон, обряд, правила, постановления. Это вера обряда, но не вера души.

Вера Божия привлекает душу к разумению истины, вера внешняя притягивает к тому, что на земле, в мире человеческом. И эти две веры находятся в разногласии, они противоположны друг другу, как противоположны свет и тьма.

Единство веры возможно только в Духе и в любви. И когда Апостол Павел говорит: “Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия”, то в этом надо усматривать, что путь от буквы к Духу, от веры душевной к вере духовной предначертан Богом и исполнится. И тело Христово при единстве веры будет созиждено.

Но пока этого единства нет. Вера душевная не принимает то, что от Бога, ибо у нее нет ни качеств, ни силы Божией. Вера Божия не принимает то, что от земного, потому что она от Господа, а Господь – не от мира сего.

Да и многие ли имеют ее, веру живую? Вера живая не приходит сама по себе: ее, как мы уже говорили, надо посеять внутрь себя и вырастить до совершенства любви, ибо “… во Христе Иисусе, - говорит Апостол Павел, - имеет силу вера, действующая любовью”.

“Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе” (1Ин 5:10)

Верующий в Сына Божия – это не тот, кто только-только подходит к вере, но тот, чья вера уже обладает достаточной силой. И вера его уже достигла в нем того уровня, который может свидетельствовать о верности веры. В чем же это свидетельство заключается?

Верующий в Сына Божия показывает в себе самом все качества веры, как обладающий ими, ибо они не оставляют его без успеха и плода в познании Господа. Верующий имеет плод познания и вкушает его. А что другое может обладать большей силой убеждения?

Когда человек обращается к мертвым знаниям, они не отвечают ему, не говорят с ним. Им нечем свидетельствовать о себе. Христос же жив, и, когда к Нему прикасаются, Он дает о Себе знать, Он отдает Себя всякому, кто в чистоте веры своей хочет познать Господа. И верующий в него имеет плод познания Его а самом себе.

Итак, что же такое вера Божия, вера Евангельская, которую проповедуют нам верные ученики Господа?

Апостол Павел говорит:

“Верою мы познаем, что веки устроены Словом Божиим”

В этих словах запечатан глубокий духовный смысл. Чтобы понять его, надо исследовать Писание.

Вот Слово Божие лежит перед нами. Сейчас Библия стала доступной книгой, ее везде продают, и теперь она уже есть, наверное, в каждой семье. Но как извлечь из нее семя жизни и произрастить плод познания Бога?

Если вы подойдете к Библии своим рациональным умом без веры Божией, то Бог, живущий в ней, не откроется вам. Вы будете ходить по поверхности Писаний, находя в них лишь несообразности и несоответствия, которыми изобилует Библия на внешнем уровне.

Познание Бога и воли Его для нас совершается только верой, ибо только вера живая и питаемая от Бога, обладающая для этого необходимыми качествами и способностями, может все исследовать и проанализировать, проверить и испытать, и произрастить плод познания.

Когда мы говорим о вере, нам еще трудно оторваться от того понимания ее, которое утвердилось в мире. Но что можно познать этой слепой верой, ничего незнающей и не понимающей? Здравый ум отказывается верить чему бы то ни было, если он не проверит и не убедится в этом сам. Здравый ум строит свою веру на проверенных и испытанных знаниях, и он опирается на рассудительность, на терпение, на воздержание, на добродетель.

Апостол Петр назвал лишь малую часть тех качеств, которыми должна обладать вера Божия. Она по мере роста своего объединяет в себе всю полноту достигнутого в Боге совершенства. И если вера уже действует любовью, то она вмещает в себя полноту ее совершенств.

Вера скапливает и соединяет в себе все то, что относится к Богу живому. Все, что от Него выходит, вмещается в вере и называется верой живой.

Бог дал веру детям Своим как высший закон Духа, который объединил в себе всякие совершенства, и противопоставил ее закону буквы, устранив этот закон учением Своим, явив тем самым веру основой Своего учения. Без веры Богу угодить невозможно, ибо Он всегда связывает Себя со всеми приходящими к Нему верою.

Закон Моисеев ничего не довел до совершенства. Вера же Божия, которую проповедовал Господь Иисус Христос и Его ученики, все приводит к совершенству. Закон всякое нарушение обвиняет и наказывает, ибо закон уже существованием своим предполагает нарушение и наказание. Вера же берет все непослушное и оправдывает, воспитывает и спасает. Закон есть опекун, и подзаконные чужды ему. Вера же – мать, а верующие – дети ее, которых она рождает и выращивает, любит и прощает.

Вера душевная, внешняя, - ограниченная, в ней нет свободы для изучения, исследования, анализа. Она – насильственная, потому что принуждает быть слепым. Ее господин – князь мира сего – не дает ей никаких качеств и знаний для распознавания, потому что не хочет быть познанным. Ибо, пока он не познан, он может создавать иллюзию истины, вводить в обман.

Вера же Божия имеет все средства для исследования и проверки. Бог ничем не ограничивает ее, но учит долготерпению и любви в познании Себя. Наделяя ее Своей силой, Он влечет ее к Себе и открывается ей. И вера растет в уверенности своей и осуществляет ожидаемое.

Имейте веру в Иисуса Христа, уверуйте в то, что Он, Сын Божий, пришел и дал нам тело Свое, чтобы мы покорились Ему и получили спасение. И Сам Господь, видя вашу твердую и непоколебимую веру, очистит ваши сердца и обновит ваши умы, и позаботится о том, чтобы вера ваша не оскудела. Аминь.

(Слово Отца Небесного)