Православие. Самодержавие. Народность.


"Посреди быстрого падения религиозных и

гражданских учреждений в Европе,

при повсеместном распространении разрушительных

понятий, в виду печальных явлений, окружавших

нас со всех сторон, надлежало укрепить

Отечество на твёрдых основаниях,

на коих зиждется благоденствие,

сила и жизнь народная; найти начала,

составляющие отличительный характер

России и ей исключительно принадлежащие;

собрать в одно целое священные останки

её народности и на них укрепить

якорь нашего спасения".

"Собственными началами России

являются Православие, Самодержавие и

Народность, без коих она не может

благоденствовать, усиливаться и жить".

Министр народного просвещения

Граф С.С. Уваров.

 

"Каждый народ мира, в особенности каждый великий народ, имеет свои, неповторимые в истории мира пути. Не существует никаких исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности. Русская государственность, русская национальность и русская культура идут своим собственным путём, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но не повторяя путей никакой иной государственности, нации и культуры истории и современности. Империя Рюриковичей в начале нашей истории так же своеобразна и так же неповторима, как самодержавие московских царей, как Империя Петербургского периода, или даже, как советская власть.

Поэтому  никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы для путей русской государственности, русской национальности и русской культуры.

Тем более, что русская национальность, государственность и культура с чрезвычайной степенью резкости отражают индивидуальные особенности русского народа, принципиально отличные от индивидуальных особенностей и Европы, и Азии. Россия — не Европа, но и не Азия и даже не Евразия. Это — просто — Россия. Совершенно своеобразный национальный государственный и культурный комплекс, одинаково чётко отличающийся и от Европы, и от Азии. Основные черты этого комплекса достаточно отчётливо определились раньше, чем европейское влияние или азиатские нашествия могли наложить на Россию свой отпечаток. На эти черты никакого влияния не оказала и Византия. Византийская Империя была Империей без нации. Русская Империя со времён «начальной летописи» строилась по национальному признаку. Однако, в отличие от национальных государств остального мира, русская национальная идея всегда перерастала племенные рамки и становилась сверх национальной идеей, как русская государственность всегда была сверх национальной государственностью, — однако, при том условии, что именно русская идея государственности, нации и культуры являлась, является и сейчас, определяющей идеей всего национального государственного строительства России. И, хотя уже не в первый раз, в истории России эта идея искалечена иностранной интервенцией — она всё-таки остаётся определяющей идеей".

Ни одна нация в истории человечества не строила и не постигла такой государственности, при которой все втянутые в орбиту этого строительства нации, народы и племена чувствовали себя — одинаково удобно или неудобно, — но так же удобно или неудобно, как и русский народ. Если было удобно — было удобно всем, если было неудобно — то тоже всем. Это есть основная черта русского государственного строительства. Она может называться интернационализмом, космополитизмом, универсализмом или «вселенскостью», но она проходит определяющей чертой через всю русскую историю" – отмечал в своей работе "Народная монархия" Иван Лукьянович Солоневич.

 

В этой связи формула графа Сергея Семёновича Уварова  универсальна  для всех времён существования РУССКОГО народа.  Она отражает все стороны его существования, как единого целого, в веках. В этой формуле заложены и смысл, и цель, и средства существования РУССКОГО народа на бренной земле.

Уваровская триада является "формулой русской культуры", то есть фундаментальным основанием, на котором покоится благоденствие России как нации, государства и цивилизации. В этом качестве уваровский закон содержит в себе все возможные вариации Русской идеи. И православный патриотизм, и имперскую идеологию, и русский национализм, составляющие в совокупности идеологию русской национальной политической мысли, практическим воплощением которой является русский миропорядок - Государство Российское.

"Для того, чтобы нация могла создать что-то ценное, нужна устойчивость власти, закона, традиции и хозяйственно-социального строя. Если этой устойчивости нет, невозможно никакое творчество. Почти невозможен и никакой труд," – писал Иван Солоневич. Понимая это, граф С.С. Уваров  попытался сформулировать формулу духовного и общественного существования РУССКОГО народа, как единого целого, на все времена. И это ему блестяще удалось.

 

ПРАВОСЛАВИЕ.

Оно определяет цель, мировоззрение и весь образ жизни РУССКОГО человека. Оно формирует образ мысли, систему поведения и те ценности, которыми руководствуется РУССКИЙ человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром и обществом.

"Без любви к Вере предков, - писал Уваров, - народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле".

Правоту этих слов подтвердили все последующие неполных двести лет жизни русской нации. С утратой Веры, русский народ неуклонно убывает, а его государство превратилось в современного безнравственного и бездуховного карлика  под названием Россия. Где заправляет нерусь, разграбляя и уничтожая богатства, доставшиеся им от русских предков.

Именно Православная Вера стала тем зерном,  из  которого  вызрели колосья русской НАЦИОНАЛЬНОСТИ из славянских и иных племен, разбросанных по огромным территориям Европы.  Тысячу лет  Русская  Православная церковь формировала русского человека и являлась духовным и нравственным стержнем российской государственности.

""Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? - От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному почти величию земли отечественной. Кто первый виновник его? Святая вера Православная. Она соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиев и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову..." Эти вдохновенные слова принадлежат преосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому. Давным-давно сказаны они, но неужели не отзовутся и ныне в сердце русского человека!" – так митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский увещевал своих соотечественников.

Вся русская культура и искусство насквозь пронизаны Православием. Без него не было бы ни русского языка, ни русской классической литературы, ни русской классической музыки.

Без Веры – нет РУССКОГО человека, утверждал Ф.М. Достоевский: "Русский человек без ВЕРЫ – СВОЛОЧЬ",  –  заметил он на страницах своего дневника.  

"Но есть и Божий Суд, наперсники разврата. Он ждёт, он недоступен звону злата", – восклицал  М.Ю. Лермонтов на смерть А.С. Пушкина.

Исполнителем воли Господа считал себя великий РУССКИЙ поэт А.С. Пушкин: "Как труп в пустыне я лежал,    И БОГА глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею МОЕЙ, И, обходя моря и земли,  Глаголом жги сердца людей". (Пророк).

“Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть, и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою, и может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же они, собственно говоря, верят и есть ли у них какие-нибудь основания для этой веры. Но Вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершенно независимо от того, понимают люди это или нет.

Человек может заблуждаться в своей Вере и идти по ложным путям; он может разочароваться в своей прежней Вере и отходить от нее; хуже того. Он может изменять своей Вере по расчету и “продавать” ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно – жить без Веры", – писал русский философ И.А. Ильин.

А Н.В. Гоголь устами своего героя, Тараса  Бульбы, обращался к соотечественникам: "Итак, выпьем, товарищи, разом, выпьем наперед всего за Святую Православную Веру, чтобы пришло, наконец, такое время, чтоб по всему свету разошлась и везде была бы одна Святая Вера, и все, сколько ни есть бусурманов, все бы сделались христианами!"

За Веру клали свои славные головы казаки. За Веру, Царя и Отечество! сложили свои головы миллионы русских воинов. Только Вера может объединить все поколения бывших, живущих и будущих людей одной национальности. Национальность - это единство в Духе. Отсюда, все, кто исповедует Православную веру, крещён в храмах Русской Православной церкви и молится русским святым, является РУССКИМ по НАЦИОНАЛЬНОСТИ.

И для ныне живущих русских людей, и для их предков, и для их потомков Бог един  –  Спаситель Иисус Христос. Но в отличие от католиков, протестантов, баптистов и огромного количества христианских сект у нас, русских, своя Русская Православная церковь, свои русские святые. Именно через них мы ощущаем наше духовное единство со своими предками и с будущими поколениями русских людей пришедших нам на смену. Через это единство деяния предков для русского человека не просто история того или иного народа, но его собственные кровь и пот, и ратный подвиг. Вот почему всякий русский гордится всеми великими делами и свершениями, сотворенными его предками, вот почему, молясь русским святым, он ищет помощи и поддержки у своих предков в мирских делах и заступничества перед Богом за ошибки в делах духовных. Когда в храме русский человек ставит свечи за упокой  родных и близких, за упокой друзей и знакомых, когда молит Господа простить им вольные или невольные прегрешения их, в эти мгновения он живет со всеми ими единой жизнью, он ощущает свою жизнь, как продолжение их бренных жизней. Именно это и делает нас единым народом в веках.

"Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию", писал И.А.Ильин. И далее:

"...Для того, чтобы найти свою Родину и слиться с ней чувством и волею, и жизнью, необходимо жить духом, и беречь его в себе и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно “почувствовать” себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить - свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа, и творчески утвердить себя в силах и средствах этой последней, т.е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т.д. - как свои собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие, общение, взаимодействие и общность в духе; признать, что творцы и создания его духовной культуры суть мои вожди и мои достижения. Мой путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к Духу и Богу есть мое восхождение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной жизни".

Василий Ключевский, знаменитый историк, подметил в русской истории интересную особенность. "Господствующие идеи и чувства времени, с которыми все освоились, - говорил он, - и которые легли во главу угла сознания и настроения, обыкновенно отливаются в ходячие, стереотипные выражения, повторяемые при всяком случае. В XI-XII веках у нас таким стереотипом была русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы... Везде Русская земля, и нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ". Пытаясь разобраться в том, что значит "быть русским", нельзя пройти мимо этого факта. Случаен ли он? Нет, ибо русская история, начавшаяся как фактор мирового (и даже космического) значения с момента крещения Руси, в первые два века своего течения представляет нам картину формирования и духовного оформления той народной общности, которая в своем окончательном виде получила наименование "народа святорусского" - этого излюбленного выражения былинных сказителей. Понятие "народ", по отношению к национальной общности, есть понятие более высокое, не материальное, но духовное, и ее одной недостаточно, чтобы сложился коллективный духовный организм, столь крепкий и живучий, что никакие беды и напасти (а сколько их было за десять веков нашей истории) не смогли разрушить его и истребить.

Первоначально единство крови, общность происхождения славянских племен при всей своей значимости не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость. Лишь только тогда, когда душа народа - Церковь - собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождавшее в народном теле язвы и трещины усобиц, когда, сбросив с себя иноверческое татаро-монгольское иго, Россия объединилась под скипетром Русского Православного Государя - тогда во весь свой могучий рост поднялся на исторический сцене русский народ. Народ соборный, державный, открытый для всех. Осознавший цель и смысл своего бытия. С этого момента смысл русской жизни окончательно и навсегда сосредоточился вокруг Богослужения в самом высоком и чистом значении этого слова - служения Богу как средоточию Добра и Правды, Красоты и Гармонии, Милосердия и Любви.

Цель народной жизни окончательно определилась как задача сохранения в неповрежденной полноте этой осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру, защите ее от посягательств и искажений. И Церковь благословила народ на высокое служение. Благословение это облеклось в форму пророчества о будущей великой судьбе России, Москвы, как Третьего и последнего Рима, последнего оплота истинной Православной веры в страшные предантихристовы времена всеобщей апостасии и всемирной смуты.

Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических и материальных выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он его понял и принял. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и, не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю.

     Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы "общества всеобщего изобилия".

Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Смысл этой общности - в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: "Я есмь путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14: 6). Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия".

            "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России!"  (Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский).