Литовцы охотятся на бывших кагебешников

Новый сезон охоты на бывших работников и агентов КГБ в Литве начался после того, как в списках консервативной Партии Труда и Социал-демократической партии Литвы, лидирующей в опросах общественного мнения, вдруг оказались бывшие сотрудники этой некогда могущественной организации.

 Эта информация о наличии в партийных рядах бывших отставников советского КГБ стали появляться в литовской прессе с середины августа. Тогда в списках Партии Труда обнаружили двух бывших сексотов КГБ, а двумя неделями позже они обнаружились и в рядах правящего Союза Родины - Христианских демократов Литвы. В обоих случаях бывших кагебешников тут же из списков исключили.

Однако, в минувшую пятницу оказалось, что и среди социал-демократов находятся шесть бывших отставников КГБ, и среди них бывший замминистра Связи Валериус Пономаревас. А ведь именно партия Альгирдаса Буткевюса лидирует по результатам опросов общественного мнения. Выборы в новый литовский парламент состоятся уже 14 октября.

Вообще, вопрос об отношении к отставникам КГБ, так же как и оценка советского времени, уже долгие годы разделяет литовское общество. Закон о люстрации Вильнюс утвердил лишь в 2000 году, причем после этого в него неоднократно вносились поправки. Два года тому назад приняли поправку, которая обязывала Центр исследования геноцида и движения народного сопротивления опубликовать списки бывших агентов КГБ. Первые 238 фамилий появились на интернет-страницах в феврале этого года. И эти списки постоянно пополняются, потому что, как подчеркивает Центр, просто не хватает средств для того, чтобы исследовать все доступные документы.



О бывших агентах КГБ, которые участвовали в политической жизни страны, довольно громко говорили в 2006 году. Тогда бывшими офицерами запаса этой организации оказались бывший посол Литвы в Польше и министр иностранных дел Антанас Валионис и директор департамента Государственной Безопасности Арвидас Поцюс.

Специальная парламентская комиссия тогда прояснила ситуацию, установив, что статус офицеров запаса КГБ отличался от статуса кадровых сотрудников. Запас составлял только так называемую «мобилизационную» часть этой организации, предусмотренную на случай чрезвычайных ситуаций, таких как война, стихийные бедствия и массовые нарушения общественного порядка. И тогда парламентарии установили, что Валионис и Поцюс не представляют угрозы для национальной безопасности Литвы.

Однако годом позже литовские власти все же внесли еще одну поправку, согласно которой на таких бывших офицеров запаса КГБ накладывается ограничение на занятие государственной службой в десять лет. Они не могут занимать должности, которые назначает Сейм, президент или премьер, а также должности прокуроров, министров и заместителей министров. Этот запрет действует и на работу в министерствах безопасности и иностранных дел.

Согласно мнению литовских историков с советскими спецслужбами работало около 4 тысяч человек. И лишь 1 600 из них признались в этом сотрудничестве перед люстрационной комиссией.