Я фанат творчества Андрея Тарковского, и в особенности его картины «Сталкер». Этот фильм меня вдохновляет. Что-то заставляет пересматривать вновь и вновь. Впервые посмотрел "Сталкер" в маленьком кинозале в Мурманске в декабре 1979 года, когда служил на Северном флоте. Тогда я мало что понял в фильме. О Карлосе Сезар Сальвадор Аранья Кастанеда я тогда ничего не знал, как и о сталкинге и сталкерах. Знал ли Андрей Тарковский о книгах Карлоса Кастанеды, когда предложил братьям Стругацким изменить название фильма с «Машина желаний» на «Сталкер»? Я постарался найти ответ на этот вопрос. https://youtu.be/1YbFaGBLcAY <lj-cut text="Читай и смотри далее - СТАЛКЕР ТАРКОВСКОГО, СТРУГАЦКИХ И КАСТАНЕДЫ"> Недавно я прочёл книгу "Рождение Сталкера" Евгения Цымбала — он работал на фильме ассистентом по реквизиту. Книга помогла понять, как из замысла "проходного фильма" ради заработка (по словам А.Т.) возник кинематографический шедевр. В дневнике Андрея Тарковского "Мартиролог" удивительно мало записей о фильме "Сталкер". 23 декабря 1978 года. "Здесь, в этой тетради, я не записываю всего, что связано с работой над "Сталкером". Об этом — в рабочем дневнике... Снова хочется пересмотреть возможные планы в свете последних месяцев. 1. "Мастер и Маргарита"? 2. Документ[альный] фильм-размышление "Деревня", 16 мм. 3. "Путешествие по Италии". NB 4. "Кагол" NB 5. Фильм, в основе лежащий на Кастанеде. 27 января 1979 года. "Всё время убеждаюсь в том, что неправильно живу. И всё, что ни делаю, – всё ложь. Даже когда хочу поступить хорошо, то, кажется, для того, чтобы казаться лучше. Перечитал Кастанеду: "Уроки Дона Хуана". Замечательная книга! И очень правдивая, потому что 1\ мир совсем не такой, как нам он представляется, и 2\ он вполне может стать другим при определённых условиях". 16 апреля 1979 года в 2 часа ночи Андрей Тарковский записывает: "... А что если поставить Кастанеду "Дона Хуана"? А "Сталкер", кажется, получился самым лучшим из всех моих фильмов..." (с. 204) Я встречался с Андреем Тарковским 12 декабря 1981 года в актовом зале ленинградского университета им. А.А.Жданова, где проходила творческая встреча знаменитого кинорежиссёра с университетской публикой. Мне удалось задать Андрею Арсеньевичу вопрос: «Вас называют православным экзистенциалистом. Согласны ли Вы с этим?» Тарковский достаточно резко ответил, что многие понятия не имеют ни о православии, ни об экзистенциализме. Когда я включаю фильм «Сталкер» и погружаюсь в атмосферу фильма, со мной происходят удивительные вещи: я чувствую проникающие в меня вибрации, во мне возникает резонанс с чем-то высшим, и будто что-то нисходит на меня… «Если смотреть это кино внимательно, то вы постоянно ощущаете присутствие чего-то высшего, какой-то высшей силы, какого-то иного разума, чего-то непостижимого», – считает Евгений Цымбал. Чем привлекает фильм «Сталкер»? Наверное, своей тайной, путешествием по неизведанным лабиринтам души человеческой и встречей с неизведанным, с чудом. В чём же чудо? – в ВЕРЕ! – когда каждому по вере его! Действительно, если не верить в то, чего хочешь достичь, то никогда и не достигнешь. В фильме есть только одно очевидное чудо: когда из двух летящих птиц одна исчезает. «Главное – верить», – говорит Сталкер на пороге Комнаты, где исполняются желания. Но герои понимают, что здесь не просто желания, а сокровенные желания исполняются. «Здесь то сбудется, что натуре твоей соответствует, сути, о которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет», – сетует Писатель. Впервые о повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» Андрей Тарковский упоминает 26 января 1973 года в своём дневнике: «Только что прочитал научно-фантастическую повесть братьев Стругацких „Пикник на обочине“, из неё, кстати, можно сделать потрясающий сценарий для кого-нибудь». В то время Тарковский сидел без работы и без средств к существованию. Бывало, у него не было даже денег на проезд в общественном транспорте. О своём отчаянном положении Андрей Тарковский написал письмо в адрес XXY съезда КПСС. Почти сразу ему разрешили снимать. Но у Андрея не было готового сценария. И тут Тарковский вспомнил про «Пикник на обочине». Он принимает окончательное решение быстро снять «Пикник», чтобы как-то выбраться из удушающего безденежья. Начальству Андрей обещал, что это будет кассовый приключенческий боевик, а коллегам – что это проходной фильм ради заработка. Но как из «проходного фильма» (по выражению самого Андрея Тарковского) возник шедевр, до сих пор не понятно. «Чем недоступнее рассудку произведение, тем оно выше», – писал Гёте. Евгений Цымбал в книге «Рождение „Сталкера“» вспоминает: «Повесть Стругацких, имеющая миллионы поклонников по всей стране, для Тарковского стала поводом для «эмоционального рассказа о себе», хотя и с последующей «философско-этической» расшифровкой «вопросов, связанных со смыслом жизни». «В повести Стругацких он вдруг увидел то, чего не нашёл в своих замыслах фильмов по Достоевскому и о Достоевском. Это некое продолжение идей Достоевского, их воплощение в мире, живущем сто лет спустя». 7 января Тарковский запишет в дневнике: «Чем-то моё желание делать „Пикник“ похоже на состояние перед „Солярисом“. Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного… Хочется гремучего сплава — эмоционального, замешанного на простых и полноценных чувствах рассказа о себе — с тенденцией поднять несколько философско-этических вопросов, связанных со смыслом жизни». «Смысл жизни для нас – в возвратном обожении мира, в поднятии его, насколько позволяют силы, из низин опошленности, в восстановлении Творения в его изначальном статусе», – пишет Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского». «Настоящий художник, по Тарковскому, хотя бы немного, но преобразует себя в художественном акте, и вот тогда-то произведение и становится способным изменить что-то в другом. Книга или фильм, ничего в нас не меняющие, пустотны». Стругацкие выделяли два типа людей: первые – просветлённые, живущие по «духовной вертикали», и другие – которые живут как все в «горизонтальной плоскости». «Человек интересен мне своей готовностью служения высшему, а то и неспособностью воспринять обыденную и обывательскую жизненную «мораль», – пишет Андрей Тарковский в книге «Запечатлённое время». – «Мне интересен человек, который осознаёт, что смысл существования в первую очередь в борьбе со злом, которое внутри нас, чтобы в течение жизни подняться хоть на ступенечку выше в духовном смысле. Ибо пути духовного совершенствования противостоит, увы, единственная альтернатива – путь духовной деградации, к которой обыденное существование и процесс приспособляемости к этой жизни так располагает!..» Всю свою жизнь Тарковский и братья Стругацкие пытались разгадать загадку человека: зло коренится в природе человека или среда во всём виновата? Андрей Арсеньевич несколько раз встречался с Аркадием Натановичем Стругацким и обсуждал с ним возможные сценарные ходы. Андрей не принимал участия в литературной работе, ограничиваясь пожеланиями — что и в каком ключе он хотел бы видеть в сценарии. Но эти пожелания Тарковского были расплывчаты и противоречивы. Андрей лишь высказал Аркадию Натановичу опасения по поводу слишком явственных политических акцентов. Тарковский всегда старался держаться от политики подальше, считая, что это может только помешать его фильмам и карьере. Его политикой была не злободневность, не аллюзии и прозрачные ассоциации, а метафизика. В первоначальном сценарии „Сталкер“, написанном Аркадием и Борисом Стругацкими по мотивам своей повести „Пикник на обочине“, была нормальная советская фантастика — чёткая по сюжету, с героем, большим количеством необыкновенных событий, с нравственным выводом. Поэтому сценарий довольно легко прошёл все разрешающие инстанции. В повести Стругацких Сталкер проводит в Зону группу страждущих, жертвуя ими ради здоровья дочери-инвалида. Тарковский решил изменить сюжет: жертвуя Профессором и Писателем в Зоне, Сталкер вместо здоровья дочери получает богатство, проклиная своё подсознательное стремление разбогатеть. Но в последнем варианте сценария никто не погибал и даже не входил в Комнату, поскольку каждый боялся своих тайных желаний. В первоначальном сценарии было много фантастического: из абсолютно пустой трубы, через которую надо было пролезть героям, время от времени в обе стороны с рёвом извергались гигантские огненные протуберанцы; был восход сиявшего химическими оттенками зелёного солнца, петля времени и др. Андрей Тарковский решил максимально уйти от фантастики, чтобы приблизиться к метафизике. Он разъяснял: «Фантастической здесь можно назвать лишь внешнюю ситуацию … но по сути того, что происходит с героями, никакой фантастики нет. Фильм делался так, чтобы у зрителя было ощущение, что всё происходит сегодня, что Зона рядом с нами». Рядом с нами Зона действительно оказалась через 7 лет, после аварии на четвёртом реакторе Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. «Художник ощущает будущее как пророк, как собака, которая начинает выть при приближении землетрясения…» – говорил Андрей Тарковский. Андрей был убеждён: «Мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который … ещё только предстоит открыть». «Я верю в божественное предопределение». «Вера – это единственное, что может спасти человека. Это моё глубочайшее убеждение». Когда Тарковский начинал снимать «Сталкер», всё было достаточно ясно. Но это было не его кино, потому что это было кино действия. Он его не чувствовал. Его кино – кино нравственных проблем, высказанных с помощью визуальных средств. Так считает Евгений Цымбал. Ассистент режиссёра М.Чугунова полагает, что первоначально Тарковский снял не тот фильм, который хотел снимать. Объяснить этого он не мог. Тарковскому нужно было переварить сценарий, и все затяжки производства этому способствовали. «Чувствовалось, что Андрей не очень определился с концепцией, а из-за этого всё было как-то нервно», – говорил актёр Николай Гринько о работе над первой версией фильма «Сталкер». «Как созревает замысел? – размышлял в дневнике Андрей Тарковский. – Это, видимо, самый загадочный, неуловимый процесс. Он идёт как бы независимо от нас, в подсознании, выкристаллизовывается на стенках нашей души. И только от формы души зависит его неповторимость и, более того, от наличия души зависит незримый «утробный период» ускользающего от сознательного взора образа». Ассистент режиссёра Евгений Цымбал вспоминает: «Возник внутренний конфликт между художником Тарковским и человеком. Потому что как человек, он просто хотел заработать. А как художник, он начал делать очень важную для него картину. А он всегда делал каждую свою картину как последнюю». Кто-то считал фильм «Сталкер» гениальным, кто-то провальным. Но все признают: история создания фильма драматична и уникальна (что бывает почти с каждым шедевром). Некоторые эпизоды снимали по 6-10 раз. У оператора Георгия Рерберга долго не получалось снять одну из сцен. Вначале снимали нормально, потом короткофокусным объективом, потом длиннофокусным, но сцены не получалось. Не получалось, потому что уже не знали что снимать. Когда Рерберг со свойственной ему прямотой спросил: «Так кого мы будем снимать: актрису или Ларису?» (А.Фрейндлих или Л.Тарковскую – НК), режиссёр Тарковский угрюмо промолчал. Конфликт на «Сталкере» был не только между режиссёром Андреем Тарковским и оператором Георгием Рербергом, а почти со всей съёмочной группой. Из дневника Андрея Тарковского 15 апреля 1978 года: 1. Брак плёнки в 3 очереди. 2700 м. (Рерберг). 2. После замены оператора и директора Калашников отказывается продолжать работу и уходит (сняв 250 м). 3. Выгоняю Бойма за пьянство. 4. Выгоняю Абдусаламова за хамство. 5. Денег на две серии (чтобы продолжить фильм) не дают. А только на завершение расширенной до 2-х серий картины. 6. В мае надо начать (вернее продолжить) съёмки - с 5 на 6 апреля у меня инфаркт...". Случилось так, что весь отснятый материал первого варианта фильма «Сталкер» пошёл в брак. В конечном счёте всю неудачу со съёмкой фильма списали на оператора Георгия Рерберга. Тот не признал своей вины, оскорбил сценаристов, разругался со всеми и ушёл. Рерберг говорил, что Тарковский в какой-то момент свернул с правильного пути. «Всё то, что мы сняли с Рербергом в Таллине, - дважды брак, – напишет в своём дневнике Андрей Тарковский 26 августа 1977 года. – Рерберг ответственен тоже, но по другой причине – он надругался над принципами творчества и таланта. Он считал – что талант – это он сам, поэтому унизил его и разрушил его, как и самого себя. Пьянством, безбожием и непорядочной вульгарностью… То есть, с моей точки зрения, он труп». Тем не менее, некоторые кадры, снятые оператором Георгием Рербергом вошли в окончательный вариант фильма «Сталкер». На мой взгляд, это лучшие кадры. Однако в титрах фильма имени Рерберга нет. На первый вариант «Сталкера» было потрачено впустую 700 тысяч рублей. Тарковский боялся, что фильм снова не запустят. Но не запустить не могли, потому что ещё не снятый фильм «Сталкер» был уже продан германскому прокатчику. Об этом никто не знал, кроме директора «Мосфильма» Сизова и председателя Госкино Ф.Т.Ермаша. 6 февраля 1979 года Тарковский записывает в днеснике: "Я выяснил (через Княжинского), что "картину покупает" Гамбаров-Шамье Интеральянц ГмбХ (ФРГ). Эти сведения идут от чиновника "Совинфильма" Сурикова. Всё ясно! Значит, картина продана!" 10 февраля 1979 года Тарковский пишет: "Кажется, действительно, "Сталкер" будет моим лучшим фильмом. Это приятно, не более. Вернее, это придаёт уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах. Мне они не нравятся – в них много суетливости, преходящего, ложного. (В "Сталкере" этого меньше всего)..." Тарковскому подсказали идею сделать картину двухсерийной, чтобы за счёт дополнительных денег переснять материал. Благодаря несчастью, у Тарковского появилась возможность снять новый двухсерийный вариант фильма по обновлённому сценарию. Многочисленные изменения и обсуждения повлияли положительно на конечный результат, поскольку многие известные режиссёры помогли советом, и из полудетективного фильма, который Андрей Тарковский называл «проходным», получилась философская притча – ныне признанный шедевр кинематографа. Если бы первый фильм «Сталкер» не пошёл в брак, получился бы шедевр второго варианта? По личному опыту знаю: если что-то не получается, значит должно получиться ещё лучше! Этот фильм величайшая мистификация. Тарковский ожидал провала, а фильм признали (на Западе) шедевром кинематографа. Я бы дорого дал, чтобы увидеть первоначальную версию фильма. Она хранилась в единственном экземпляре на квартире, но была уничтожена. Григорий Померанц подарил Тарковскому текст своей второй (не защищённой) кандидатской диссертации о буддизме. Андрей очень проникся этой философией и а фильме воплотил это в мыслях Сталкера: «Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко. А когда оно сухо и жёстко, оно умирает. Чёрствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Потому, что отвердело, то не победит». Фильм «Сталкер» имел фактически три варианта. В первом варианте сценария, написанного братьями Стругацкими, «плохой» Кайдановский ведёт двух людей в зону, чтобы заработать. «Ты должен делать добро из зла, потому что больше не из чего делать». Эти слова Р.П.Уоррена послужили эпиграфом к сценарию. Если в первом варианте фильма Сталкер был корыстным преступником, то в итоговом варианте сталкер в исполнении Александра Кайдановского превращается в блаженного, апостола новой веры. Многочисленные переписывания сценария братьями Стругацкими в угоду режиссёру, который никак не мог сформулировать свои пожелания, привели к созданию образа сталкера, которого не было в повести "Пикник на обочине". «Вот, наконец-то, мой сценарий» – выкрикнул Тарковский, когда ознакомился с последним вариантом сценария. Во время съёмок фильма "Сталкер" Тарковский был особенно требователен к Александру Кайдановскому. Тарковский не любил актёров, которые предлагают своё видение роли и вмешиваются в процесс создания образа. Он говорил, что если бы мог, то вообще не рассказывал актёрам сюжет картины. «Мне очень близко требование Тарковского играть не слова, не смысл эпизода, а состояние», – говорил Кайдановский. Но в итоге, по словам очевидцев, Кайдановский проклинал, что связался с фильмом «Сталкер», впоследствии сделавшим актёра всемирно знаменитым. «Нужно было сотворить маленькое чудо каждый раз, чтобы снять «Сталкер», – вспоминает художник на картине «Сталкер» Рашид Сафиуллин.
Комментарии
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1994
С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература